Религия и образование в контексте национального законодательства Республики Беларусь о свободе совести

Аўтар: 
Старостенко Виктор

Развитие в условиях постсоветской Беларуси свободы вероисповедания, сотрудничества государства и религиозных организаций актуализировали проблему взаимоотношений образования и религии, что наиболее актуально для учреждений государственной системы образования. Проблема рассматривается в данном обзоре с религиоведческо-правовой точки зрения, на основе действующего национального законодательства, представленного применительно к сфере образования и религии законами «О свободе совести и религиозных организациях» 2002 г. (далее – Закон 2002 г.) и «О правах ребенка» (1993 г.), Кодексом «Об образовании» (2011 г.).[1]

Прежде всего необходимо определиться с понятиями светского и религиозного образования.

Светское (государственное) образование

Реализуя конституционный принцип свободы совести о праве каждого «самостоятельно определять свое отношение к религии» (ст. 31), законодательство Республики Беларусь закрепляет светский характер государственной системы образования. В соответствие со ст. 4 Конституции Республики Беларусь Закон 2002 г. запрещает устанавливать в качестве обязательной для граждан идеологию религиозных организаций (ст. 6). Статья 9 Закона определяет, что «национальная система образования в Республике Беларусь носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии». Подтверждается право граждан на равные возможности доступа к национальной системе образования независимо от их отношения к религии. При этом в учреждениях образования не допускаются создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций. Идея «светского характера образования» заложена также в ст. 2 «Основы государственной политики в сфере образования» Кодекса «Об образовании». На необходимость соблюдения принципа светскости образования неоднократно обращалось внимание в адресованных учреждениям образования инструктивных документах Министерства образования.

Какой должна быть практика образовательного процесса, чтобы соответствовать принципу светскости? Мы полагаем, что светское образование, как не преследующее цели формирования того или иного отношения к религии, может быть определено как образование, которое носит в отношении религии мировоззренчески нейтральный характер, не отдает предпочтение и не предполагает обучения какой-либо атеистической или религиозной идеологии; не направлено на катехизацию, «воцерковление» или другие формы вовлечения учащихся в религиозные организации, подготовку богословских кадров и служителей культа; не включает в себя культовые практики и исключает вмешательство религиозных организаций в деятельность государственных образовательных учреждений, содержание учебного процесса. К терминологическому ряду понятия «светское образование» полагаем необходимым относить такие определения, как «ознакомление с религиозными традициями», «изучение религии (истории религии)», «религиоведческое образование» и т.п., к формам выражения несветского образования – «обучение религии», «религиозное (конфессиональное) образование», «теологическое (богословское) образование», «атеистическое образование» и т.п.

Адекватной светской формой преподавания знаний о религии в государственных высших учебных заведениях является религиоведение. Главный урок изучения собственно религиоведческой традиции, как справедливо отмечал А.Н. Красников, состоит в том, что религиоведение «должно развиваться путем постоянного размежевания с теологией и атеизмом», абстрагироваться как от цели апологии верований, культовых и организационных форм той или иной конфессии, так и от задачи критики религии.[2] Данный учебный курс ориентирован на приобретение студентами научных, не ангажированных религиозным либо атеистическим мировоззрением, объективных и беспристрастных знаний по теории и истории религии, свободомыслия и свободы совести, в том числе применительно к прошлому и настоящему Беларуси.[3] Наряду с вузовским «Религиоведением» религиоведческие курсы с учетом возрастных особенностей обучаемых могут преподаваться и в учреждениях, обеспечивающих получение базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования – в виде занятий по «Основам религиоведения», «Истории религии», «Истории мировых религий» и т.п. В средней школе оптимальными видятся факультативные курсы по данным предметам.[4]

Утверждая светский характер образования, законодательство Республики Беларусь допускает возможность взаимодействия учреждений образования с зарегистрированными религиозными организациями, с учетом их влияния «на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа». Но сфера такого взаимодействия законодательно не включает процесс обучения, оно допустимо лишь «в вопросах воспитательной деятельности» и «во внеучебное время». Основанием для этого служат письменные заявления родителей или лиц, их заменяющих (самих совершеннолетних обучающихся) (ст. 9 Закона 2002 г.). Законодательные ограничения деятельности религиозных организаций в государственных учебных учреждениях обусловлены определяющим правом родителей на воспитание своих детей в соответствии со своим собственным отношением к религии (ст. 5 Закона 2002 г., статья "Право на определение отношения к религии" Закона «О правах ребенка»). Данные законодательные нормы не могут быть реализованы без строгого соблюдения светскости государственного образования. Нельзя не учитывать и того, что «школьные или студенческие аудитории являются поликонфессиональными, задача педагогов должна состоять в формировании ценностей веротерпимости». [5]

Важно обратить внимание и на проблемность идеи осуществления воспитательного процесса в государственных учреждениях с позиции духовно-нравственных ценностей определенных конфессий, которая активно пропагандируется некоторыми современными религиозными педагогами. Данная «педагогическая технология» не является светской, так как может быть реализована в целостном виде только в случае принятия воспитуемыми догматических основ определенной религии («нравственность через веру»).

