Комментарий юриста в связи с задержанием Свидетеля Иеговы в Беларуси
Мы сообщали о первом в Беларуси задержании Свидетеля Иеговы из России Николая Махаличева. Подробности о данной ситуации можно найти и в других белорусских медиа (напр. здесь и здесь), а также в информации международной мониторинговой организации Форум 18.
Ситуацию комментирует наш эксперт Дина Шавцова.
Религиозные организации Свидетелей Иеговы зарегистрированы с Беларуси с начала 90-х, в состав религиозного объединения входят 27 общин. В 2019 году на Минском стадионе «Трактор» прошел очередной традиционной конгресс Свидетелей Иеговы (см. здесь и здесь) (); ) . Как известно, в Беларуси такие массовые мероприятия требуют не только тщательной организационной подготовки, но в первую очередь должен быть «зеленый свет» от властей, а именно разрешение, полученное в соответствии с Законом РБ «О массовых мероприятиях». И коль такое разрешение получено, то значит и само мероприятие, и деятельность Свидетелей Иеговы, в целом, являются в Беларуси законными и не вызывают у государства озабоченности ввиду отсутствия признаков экстремизма.
В то же время в соседней России совершенно иная картина - как известно, религиозные организации Свидетелей Иеговы признаны экстремистскими и их деятельность запрещена, огромное количество верующих подвергнуты уголовному наказанию или преследуются (см).
Николай Махаличев один из тех верующих, в отношении которого в России возбуждено уголовное дело за организацию деятельности местной религиозной организации Свидетелей Иеговы, которая признана Верховным Судом РФ экстремисткой. И в этой связи в рамках розыскного дела РФ он был задержан на территории Беларуси как лицо находящееся в межгосударственном розыске для последующей выдачи.
В Беларуси в 2007 года действует Закон «О противодействии экстремизму», который определяет правовые и организационные основы противодействия экстремизму в целях защиты прав, свобод и законных интересов личности, конституционного строя и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечения безопасности общества и государства. Данный Закон (статья 1) относит к экстремистской следующую деятельность различных организаций, в том числе религиозных, «по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:
насильственное изменение конституционного строя и (или) территориальной целостности Республики Беларусь;
захват или удержание государственной власти неконституционным путем;
создание организации для осуществления экстремистской деятельности, экстремистской организации, экстремистской группы (далее – экстремистские формирования);
создание незаконного вооруженного формирования;
осуществление террористической деятельности;
разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни;
организацию и осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни, политической или идеологической вражды;
пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
реабилитацию нацизма, пропаганду или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики, а равно хранение или приобретение такой символики или атрибутики в целях распространения;
распространение экстремистских материалов, а равно на изготовление, издание, хранение или перевозку в целях распространения таких материалов;
воспрепятствование законной деятельности государственных органов, в том числе Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательных комиссий, комиссий по референдуму или комиссий по проведению голосования об отзыве депутата, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов или комиссий, совершенное с применением насилия, угрозы его применения, обмана, подкупа, а равно на применение насилия либо угрозу насилием в отношении близких названных должностных лиц в целях воспрепятствования их законной деятельности или принуждения к изменению характера такой деятельности либо из мести за выполнение ими служебных обязанностей;
финансирование экстремистской деятельности, иное содействие в ее осуществлении, в том числе путем предоставления недвижимого имущества, средств электросвязи, учебных, полиграфических, других материально-технических средств или информационных услуг;
публичные призывы к деятельности и действиям, указанным в абзацах втором – тринадцатом настоящей части.»
Мы не имеем информации о том, чтобы в Беларуси в деятельности религиозных организации или верующих Свидетелей Иеговы находили признаки экстремизма и применяли к ним в соответствии с Законом меры противодействия, включая приостановление деятельности, признание экстремистской или запрещение деятельности.
С уверенностью можно полагать, что и в Беларуси, и в России Свидетели Иеговы исповедуют одно и то же вероучение, имеют одинаковую культовую практику. Но почему-то в соседнем государстве данная деятельность вызывает опасения, вплоть до преследований и применения жестких, выходящих за рамки международных стандартов соразмерности ограничений, мер уголовной ответственности.
Остается только высказать надежду, что в ситуации Николая Махаличева будут использованы и применены правовые механизмы, включая международные, и Беларусь не прибегнет к депортации.
Дапісаць новы камэнтар