Богословское и светское образование в современном обществе

Аўтар: 
Поднюк Сергей

Без богословского образования нельзя говорить о развитии христианского мировоззрения и распространении подлинных христианских ценностей. Кроме того, богословское образование должно сыграть определяющую роль для усиления позиций христианства в современном секулярном обществе, для глубокого знакомства со своим собственным вероучением, а также для развития диалога с другими религиозными традициями. Один существенный момент часто упускается из виду, когда обсуждается церковная жизнь в современной обществе – это то, что Церковь, к сожалению, по настоящему находится на периферии жизни общества, которое по всем параметрам является секулярным. Всплеск интереса к христианству был несколько лет назад, когда утеря четкой социальной ориентации в совсем еще недавнем историческом прошлом привела в церкви много новых людей, но большинство из них, особенно пришедших в православные храмы, не стали воцерковленными людьми. Люди часто черпали необходимую информацию о Боге и Церкви из самых неожиданных источников, которые часто затруднительно назвать христианскими. Стоит ли удивляться тому, что в нашем обществе имеет место смесь христианства, суеверий, восточных религий и язычества. Следовательно, служители церкви должны помочь людям иметь правильный взгляд на Бога и Библию. Следовательно, даже на этом, так сказать просветительском, уровне качественное богословское образование необходимо. Даже для людей, только начавших христианскую жизнь, необходимо духовное образование. Самый прямой и естественный путь для этого - развивать систему воскресных школ для детей и библейских школ для взрослых и т. д. А для этого необходимы хорошие преподаватели, которые смогут качественно ответить на вопросы и помочь в изучении христианства. И здесь необходимо наличие средних и высших богословских учебных заведений – колледжей, семинарий и институтов. Сразу оговорюсь, что здесь идет речь не о религиоведении. Я убежден, что невозможно построить серьезную систему богословского образования без хорошей конфессиональной основы.

Возможность религиозного просвещения и начального богословского образование, то есть преподавание христианства в средних школах - это отдельный большой вопрос. Но я не буду сейчас на этом останавливаться, так как это отдельный и достаточно сложно решаемый вопрос. Я хочу перейти к проблемам и перспективам традиционного (конфессионального) и независимого (светского) богословского образования на уровне вузов.

Традиционное богословское образование (теологические институты, семинарии и академии) обеспечивает подготовку священнослужителей и церковнослужителей, готовит новые кадры преподавателей богословских дисциплин и способствует появлению ученых-богословов. Такое образование имеет огромное значение в жизни Церкви и в развитии христианского богословия. К трудностям в данной сфере относится явная нехватка современной богословской литературы, особенно качественных учебников, а также небольшое количество преподавателей, имеющих ученые степени в богословии. Эти факторы более чем существенны, но со временем они будут решаться. Еще одна трудность, присущая во многом нашему народу в целом – это боязнь нововведений. Мы привыкаем к традициям, укоренившимся среди нас, не замечая, что мир вокруг меняется, и мы должны быть готовы отстаивать христианские ценности в современном обществе, отвечая на вызов времени. Мы боимся ставить «трудные» вопросы современности и открыто их обсуждать. В то время как в образовании вообще и в религиозном образовании в частности важно столкновение с проблемой, которое приводит к размышлению, а иногда и к серьезному кризису. Но без этого немыслимо духовное развитие. Столкновение различных традиций, подходов, ценностей, а также некоторые расхождения во взглядах сами по себе неопасны, но, напротив, приводят к зрелой критической оценке тех или иных явлений. Ведь каждый по опыту знает, что жизнь намного сложнее и запутаннее, чем логика четких разграничений и абстрактных понятий.

Ничего не меняя, мы ничего не добьемся. Церковь должна изменяться, чтобы выполнить план Бога, но при этом не менять вечные моральные ценности, данные человечеству Богом с самого начала сотворения мира. Перед нами четко сформулированная образовательная задача: «Идите, научите все народы» (Мф. 28:19).