Нередко высказывается мнение о возможности и правомерности введения в государственных учебных заведениях Республики Беларусь теологии, известна практика открытия в них теологических образовательных учреждений и соответствующих специальностей («Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла» Белгосуниверситета; специальность «теология» на историческом факультете Витебского государственного университета им. П.М. Машерова). Однако теология (греч. theología, от theós – бог и lógos – слово, учение), или богословие – это учение или совокупность доктрин о сущности и бытии Бога. Теология признает единственную (эксклюзивную) истину, являющеюся частью канона определенного вероучения, и задана рамками Божественного Откровения, выход за пределы которого ведет к «ереси». Теология по определению носит религиозный характер, неотделима от религиозной веры. Теологический подход, в отличие от религиоведческого, необходимо предполагает веру в Бога, конкретную конфессиональную принадлежность. Теология ориентирована на обучение религии и воспитание в духе религиозного мировоззрения, на конфессиональную социализацию обучаемых. Она формирует вполне определенное религиозное отношение к религии, и на этом основании не может быть отнесена к светскому знанию. Невозможно оспорить значение теологии как дисциплины религиозного образования, но ее преподавание естественно для конфессиональных («духовных») учебных заведений, но не для светских государственных вузов.

Преподавание в государственных учебных заведения теологии имеет место главным образом в странах, где существует государственная религия или сохраняется давняя соответствующая традиция в образовательной деятельности. Известно, что во многих западноевропейских университетах, известных с эпохи Средневековья, действуют институты теологии. Однако в современном мире единение светского и теологического образования не является общепринятым (Франция, США, Япония, Китай и др.). Но более существенно то, что отечественная педагогика такой традиции не имеет. Даже в Российской империи, где православная церковь была официальной, в императорских университетах не было теологических факультетов и не велось подготовки теологов. Последнее обстоятельство сторонники теологизации высшей школы в Республике Беларусь игнорируют.

Несмотря на отсутствие традиции и должного правового обоснования, в Республике Беларусь осуществляется уникальный для постсоветского пространства эксперимент по введению государственного теологического учебного заведения в состав ведущего университета страны – Белорусского государственного университета. «Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла» Белгосуниверситета функционирует с октября 2004 г. Несмотря на декларации о светском характере института, фактически он является религиозным учебным заведением. В явном противоречии с законодательно закрепленным в Республике Беларусь принципом светскости государственного образования находится целый ряд аспектов его деятельности. Данному принципу не соответствует, в частности, прием абитуриентов по характеристикам-рекомендациям настоятелей церковных приходов[6], существование в вузе должности духовника, обязательной катехизаторской практики и литургической учебной практики; функционирование собственного храма (часовни), участие обучаемых в богослужениях, начало и завершение всех занятий молитвой, предварение учебного года молебном и т.п.[7] Показательно также, что при Институте теологии функционирует воскресная школа для детей школьного возраста,[8] тогда как по законодательству право создания воскресных школ принадлежит лишь религиозным организациям, причем без права использования помещений, принадлежащих государственным учреждениям образования (ст. 9 Закона 2002 г.; см. также ст. 39 Закона 2002 г.). Более того, если Институт теологии – государственное учреждение, то он нарушает ст. 9 Закона 2002 г., согласно которой в учреждениях образования не допускаются создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций. Ст. 39 Закона 2002 г. предусматривает ответственность за создание религиозных организаций в государственных органах и учреждениях, включая образовательные.

Не может также не настораживать и определение сферы профессиональной деятельности выпускников-теологов Института теологии БГУ. Предполагается, что конфессионально ориентированные специалисты не ограничатся преподаванием богословских предметов, которые востребованы в религиозных учебных заведениях. Планируется, что их педагогическая деятельность может быть связана с преподаванием как богословских, так и религиоведческих и иных гуманитарных дисциплин в учебных заведениях всех видов и типов. Более того, сам Институт теологии БГУ на своем официальном сайте совершенно необоснованно, при игнорировании многолетней практики подготовки религиоведов в ряде университетов Республики, заявлялся «единственной в Беларуси образовательной структурой, которая подготавливает профессиональных теологов и религиоведов в сфере светского образования».[9] Наряду с системой образования и научной работой возможной сферой деятельности выпускников объявляются также органы государственного управления,[10] где заведомо требуются не религиозно ориентированные специалисты, а критически мыслящие управленцы-правоведы, обладающие религиоведческими знаниями и ставящие во главу угла не конфессиональные или в целом религиозные, а государственные интересы.

