Дискриминация по религиозному признаку в современной Беларуси

Аўтар: 
Одиноченко Виктор

Тема дискриминации является новой для Беларуси. Она требует своего дальнейшего анализа и обсуждения. Необходимо осмыслить, что такое дискриминация, по каким признакам она может осуществляться, механизмы и сферы этого осуществления и, соответственно, пути преодоления дискриминации. Поэтому подчеркнем, что приведенные нами замечания имеют предварительный характер и не претендуют на полноту изложения проблемы.

При анализе дискриминации по религиозному признаку необходимо учитывать ту общественную и политическую ситуацию, в которой сейчас находится Беларусь. Она характеризуется:

а) Ограничением основных свобод: слова, собраний, убеждений и т.д. В том числе ограничена и свобода совести. Ограничения, как правило, касаются возможности реализации приверженцами религиозных организаций своих взглядов. Поэтому можно говорить о дискриминации верующих в целом.

б) Стремлением властей контролировать все проявления общественной жизни. Поэтому гражданское общество как независимая от государства сфера активности находится в зачаточном состоянии. В том числе контролю подвергаются и религиозные организации.

в) Стремлением властей обеспечить стабильность в обществе, которую они понимают прежде всего как сохранение существующей политической ситуации. Относительно религиозных организаций это выражается в том, что власти не идут на обострение отношений с ними, но в то же время проводится очень жесткая политика по обеспечению устойчивости, прогнозируемости и управляемости религиозной ситуации.

г) Промежуточным состоянием Беларуси между двумя политическими и религиозными образованиями: Россией, в которой в качестве доминирующей религии официально объявляется православие, и Польшей, где такой религией является католичество. Существует долгая историческая традиция борьбы за влияние на землях Беларуси православной России и католической Польши. Например, во времена Речи Посполитой официально поддерживалось католичество, это была религия господствующих слоев. После присоединения территории Беларуси к Российской империи в конце XVIII века, государственной религией на наших землях стало православие.

д) Вытекающей из этого политикой белорусского руководства. В связи с политическим курсом на укрепление связей с Россией в настоящее время поддерживается православная церковь. Православие официально объявляется частью государственной идеологии белорусского государства. Православная церковь материально поддерживается из средств государственного бюджета. Например, в 2013 году по распоряжению А. Лукашенко было выделено 5 млрд. 413 млн. рублей для оплаты труда преподавателей и работников, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс, выплаты стипендий студентам Минской духовной академии, Минской духовной семинарии, Витебской духовной семинарии, а также Минского духовного училища Минской епархии. На отношение к католической церкви со стороны властей Беларуси большое влияние оказывают напряженные отношения с Польшей. Власти Беларуси рассматривают католическую церковь как институт польского влияния. В 2013 году в римско-католических приходах на Беларуси работало 449 священнослужителей, из которых 135 – иностранные граждане (преимущественно Польши). Аппаратом Уполномоченного по делам религий и национальностей при Совете Министров (главный государственный орган, осуществляющий контроль за религиозной ситуацией в Беларуси) проводится работа по сокращению числа иностранных священнослужителей, пребывающих в Республике Беларусь.

е) Отказом от политики государственного атеизма, проводимого в Советском Союзе и постепенное налаживание нормальной религиозной жизни. Примерно с 1989 года в Беларуси наблюдается постепенное возрождение религии. Главным объективным показателем этого является рост числа религиозных организаций. Так за период с 1988 по 2013 годы количество религиозных общин увеличилось более чем в 4 (с 765 до 3251), а религиозных направлений – в 3 раза. Произошли не только изменения в законодательстве, но и в реальном отношении властей к верующим. Сейчас люди могут открыто заявить о своих религиозных взглядах, не опасаясь репрессий со стороны властей. Постепенно меняется и отношение в обществе к верующим, на них уже не смотрят как на людей «несовременных», «отсталых» и, тем более, «фанатиков». Налаживается нормальное взаимодействие между государственными органами и религиозными организациями.

В целом же на Беларуси существует толерантность в отношении к верующим, а также во взаимоотношениях между представителями различных религиозных направлений, которая объясняется:

а) Исторической традицией. Беларусь всегда была поликонфессиональным государством. На наших землях столетиями жили представители различных религий. И в настоящее время на площадях многих белорусских городов рядом стоят православная церковь, католический костел и иудейская синагога.

б) Современной поликонфессиональной ситуацией в стране. Ни одна религия у нас не является явно доминирующей, как это наблюдается у наших соседей с востока и запада: России (православие) и в Польше (католичество). В настоящее время на Беларуси действуют 25 зарегистрированных религиозных направлений. Согласно официальным данным, на начало 2013 г. самым многочисленным по количеству зарегистрированных общин было православие (1594 общин), далее идут христиане веры евангельской (517 общин), римско-католики (483 общин) и евангельские христиане-баптисты (287 общин). Несмотря на то, что власти современной Беларуси основное внимание уделяют сотрудничеству с православной церковью, они всячески демонстрируют уважение и к другим конфессиям.