Современное богословское образование должно, не теряя вечных христианских ценностей и традиций, отвечать на проблемы, которые ставят перед современным человеком секулярное общество, светская культура и наука. Для этого необходимо тесное взаимодействие богословского и общегуманитарного знания. Острые проблемы социологии, антропологии, современной культуры, философии должны занять важное место в учебном процессе. Без критического осмысления всех реалий современного мира нельзя говорить о полноценном образовании. Быстрое развитие науки и связанные с этим успехи технологии вызывают у многих людей впечатление, что только точное научное знание может служить основой постижения действительности, а научные открытия обеспечат материальный и социальный прогресс человечества. Соответственно, вопросы взаимоотношений религиозного и научного мировоззрений приобретают особую остроту. Без выработки открытого христианского взгляда на самые трудные проблемы истории и современности нельзя говорить о полноценном богословском мышлении, творческом развитии христианского богословия.

Существенное место в учебных программах должна занимать история и теория культуры. Здесь преподавание не должно сводиться к истории церковного искусства и христианской культуры (хотя это очень важно). Речь должна идти, скорее, о христианской истории культуры, о выработке целостного христианского взгляда на все ее проблемы, включая современную культуру и постмодернизм.

Преподавание библеистики должно быть центром учебного процесса. В современной библеистике накоплен огромный потенциал для более глубокого постижения Священного Писания. Необходимо показать роль Библии в жизни современного человека. Конечно, изучение библеистики немыслимо без глубокого изучения древних языков. Но важно так же и взаимоотношение религиозного и научного мировоззрений в современном мире. Для формирования цельного взгляда на мир очень важно, чтобы студенты богословских учебных заведений знали современные концепции естествознания. Введение в учебные планы курсов по взаимоотношению религии и науки поможет понять роль веры жизни современного общества.

Важную роль в современном мире играет диалог между различными культурными и религиозными традициями, межконфессиональный диалог. Необходимо умение и желание слушать и понимать другого, даже если мы отличаемся во взглядах на религию и культуру. Это не означает уклон в сторону синкретизма, но внимание к другой традиции, стремление ее понять и желание воспользоваться плодами многообразия конфессий.

Теперь я перейду к проблеме светского богословского образования или к вопросам введения преподавания общего богословия в светских ВУЗах. В этом термине уже присутствует противоречие. Слова «светское богословское образование» или «независимое богословское образование» звучат непривычно и сразу указывают на проблему. В недавнем нашем прошлом эту тему вообще нельзя было обсуждать, но и на Западе отход богословского образования от четко выраженной конфессиональной принадлежности стал заметен относительно недавно, и эта проблема сейчас активно обсуждается. Допустимы ли вообще светские богословские школы? Такая постановка вопроса как бы провоцирует отрицательный ответ. Гораздо привычней и спокойней видеть духовные, теологические или библейские (в зависимости от конфессии) семинарии под вниманием епископов Церкви, которые тем самым заботятся о воспитании новых кадров священнослужителей. Это совершенно естественно и правильно. Но попробуем сформулировать наш вопрос немного по-другому: можно ли обойтись без независимых богословских школ в современном секулярном обществе.

Кажется, все согласны с необходимостью введения общих курсов религиоведения или истории и теории религии в светских учебных заведениях, а вот вопрос о преподавании конфессионального богословия вызывает много споров. Выше я уже отметил, что на аморфном религиоведении нельзя построить серьезную систему богословского образования, для этого должна быть конфессиональная основа. Конечно, студенты должны иметь право выбора, но, видимо, здесь надо идти по пути создания конфессиональных отделений. Между тем, стиль преподавания богословия в светских учебных заведениях существенно отличается от традиционных семинарий и теологических институтов. Ведь независимые богословские школы призваны дать качественное гуманитарно-богословское образование светским специалистам, а не готовить священнослужителей. Преподавание здесь должно концентрироваться на академических богословских дисциплинах в тесной взаимосвязи с общегуманитарными и естественнонаучными предметами.