При этом мы полагаем, что созданная вокруг Института теологии правовая коллизия имеет юридически корректное и взаимоуважительное, с соблюдением интересов сторон, разрешение. Оно возможно посредством преобразования статуса Института из государственного в религиозное (духовное) учебное заведение и передачи его в исключительную юрисдикцию Белорусского Экзархата Московского Патриархата.

Следует обратить внимание и на то, что ситуацию с теологическими новациями в системе современного государственного образования не спасает и идея так называемого «светского теологического образования», причем уже в силу явной и сущностной алогичности последнего определения. Даже идеологи такого понятийного нововведения в Беларуси признают, что теология – это «система богопознания, которая опирается на свидетельство живого божественного откровения», и она «невозможна вне религиозного опыта»; «внеконфессиональной теологии не существует», а «университетский факультет или институт теологии должен …исповедовать догматические обязательства перед той церковью, от имени которой он обучает теологии». Заслуживает внимания и формулирование цели теологизации государственного образования: «перспективной целью светского теологического образования является коррекция безрелигиозного и псевдорелигиозного сознания»[11]. Подобные эксперименты в сфере государственного образования вступают в противоречие не только с законодательным принципом светскости, но и с нормами о свободе совести Конституции (ст. 31) Республики Беларусь.

В настоящее время из учебного процесса в государственных вузах в условиях реформы социально-гуманитарного образования вытесняется светское изучение религии – религиоведение. При этом заявлено о разработке государственного стандарта по специальности «Теология», учебной программы и методического обеспечения курса (по выбору) «Основы теологии» для студентов гуманитарных специальностей вузов, учебного плана и учебных программ по специальности «Теология» для вузов и т.п.[12] Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской православной церковью на 2011-2014 гг. предусматривает, в частности, разработку государственного стандарта и базового учебного плана специальности «Теология» с квалификацией «Теолог, религиовед. Специалист по работе с молодежью и социальному служению» и др.[13] Примеры такого рода, наряду с попытками уравнять ученые и богословские степени в системе государственной аттестации научных кадров, сложно рассматривать иначе, как процесс клерикализации государственного образования.

 

Религиозное (конфессиональное) образование

Одновременно с утверждением светского характера государственной системы образования законодательство Республики Беларусь определяет широкие возможности получения религиозного образования в конфессиональных образовательных учреждениях.

Религиозное образование можно определить как образование на основе определенного религиозного вероучения с целью обучения какой-либо религии и культовой практики, направленное на привлечение обучаемых в религиозные организации, подготовку служителей культа и богословских кадров, осуществляемое под управлением или контролем религиозных организаций, допускающее совершение богослужений, религиозных обрядов, ритуалов и церемоний. Создание учреждений религиозного образования и непосредственное управление ими, определение содержания образовательных программ, методик и технологий преподавания находится в юрисдикции соответствующих религиозных объединений.

Согласно Закону 2002 г., зарегистрированные религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют право создавать для религиозного просвещения детей и взрослых учебные группы и воскресные религиозные школы. Для этого могут использоваться принадлежащие и предоставляемые им в пользование помещения, кроме помещений, принадлежащих государственным учреждениям образования (ст. 9). Кроме того, за религиозными объединениями признается право создавать «духовные учебные заведения» для профессиональной подготовки священнослужителей, теологов и церковного персонала (ст. 27 Закона 2002 г.). В настоящее время в Беларуси действуют сотни воскресных школ различных конфессий, кадры теологов и священнослужителей готовят 14 религиозных учебных заведений, 5 из которых (Минская духовная академия и духовная семинария, духовные училища) принадлежат Белорусскому Экзархату, а 9 (включая два Теологических института) – шести другим религиозным объединениям (3 – РКЦ, 2 – ХВЕ, по 1 – ЕХБ, ХПЕ, АСД и иудейской религии). Действующее законодательство позволяет религиозным организациям устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях получения религиозного образования (ст. 29 Закона 2002 г.).