в) Доброжелательным отношением к верующим. Считается, что поскольку они преследовались в Советском Союзе, то сейчас заслуживают уважительного отношения. Однако считается, что верующие должны заниматься только культовой деятельностью и не проявлять общественную и миссионерскую активность.

Основными аспектами религиозной дискриминации в Беларуси являются:

Дискриминация осуществляется прежде всего не по признаку религиозных убеждений, но по признаку религиозной деятельности. Любая общественная активность  рассматривается нынешними властями Беларуси с точки зрения того, насколько она способствует или препятствует сохранению существующего политической ситуации в стране. Если религиозные организации или отдельные верующие не проявляют активности и ограничиваются чисто культовой деятельностью, не высказываются по актуальным общественным проблемам, всячески демонстрируют лояльность к власти и поддержку ее действий, то власть не создает им трудностей.

Подавляющее количество религиозных организаций, существующих в настоящее время на Беларуси, являются христианскими. Из действующих в стране трех основных христианских направлений (православие, католичество, протестантство) дискриминации в основном подвергаются протестанты. Объясняется это следующими причинами:

а) Их активностью. Власти Беларуси отрицательно относятся к любой общественной активности, в том числе и религиозной.

б) Они рассматриваются властями как «привнесенные извне» религии. В официальной идеологии считается, что история и культура Беларуси связана с православием. Распространение протестантских организаций воспринимается властями как проявления религиозной экспансии, прежде всего со стороны США. Кроме того, считается, что протестантские организации несут в себе чуждое белорусам мировоззрение.

в) Настороженным отношением к протестантам значительной части населения Беларуси. Долгое время официальная пропаганда в Советском Союзе называла их «сектантами», их обвиняли в антиобщественной деятельности и преступлениях на религиозной почве. Поэтому у людей сформировался негативный образ протестантов.

Из нехристианских религиозных организаций дискриминации подвергаются новые религиозные направления. Это связано прежде всего с затруднением процесса их регистрации. Из религиозных организаций, которые относятся к новым религиозным направлениям, на Беларуси зарегистрировано 6 общин кришнаитов и 5 общин бахаи.

Как правило, основной сферой дискриминации по религиозному признаку в Беларуси является непосредственное осуществление религиозной жизни. Это выражается прежде всего в запрете миссионерской деятельности, создании трудностей для образования и регистрации новых общин. Поддерживается властями миссионерская деятельность и увеличение количества религиозных организаций только Белорусской Православной Церкви (Белорусского экзархата Московского Патриархата), что связано с политической ориентацией властей Беларуси на Россию.

В области образования дискриминация по религиозному признаку при приеме в учебные заведения (в частности, при поступлении в вузы) отсутствует.

Элементы дискриминации по религиозному признаку есть в самом учебном процессе. Прежде всего это проявляется в том, что в 2003 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и Белорусской Православной церковью, в соответствии с которым православных священников в ряде мест приглашают читать на факультативной основе курс «Основы христианской культуры», а также выступать перед учащимися с беседами воспитательного характера. Представители других конфессий такой возможности не имеют.

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 838, Министерство образования может заключать соглашения о взаимодействии в вопросах воспитания обучающихся только с республиканскими религиозными объединениями, заключившими соглашения о сотрудничестве с Республикой Беларусь в соответствии с гражданским законодательством. В настоящее время таким республиканским религиозным объединением является только Белорусская православная церковь.

Кроме того, учащиеся неправославных вероисповеданий вынуждены слушать православных священников.

В целом в Беларуси сформирована правовая база для обеспечения равных прав людей с различными взглядами на религию и представителей разных конфессий. Также белорусское законодательство предусматривает ответственность за дискриминацию по религиозному признаку.

Однако необходимо учитывать сложность правового регулирования религиозной ситуации в многоконфессиональной Беларуси, а также то, что белорусское законодательство, относительно молодое, и в нем могут быть недоработки, в том числе и в отношении преодоления дискриминации по религиозному признаку. Перечислим замечания, которые наиболее часто приводятся в этой связи:

а) Имеется противоречие между первой и второй частью ст. 16 Конституции: «Религии и вероисповедания равны перед законом» и «Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа». Во второй части фактически провозглашается неравное отношение к религиям со стороны государства, обусловленное их влиянием на формирование «духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа». Кроме того, непонятно, кто будет определять степень этого влияния.

