Методические рекомендации по организации сотрудничества учреждений образования с Белорусской Православной Церковью

Проблема совершенствования внутреннего мира человека, его духовности и морали актуальна для белорусского общества. Перед педагогическими коллективами учреждений образования ставится задача воспитания нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать свою ответственность за судьбу Отечества и своего народа.

Проблема совершенствования внутреннего мира человека, его духовности и морали актуальна для белорусского общества. Перед педагогическими коллективами учреждений образования ставится задача воспитания нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать свою ответственность за судьбу Отечества и своего народа. Важным фактором реализации данной задачи является организация целенаправленного и плодотворного взаимодействия учреждений образования с Белорусской Православной Церковью на основе Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2011-2014 годы[1] (далее — Программа).

Программа направлена на объединение усилий органов управления образованием, учреждений образования, церковных и общественных организаций для использования потенциала православных традиций и ценностей в формировании личности человека, духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей и молодежи, в коррекции поведения и социальной поддержке детей и подростков с девиантным поведением, оказавшихся в социально опасном положении, а также на проведение совместных научных исследований по духовно-нравственной, религиозно-философской, психолого-педагогической, церковно-исторической и культурологической тематике.

На основе республиканской Программы сотрудничества областными управлениями образования и Епархиальными управлениями составляются региональные программы.

Порядок, условия, содержание и формы взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся определены в Положении о порядке, условиях, содержании и формах взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 838[2] (далее — Положение).

В соответствии с Положением учреждения образования могут осуществлять сотрудничество с Белорусской Православной Церковью на основе соглашения между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусским Экзархатом (далее — Соглашение), заключенного в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь.

Взаимодействие учреждения образования с религиозной организацией в вопросах воспитания обучающихся в рамках Соглашения может быть инициировано религиозной организацией или администрацией учреждения образования с согласия учредителя учреждения образования. В рамках Соглашения религиозные организации и учреждения образования подписывают план взаимодействия в вопросах воспитания обучающихся (далее — план взаимодействия) на учебный год.

План взаимодействия согласовывается с учредителем учреждения образования, и его положения включаются в план воспитательной работы учреждения образования на текущий учебный год. По окончании учебного года учреждение образования и религиозная организация готовят совместный отчет о результатах реализации плана взаимодействия, который представляется в республиканское религиозное объединение и учредителю учреждения образования.

Участие обучающихся в мероприятиях, проводимых совместно с религиозной организацией в рамках плана воспитательной работы учреждения образования, допускается только на основании письменных заявлений обучающихся (законных представителей несовершеннолетних обучающихся). Обучающиеся (законные представители несовершеннолетних обучающихся) ежегодно письменно подтверждают свое согласие на участие в мероприятиях, проводимых совместно с религиозной организацией (примерная форма согласия — в приложении №1).

Содержание взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся определяется исходя из следующих основных направлений:

§ гражданское, нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на основе духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа;

§ ознакомление с историко-культурным и духовным наследием, забота о сохранении и восстановлении памятников истории и культуры;

§ работа с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей;

§ организация досуга и оздоровления детей и подростков;

§ работа с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми, находящимися в социально опасном положении, детьми, нуждающимися в особых условиях воспитания;

§ профилактика правонарушений, асоциального поведения обучающихся;

§ пропаганда здорового образа жизни;

§ деятельность по охране окружающей среды;

§ профилактика влияния на молодежь религиозных организаций, их органов и представителей, деятельность которых направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.

Для углубленного изучения духовно-нравственного и культурного наследия Православия, его роли в формировании белорусской государственности и патриотическом воспитании детей и учащейся молодежи по желанию обучающихся и их законных представителей предоставлена возможность посещать факультативные занятия[3], программы которых утверждены в установленном порядке[4].

Рекомендуется проведение совместных научных исследований по духовно-нравственной, психолого-педагогической, церковно-исторической и культурологической тематике с выходом на научно-практические конференции, семинары на уровне учреждения образования, района, города, области. Следует продолжить традицию организации научно-практических конференций, конкурсов исследовательских работ обучающихся по современным вопросам истории Православия, роли Православной Церкви в формировании духовных, культурно-исторических государственных традиций белорусского народа.