Таким образом, реализация правовых норм, устанавливающих светский характер государственной системы образования в Республике Беларусь, подразумевает разведение понятий и практики религиоведческого и религиозного (теологического) образования. Первое подразумевает преподавание мировоззренчески нейтральных знаний о религии, второе ориентировано на обучение религии и соответствующую социализацию. Теология не является формой светского образования, попытки ее внедрения в государственную систему образования противоречат нормам правового поля Республики Беларусь. При этом конфессиональные организации имеют все необходимые правовые возможности для осуществления религиозной образовательной деятельности без вступления в конфликт с законодательством Беларуси о светском характере национальной системы образования. Отделение государственной светской системы образования от церкви и от религиозного обучения и воспитания, взаимное невмешательство религиозных организаций и государства в компетенции сторон – естественное и необходимое условие последовательного соблюдения конституционного принципа свободы совести.



[1] Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях». – Минск: Право и экономика, 2003. – 24 с.; Закон Республики Беларусь от 19.11.1993 N 2570-XII «О правах ребенка» // РravoBY.info/ Белорусский правовой портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravoby.info/docum09/part34/akt34905.htm. – Дата доступа 30. 04.2010 г.; Кодекс Республики Беларусь об образовании // TamBy.info. Информационно-справочный портал Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tamby.info/kodeks/edu.htm. – Дата доступа 30. 04.2011 г.

[2] Красников, А.Н. Методологические проблемы религиоведения: Учебное пособие / А. Н. Красников. – М.: Академический Проект, 2007. – С. 7.

[3]Религиоведение. Учебная программа для высших учеб. заведений / Сост. М.Я. Ленсу, Г.П. Короткевич, В.В. Кудрявцев и др. – Минск: РИВШ БГУ, 2000. – 24 с. [Утверждена Министерством образования Республики Беларусь 24 января 2000 г. Регистрационный № ТД-73/тип.]; Религиоведение: типовая учеб. программа для высш. учеб. заведений / сост.: В.В.Старостенко [и др.]. – Минск: РИВШ, 2011. – 40 с. [Утверждена Министерством образования Республики Беларусь 3 января 2011 г. Регистрационный № ТД-СГ.017/тип.].

[4]См.: История вероисповеданий и религиозных движений Беларуси. Программа факультативных занятий для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений / Автор-сост. И.А.Авдеев // Адукацыйны партал. Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:. http://www.adu.by/modules.php?name=News&file=article&sid=3562. – Дата доступа 30.10.2009 г.; Основы религиоведения. Программа факультативных занятий для 11 класса общеобразовательных учреждений / Автор-сост. В.В. Старостенко // Адукацыйны партал. Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adu.by/modules.php?name=News&file=article&sid=3922. – Дата доступа 30.10.2009 г.

[5]Кутузова, Н.А. Проблемы реализации прав граждан Республики Беларусь в области свободы совести и вероисповедания / Н. А. Кутузова // Хрысціянства ў гістарычным лёсе беларускага народа: зб. навук. арт.: у 2 ч. Ч. 2 / ГрДУ імя Я. Купалы; рэдкал.: Э.С. Ярмусік [і інш.]. – Гродна: ГрДУ, 2009. – С. 150.

[6] Данная практика прямо нарушает ст. 9 Закона 2002 г., которая, в частности, устанавливает, что «граждане имеют право на равные возможности доступа к национальной системе образования независимо от их отношения к религии».

[7] Официальный сайт Института теологии БГУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inst.by/basis/about-hist.html. – Дата доступа 30.04.2008 г.; Институт теологии // Сайт христианского образовательного центра святых Мефодия и Кирилла [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.christeducenter.by/old/christeducenter.by/russian/projects/fa.... – Дата доступа 3.02.2010 г.
[8] Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла Белгосуниверситета // Официальный портал Белорусской православной церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.church.by/resource/Dir0301/Dir0302/Page2451.html. – Дата доступа 25.09.2009 г.
[9] Официальный сайт Института теологии БГУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inst.by/basis/about-hist.html. – Дата доступа 30.04.2008 г.; Белорусский православный информационный портал Собор.by [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sobor.by/idnews.php?id=2008-Mar-2-21:16:18. – Дата доступа 30.04.2008.
[10] Историческая информация к визиту Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Беларусь 25–28 сентября 2009 года. Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла Белгосуниверситета // Официальный портал Белорусской православной церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.church.by/resource/Dir0301/Dir0302/Page2451.html. – Дата доступа 25.09.2009 г.
[11] Довгялло, Г.А. Система светского образования и теология / Г.А. Довгялло // Официальный портал Белорусской православной церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.church.by/resource/Dir0301/Dir0302/Page0819.html. – Дата доступа 30.04.2008 г.
[12] Программа сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви на 2007-2010 гг. // Официальный портал Белорусской православной церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.church.by/resource//prog_edu.rtf. – Дата доступа 30.04.2008 г.

[13] Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2011-2014 гг. // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minedu.unibel.by/main.aspx?guid=-44403. – Дата доступа 19.04.2011 г.

 

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
1 + 9 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.