б) Очень большие возражения вызвала Преамбула принятого в 2002 г. Закона «О свободе совести и религиозных организациях», где сказано: «Настоящий Закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания… исходя из:…признания определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа; духовной, культурной и исторической роли Католической церкви на территории Беларуси; неотделимости от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама». Данные положения порождают недоразумения во взаимоотношениях органов власти и религиозных организациях на местах: хотя в Законе и не употребляется термин «традиционные религии», перечисленные в Преамбуле пять конфессий воспринимаются именно в качестве таковых, а остальные автоматически становятся «нетрадиционными».

в) Следует отметить, что в белорусском законодательстве отсутствует прямая дискриминация граждан по признаку отношения к религии. Однако, многие положения принятого в 2002 году Закона «О свободе совести и религиозных организациях» построены таким образом, что косвенной дискриминации подвергаются прежде всего протестантские направления и те религии, которые являются для Беларуси новыми.

Например, согласно данному Закону религиозные организации делятся на два вида: общины и объединения: первые образуются не менее двадцатью гражданами Республики Беларусь, достигшими восемнадцатилетнего возраста, проживающими в одном или смежных населенных пунктах для совместного исповедания веры, вторые образуются при наличии не менее десяти религиозных общин единого вероисповедания, из которых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь не менее двадцати лет. Согласно новому закону, религиозные общины, не имеют права учреждать собственные средства массовой информации, создавать духовные учебные заведения и готовить кадры священнослужителей, приглашать иностранных священнослужителей для удовлетворения религиозных потребностей верующих. Таким правом наделены лишь религиозные объединения. Возражения вызвало увеличение количества граждан, необходимых для основания религиозной общины (раньше было десять) – это не дает возможности исповедовать свою веру представителям тех религиозных направлений, которых в данном населенном пункте проживает  немного. Кроме того, установление нормы в двадцать лет для того, чтобы была возможность образовать религиозное объединение, не учитывает того факта, что двадцать лет назад (напомним, новый закон о свободе совести принимался в 2002 г.) был период коммунистического господства, и многие религиозные направления просто не могли быть зарегистрированы. Отметим, что власти Беларуси учли эти соображения, и были перерегистрированы все религиозные объединения, которые существовали на момент принятия нового закона независимо от того, действовали их общины на территории Беларуси 20 лет назад или нет.

Согласно ст. 14 Закона о свободе совести, религиозные общины имеют право действовать только на территории того населенного пункта, где они зарегистрированы, а согласно ст. 26 «Распространение религиозной литературы, аудио-, видео- и других материалов религиозного содержания может осуществляться религиозными организациями в принадлежащих им на праве собственности или иных законных основаниях помещениях, а также местах, в установленном порядке выделяемых для этих целей местными исполнительными и распорядительными органами». Члены религиозных организаций не имеют права распространять свои религиозные убеждения и осуществлять какую-либо религиозную деятельность (проповедовать, распространять литературу, проводить богослужения и пр.) за пределами территории населенного пункта, в котором зарегистрирована данная община. Таким образом, фактически религиозным организациям запрещена миссионерская деятельность, что для многих из них является неприемлемым в силу их религиозных взглядов, и на этой почве возникают конфликты с властями. Кроме того, данное положение закона не дает возможности создавать новые религиозные организации, ведь для их регистрации необходимо не менее двадцати приверженцев, а чтобы последние появились, необходимо проповедование, а оно фактически запрещено. Также деятельность незарегистрированной религиозной организации запрещена белорусским законодательством, а в начальный период своего формирования община должна действовать независимо от того, зарегистрирована она или нет, иначе она просто не сформируется.

Отметим, что в целом законодательство Республики Беларусь направлено на обеспечение равенства людей с различными религиозными взглядами. Однако в самом законодательстве имеются положения, которые имеют дискриминационный характер. Также, следует отметить, что правоприменительная практика в области осуществления свободы совести имеет в Беларуси избирательный характер, в зависимости от отношения властей к той или иной религиозной организации. Есть организации, в отношении которых проводится дискриминационная политика. Кроме того, те или иные статьи применяются по усмотрению властей (например, ст. 193-1 УК, предусматривающая ответственность за создание и руководство незарегистрированными религиозными организациями), что также не способствует укреплению правовой культуры в стране. Некоторые религиозные направления (и не только христианские) открыто действуют на Беларуси без регистрации, все это знают, и их никто не трогает. Такая ситуации порождает, с одной стороны, неуважение к закону, а с другой, ощущение правовой незащищенности.

В заключение отметим, что в настоящее время идет формирование религиозной сферы Беларуси. Проблемы на этом пути неизбежны. Их необходимо обсуждать и искать пути решения.

 

 

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
4 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.