Работа учреждения образования и Белорусской Православной Церкви по гендерному и семейному воспитанию молодежи на основе христианских ценностей должна быть направлена на принятие молодым поколением таких понятий как целомудрие, крепкая семья, ответственное родительство, уважение родителей. В проводимой работе педагогу необходимо использовать индивидуальный подход, опору на жизненный опыт обучающегося, учет его личных особенностей, включение в активную деятельность. Эффективные методы формирования личности старшеклассников — диспуты, дискуссии и ток-шоу, которые представляют собой живое обсуждение тем, волнующих молодежь.

Приоритетом в совместной деятельности учреждений образования и Белорусской Православной Церкви должно стать формирование у детей и учащейся молодежи активной жизненной позиции, основанной на нравственно-этическом фундаменте христианства. Эффективной формой работы с обучающимися является этика малых дел, направленных на помощь конкретным людям. В республике сложился опыт работы по реализации волонтерских проектов, ориентированных на развитие милосердия, благотворительности и добротворчества, привлечение обучающихся к работе по восстановлению и охране памятников истории и культуры, уходу за могилами и местами захоронения защитников Отечества.

Учреждениям образования следует продолжить организацию работы в учреждениях образования отрядов «Милосердие», «Забота», развивать иные формы детского и молодежного волонтерского движения с целью оказания помощи одиноким гражданам, инвалидам, ветеранам войны и труда, шефства над интернатными, социально-педагогическими учреждениями, по уходу за памятниками погибшим воинам.

Гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие личности осуществляется в педагогическом процессе через осознанное принятие школьниками культуры своего народа, традиционные православные белорусские праздники. Приносит свои положительные плоды организация работы в учреждении образования фольклорной мастерской, коллективов творческой художественной деятельности совместно с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, социокультурными объектами: библиотеками, кинотеатрами, театрами, музеями.

В ходе знакомства обучающихся с историческими памятниками белорусского народа целесообразно раскрывать не только их культурную, но и духовную значимость, роль и место в духовной жизни нашей страны. Необходимо более широкое знакомство обучающихся с Кирилло-Мефодиевским наследием в культуре славян, с национальным символом, святыней народа Беларуси — напрестольным Крестом преподобной Евфросинии Полоцкой, иконографическими традициями, музыкальной культурой как духовными идеалами христианства. Обучающихся следует знакомить с такими реликвиями белорусской нации, как Слуцкое Евангелие, Полоцкое Евангелие и Лавришевское Евангелие. Внесет значительный вклад в патриотическое воспитание детей и молодежи размещение в учреждениях образования исторических сведений о просветителях и подвижниках православия, с которыми неразрывно связана история становления белорусского государства, таких как преподобная Евфросиния Полоцкая, святитель Кирилл Туровский, святая София Слуцкая, святитель Георгий Конисский и многих других.

Заслуживает внимания выставка «Патриотическое служение Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны» Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, открывающая новые страницы истории Беларуси; мероприятия «Спасаўка-ласаўка», «Вербная няделя» Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта, включающие адресные игровые образовательные и досуговые программы на основе традиций белорусского народа.

Особое внимание следует уделять православному краеведению, которое позволяет прикоснуться к своим корням, святыням родного края. Рекомендуется создавать в учреждениях образования группы краеведов, организовывать научно-исследовательскую работу по изучению, выявлению и воссозданию святынь родного края. Результатом их работы могут стать фотовыставки, тематические фильмы и презентации, проекты, разработка туристских маршрутов, издание краеведческих словарей.

Следует выделить приоритетную важность включения духовно-нравственной компоненты в работу с семьей, в семейное воспитание. Рекомендуется знакомить родителей с позитивными православными традициями семейного воспитания, а также использовать потенциал Православной Церкви в работе по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.

Хорошо зарекомендовали себя в практике работы педагогических коллективов такие формы работы, как: «Школы для родителей», клуб «Когда мы вместе», «Родительские субботы», проведение совместных праздников, индивидуальных консультаций, родительских семинаров, собраний, конференции отцов «Роль отца в воспитании патриота и гражданина своего Отечества», совместных детско-родительских проектов. В рамках Программы запланировано проведение цикла обучающих семинаров для приемных родителей «Проблема воспитания ребенка в приемной семье: духовно-нравственный аспект», которые рекомендовано проводить и на региональном уровне в рамках сотрудничества с Белорусской Православной Церковью. Актуальным представляется участие учреждений образования в духовно-просветительской программе «Семья — Единение — Отечество», проводимой областными управлениями образования, институтами развития образования совместно с Белорусской Православной Церковью.