Цель светского богословского образования – подготовка квалифицированных специалистов, работающих в области религии: преподавателей, исследователей, журналистов, социологов, историков. Высокий уровень образования и кругозор таких специалистов может способствовать правильному отношению общества к Церкви и христианским ценностям. В такой среде сам собой снимается вопрос о тесной вовлеченности богословия в проблемы современного мира.

На мой взгляд необходимо тесное сотрудничество между церковными учебными заведениями и богословскими отделениями в светских ВУЗах. Конечно, такая работа сопряжена с большими трудностями, так как сложно убеждать чиновников, выросших на атеизме. Значит, необходимо так сформулировать цели и задачи религиозного и богословского образования и его важность для светского общества, чтобы они были понятны и убедительны чиновникам от образования, законодателям, родителям, от которых во многом зависит образование детей. При этом необходимо избегать как идеологизации религии, так и общего религиоведческого подхода. И то, и другое весьма опасно. Идеологизация оттолкнет серьезных вдумчивых людей (я уже не говорю о том, что она несовместима с толерантностью, уважением к другим традициям), а общее религиоведение не может быть основой серьезного богословского образования, зато способно породить безразличие к ценностям той или иной конфессии.

Еще раз подчеркнем, что задачи эти сложные и здесь не обойтись без тесного взаимовыгодного сотрудничества между светскими религиоведческими факультетами учебных заведений и традиционными конфессиональными духовными учебными заведениями. По сути, перед нами сейчас стоит двойная задача. Во-первых, помочь церковным людям преодолеть негативное отношение к светской культуре, науке, обществу. Во-вторых, помочь «светским» людям (то есть большинству населения!) открыть для себя ценности христианства и богатство церковной традиции. Активный верующий человек сегодня нередко оказывается в весьма затруднительной ситуации, стараясь сделать выбор между духовным и светским, богословием и культурой, церковью и обществом, вселенским и национальным, преданием и современностью. Делая выбор в пользу одного, он приходит к отрицанию второго, тогда как призвание человека - одухотворять мир, в том числе науку, культуру, общественную жизнь. Необходимо учитывать менталитет современного человека, понять его проблемы. Говорить с ним надо на его языке, не оскорбляя назойливыми обличениями в бездуховности и неблагочестии. Сама церковная миссия и проповедь Евангелия должны быть адекватны условиям, в которых живет современный верующий.

Для того, чтобы религиозное и богословское образование выполняло свою задачу, оно должно быть рассчитано на самый широкий круг людей, то есть необходимо создать систему богословского образования на разных уровнях и в разных формах. Эта система должна включать в себя и конфессиональные, и светские учебные заведения. Для качественного образования нужна качественная литература. Подготовка и издание современной христианской литературы широкого спектра должны стать приоритетом на ближайшее время. Конечно, необходимы книги общего характера, просветительского уровня, но особое внимание следует уделять изданию учебников, хрестоматий, соответствующей периодики и специальной научной литературы, которая поможет заложить серьезный фундамент для дальнейшего развития.

Трудной проблемой в Беларуси является приобретение и издание богословской литературы. У нас ее практически не печатают. У нас почти нет отечественных богословов, которые бы писали книги и учебники. В виду узконаправленного применения тиражи таких книг будут небольшими, следовательно, затраты на издание – достаточно высокими. Проблемы есть и с тем, что привоз книг на русском языке даже с России и официальное использование ее в библиотеках богословских учебных заведений требует определенного времени на проведение религиоведческих экспертиз государственными органами.

Для богословских учебных заведений есть определенные сложности с организацией учебного процесса для студентов. На основании «Закона о свободе совести и религиозных организациях» (статья 28) студенты духовных учебных заведений пользуются правами и льготами, установленными для государственных учебных заведений. Но механизм этот полностью не отрегулирован. В итоге возникают проблемы с вызовом на учебную сессию студентов-заочников, а также с отсрочкой призыва на воинскую службу студентов дневного отделения.

 

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
8 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.