Решение Конституционного Суда "Об электронной идентификации граждан"

Рэквізiты
Прыняты: 
6 декабря 2005 г. № П-165/2005

07.12.2005 № 01/551

Совет Министров

Республики Беларусь

На личном приеме граждан, проведенном 24 ноября 2005 г. Председателем Конституционного Суда, обратилась группа православных христиан по вопросам, касающимся электронной идентификации граждан, создания и объединения электронных баз личных данных, планируемой выдачи новых удостоверений личности, содержащих электронную информацию и биометрические данные.

Кроме того, в последнее время в Конституционный Суд обращаются граждане, которые, отказавшись в свое время от получения паспорта нового образца, столкнулись с проблемой оформления пенсии, получения пособия в связи с нахождением на иждивении.

Не исключена возможность возникновения аналогичных вопросов при оформлении наследственных прав, нотариальном удостоверении сделок, осуществлении гражданами иных прав и исполнении обязанностей.

Конституционный Суд уже рассматривал проблему личного номера в паспорте в своих решениях от 26 июня 2001 г. «Об идентификационном номере в паспорте гражданина Республики Беларусь» (письмо от 28 июня 2001 г. № 05-04/837 Премьер-министру Республики Беларусь) и от 15 апреля 2004 г. «Об обращении Митрополита Минского и Слуцкого Патриаршего Экзарха всея Беларуси» (письмо от 17 апреля 2004 г. № 05-10/36-206 в Министерство внутренних дел Республики Беларусь).

В решении от 15 апреля 2004 г. Конституционный Суд отмечал, в частности, актуальность проблемы паспортизации граждан, отказывающихся от получения новых паспортов. Для избежания конфликта, в основе которого лежат религиозные убеждения верующих, по мнению Суда, следовало бы найти такое решение вопроса, когда права граждан не противопоставлялись бы интересам государства, а обеспечивались надлежащим образом.

По сообщению Министерства внутренних дел, внесение универсального номера идентификации в паспорта (идентификационные карточки) граждан предусмотрено почти в 100 странах мира. Вместе с тем в ряде развитых стран таких требований к оформлению паспортов не установлено, в частности, в США, Канаде, Новой Зеландии, Ирландии, Германии, Франции, Бельгии, Греции, Люксембурге, Португалии, Испании. В большинстве из перечисленных стран не существует универсального номера идентификации, при этом широко распространено использование номеров социального страхования. В США, например, функцию личного номера выполняет номер социального страхования, в Нидерландах – административный номер, не содержащий информации о лице, к которому он имеет отношение.

Конституционный Суд полагает, что при принятии органами государственной власти соответствующих решений по обозначенной проблеме нельзя не обратить внимания в том числе на позицию Православной Церкви, обнародованную на официальном сайте Московского патриархата, направленную как на поиск возможных путей и способов разрешения имеющих место конфликтных ситуаций с участием отдельных верующих, отказывающихся от получения паспорта нового образца по причине наличия в нем личного (идентификационного) номера гражданина, так и на предостережение о возможных последствиях для общества в связи с введением электронных систем идентификации и учета граждан.

Кроме того, Конституционный Суд обращает внимание на следующие обстоятельства.

В послании Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Президенту Российской Федерации В.В.Путину отмечается: «Учитывая опасения многих верующих граждан, Собор призывает государственную власть принять во внимание их озабоченность при разработке новых образцов основного документа гражданина России, который, как мы считаем, не должен содержать отметки о личном коде, а также каких-либо данных, неизвестных или непонятных владельцу документа. Необходимо приложить все усилия, чтобы развитие законодательства и административной практики в сфере идентификации граждан не ущемляло их вероисповедной и мировоззренческой свободы» (Журнал Московской Патриархии. 2004. № 10).

В обращении Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2005 г. к органам власти стран Содружества Независимых Государств и Балтии акцент сделан на то, что нет ничего греховного и в использовании для учета граждан, для обеспечения безопасности человека и общества последних технических достижений, в том числе электронных средств, лишь развивающих уже привычные методы. Так, описания и изображения человеческого лица и тела использовались в целях безопасности еще в древние века. Совершенствование способов их записи не несет в себе ничего принципиально нового.

Как считает Синод, наряду с техническими преимуществами создание и объединение массивов личной информации, а также развитие электронных средств опознания личности таит в себе немало опасностей. Возрастает зависимость человека от неизбежных технических сбоев, ошибок, халатности персонала или вмешательства злоумышленников. Не исключена возможность централизованного сбора сведений о частной жизни граждан и об их убеждениях. Это создает угрозу правам и свободе личности, делает возможным тотальный контроль за жизнью человека, в том числе за его мировоззрением. Такое развитие событий усиливает опасность предвзятого отношения к человеку на основании его религиозных, политических или иных взглядов. Синодом, в частности, отмечается опасность сбора и хранения данных о частной жизни людей, особенно об их религиозном и политическом выборе, здоровье, круге общения, путешествиях и т.п. Позиция Синода заключается в том, что вряд ли оправданно дистанционное опознание человека без его ведома, особенно в местах, где он не должен представляться; средства опознания человека не должны вредить его здоровью, унижать его честь и достоинство; в системах учета нельзя присваивать человеку некий номер, который будет использоваться вместо имени. По мнению Синода, главное не допустить, чтобы люди, по многим причинам отказывающиеся от участия в новой идентификационной системе, были отнесены на обочину жизни, существенно поражены в правах, подвергнуты дискриминации при приеме на работу, распределении социальной помощи и т.д. Для таких граждан должна быть предусмотрена альтернатива, позволяющая полноценно жить в обществе, не препятствующая осуществлению их прав и свобод, пользованию законными льготами независимо от тех или иных форм идентификации личности.

Конституционный Суд полагает, что вышеизложенная позиция заслуживает внимания и может быть учтена при подготовке проекта Закона «О регистре населения Республики Беларусь», иных актов, направленных на правовое регулирование создания электронных систем идентификации и учета, защиты персональной информации в целях максимального обеспечения конституционных прав и свобод граждан, совершенствования механизма их гарантий, а также при принятии решений по вопросам, требующим безотлагательного реагирования.

Вносится в порядке статьи 7 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь».

Принято на заседании Конституционного Суда 6 декабря 2005 г.

 

Председатель

 

Г.А.Василевич