Целесообразно объединять усилия учреждений образования, религиозных и общественных организаций для коррекции поведения и социальной поддержки детей и подростков с девиантным поведением, оказавшихся в социально опасном положении, профилактике правонарушений и преступлений в подростковой и молодежной среде. Следует проводить в учреждениях образования воспитательную работу, направленную на формирование ответственного поведения обучающихся, основанную на нормах морали и права. Особое внимание необходимо обратить на организацию и проведение совместных акций по профилактике суицидов, употребления психоактивных веществ, информационных мероприятий, направленных на профилактику негативного влияния тоталитарных сект и деструктивных культов.

Поиск путей совершенствования духовно-нравственного воспитания, эффективных форм сотрудничества с Белорусской Православной Церковью реализуется через осуществление экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования. В настоящее время успешно реализуются инновационные проекты: «Внедрение программы факультативных занятий «Православные святыни Беларуси», «Внедрение модели взаимодействия семьи и учреждения образования в современной социокультурной среде», «Внедрение модели формирования культуры чтения». Целесообразно продолжать работу по реализации проекта «Внедрение программы духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников на православных традициях белорусского народа».

Эффективность проводимой работы напрямую зависит от профессиональной компетентности педагога, его личного примера, поведения, отношения к обучающимся, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Для педагогических работников традиционно проводится целевое повышение квалификации «Основы православной культуры», «История православия», «Православное краеведение: наука и практика» на базе ГУО «Академия последипломного образования», областных / Минского городского институтов развития образования.

Рекомендуется продолжить работу по организации мероприятий по повышению квалификации педагогических работников учреждений образования по проблемам духовно-нравственного воспитания обучающихся, профилактике деятельности псевдорелигиозных структур: семинаров «Проблемы подготовки учащейся молодежи к семейной жизни», «Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном учреждении», «Православные святыни белорусского народа», конференции «Духовное возрождение общества и православная книга» и др.

Значимое место в совершенствовании научно-методического обеспечения занимают традиционные республиканские и международные конференции — Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, Свято-Евфросиниевские педагогические чтения. Рекомендуется систематизировать и активизировать участие как педагогов, так и научной общественности в указанных мероприятиях, и иных конференциях и семинарах, проводимых управлениями образования облисполкомов, комитетом по образованию Мингорисполкома, государственными учреждениями образования республиканского подчинения совместно с епархиями Белорусской Православной Церкви.

В помощь педагогам, организующим работу по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи возможно организовывать работу областных / Минского городского методических семинаров по данной тематике.

Следует обратить внимание на формирование здорового эмоционально-психологического климата в коллективе, на эстетику оформления учреждения образования и проводимых мероприятий, на соблюдение правил этикета, норм морали в повседневной жизни обучающихся.

При проведении совместной работы следует обратить особое внимание на информационное сопровождение реализации Программы для формирования заинтересованности проблемой духовно-нравственного воспитания обучающихся, широкого включения в реализацию ее мероприятий педагогических работников и общественности.

Предполагается освещение хода выполнения настоящей Программы в средствах массовой информации, на официальных интернет-сайтах Министерства образования Республики Беларусь, Белорусской Православной Церкви. Рекомендуется использовать возможности интернет-сайтов учреждений образования, размещая информацию о формах взаимодействия, о планируемых мероприятиях и их результатах, организуя онлайн-опросы по вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Для обобщения и распространения опыта сотрудничества учреждений образования и Белорусской Православной Церкви необходимо шире использовать возможности региональных и республиканских периодических изданий, осуществлять подготовку и издание научно-методических пособий для педагогических работников по духовно-нравственному воспитанию обучающихся на основе православных традиций белорусского народа, продолжить формирование банка данных лучшего опыта работы в этом направлении.

Примерная форма письменного заявления (согласия) обучающегося и законных представителей на участие в мероприятиях, проводимых совместно с религиозной организацией в рамках плана воспитательной работы учреждения образования - в приложениях (zajava.doc, 18 kb)

 

[1] Сайт Министерства образования Республики Беларусь minedu.unibel.by

[2] Сайт www.pravo.by

[3] Программы размещены на сайте Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь www.adu.by и опубликованы в научно-методических изданиях

[4] Программы факультативных занятий по краеведению утверждаются через областные / Минский городской институты развития образования

ДадатакПамер
zajava.doc18 КБ