Свобода религии или убеждений: международные стандарты и обязательства

Аўтар: 
Джонс Мэтью

В течение последних двадцати лет европейцы имели возможность в значительной мере осуществлять свои свободы в области религии и убеждений. Путь к обеспечению этих свобод был непростым. До сих пор некоторые проблемы остаются, например, в том, как мы относимся к религиозным общинам меньшинств. Эта проблема особенно актуальна в Западной Европе по отношению к общине мусульман. Таким образом, встает важный вопрос: как сохранить уважение к людям, с чьими идеями или практиками мы могли бы не согласиться, или которые, возможно, даже оскорбят нас? Так как наши страны и общества становятся все более плюралистическими, на этот вопрос необходимо получить ответ.
Одна из первых проблем в области защиты права на свободу религии или убеждений – правильно понять, что это такое. Ведь данное право часто понимается неверно. Это право заложено в человеческом достоинстве. Речь идет о нашей самоидентификации как человеческих существ, кто мы есть и где мы видим себя в мире. Это право гарантирует возможность выражать себя на основе личных внутренних убеждений как самостоятельно, так и совместно с другими. Речь идет о предоставлении людям возможности исследовать и пересматривать свои личные убеждения или убеждения, существующие в обществе, обмениваться убеждениями с другими людьми, в том числе мирно оспаривая чужие убеждения. Свобода в области религии или убеждений является правом, которое по сути исключает принуждение (насилие). Это право, которым хотят реально обладать все в мире, но важно, что мы расширяем это право для всех остальных даже тогда, когда мы сами для себя его используем. Это право, которое обеспечивает уважение каждого человека и коренится в человеческом достоинстве, оно особенно важно для людей, имеющих специфические мнения и убеждения, с которыми могут быть не согласны другие.
Право на свободу религии или убеждений давно закреплено в международных правовых документах. Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. Статья 18 Декларации гласит, что: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов». Наряду с этой статьей и другие положения Декларации обладают нормативной и моральной силой, уже в преамбуле Декларации отмечено, что международная приверженность правам человека вытекает из Устава Организации Объединенных Наций, основополагающего договора Организации Объединенных Наций, документа, который юридически обязателен для всех государств-членов ООН.
С 1948 года право на свободу религии или убеждений дополнительно подтверждено на международном уровне, в ряде международных, региональных и двусторонних соглашений, и контролируется множеством механизмов. Рассмотрим международно-правовой компонент. Право на свободу религии или убеждений подчеркивается в большинстве международных договоров по правам человека, заключенных в течение последних пятидесяти лет. Эти договоры юридически обязательны для государств, которые их ратифицировали. Особенно четко это определено в статье 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, который был ратифицирован более чем 160 странами, включая Великобританию, Беларусь и все страны Европы. Ратификация этого международного договора, как и любого другого, требует внедрения во внутреннее национальное законодательство его норм. После того как страна ратифицирует тот или иной договор, в ней идет постоянный процесс отчетности перед международным договорным органом, контролирующим исполнение договора и направляющим страну на улучшение ее внутренней ситуации. Есть также целый ряд обязывающих региональных соглашений с различными возможностями для мониторинга и исполнения, которые включают в себя положения в сфере свободы религии или убеждений. В Европе это – Европейская конвенция по правам человека, которая была ратифицирована 47 странами, от Исландии и Португалии до России и Турции, и, возможно, когда-нибудь будет ратифицирована Беларусью. Статья 9 Конвенции в значительной степени опирается на статью 18 Всеобщей декларации в защите и продвижении свободы религии или убеждений. Конвенция является юридически сильным документом, насколько договоры по правам человека таковыми могут быть, и включает обеспечение механизма простыми процедурами мониторинга. Граждане стран ратифицировавших договор могут обратиться за юридической помощью в Европейский суд по правам человека, и многие в поисках справедливости так и делают. Некоторые специфические британские случаи были рассмотрены в Суде в течение последних двух лет. В этой ситуации правительству недостаточно просто признать свободу религии или убеждений в международных соглашениях, необходимо продемонстрировать выполнение обязанностей по защите и поддержке прав. Двусторонние соглашения могут также содержать в себе компонент прав человека.
Мы часто видим, что такие обязательства контролируются на национальном уровне внутри страны. По последним данным в настоящее время в 69 странах существуют национальные правозащитные организации, полностью соответствующие Парижским принципам. Эти национальные институты могут сыграть решающую роль в поддержке и мониторинге выполнения международных стандартов прав человека на национальном уровне. В Великобритании существует комиссия «равенства и прав человека», которая по закону уполномочена осуществлять контроль и поддерживать права человека в Великобритании, в том числе свободу религии или убеждений.
Итак, мы видим, что могут существовать взаимосвязанные соглашения и организации, которые укрепляют свободу религии или убеждений на международном, региональном и национальном уровнях.
Давайте кратко рассмотрим несколько механизмов Организации Объединенных Наций. Многие из вас слышали о Совете по правам человека ООН, который встречается три раза в год на очередные сессии в марте, июне и сентябре. Совет обеспечивает политическое руководство остальной части ООН в области прав человека. Хотя он был создан относительно недавно, в 2006 году, Совет продолжает расти в статусе и престиже в рамках ООН и часто является первым органом ООН для решения особенно сложных ситуаций, как, например, с Ливией, Египтом и Сирией в течение последних лет. Существует целый ряд возможностей для гражданского общества по налаживанию связей с Советом по правам человека, и я сам присутствую на каждой из сессий и регулярно выступаю, обращая внимание мирового сообщества на вопросы, связанных со свободой религии или убеждений.
Наряду с Советом в 2006 году возник еще один инструмент – Универсальный периодический обзор. В течении четырехгодичного цикла все 193 государства-члена ООН проходят «экспертную оценку» национальных положений в области прав человека, как правило, с десятками рекомендаций со стороны других государств – членов ООН. Великобритания уже дважды проходила данную процедуру, Беларусь была рассмотрена в 2010 году и будет вновь рассмотрена в 2015 году. Это нормально для государства – пройти экспертную оценку ситуации в сфере прав человека и получить ряд рекомендаций для более эффективного обеспечения свободы религии и убеждений, что, конечно, относится и к Беларуси. От Беларуси зависит, будет ли сделано все возможное, чтобы выполнить полученные рекомендации до проведения новой экспертной оценки.
Значение международных органов и процедур в том, что обязательства, которые страны берут на себя, находятся под международным вниманием, и в интересах правительства – по крайней мере, пытаться делать правильные вещи, что, даже если и не обеспечит полного соответствия страны международным стандартам, но дает мощный стимул к прогрессу.
Наконец, возможно, самым главным, с учетом нашей темы, является вопрос института Специального Докладчика ООН по вопросу о свободе религии или убеждений. Текущим обладателем мандата является Хайнер Билефельдт, который базируется в Германии. Специальный докладчик является независимым экспертом и фокусируется исключительно на свободе религии и убеждений. Специальный докладчик посещает страны по приглашению правительств и представляет ежегодные доклады в Совете по правам человека и Генеральной Ассамблее ООН. В Нью-Йорке я стал свидетелем последнего доклада спецдокладчика в Генеральной Ассамблее о свободе религии, убеждений и гендерных вопросах. Было приятно видеть делегацию Беларуси в числе тех, взаимодействие которых с докладчиком характеризуется как положительное.
Свобода религии или убеждений совершенно уникальна по сложности и деликатности. В то время как существует целый ряд международных соглашений и механизмов по стимулированию ее использования, наблюдению за нарушениями, эти институты не предлагают полного обеспечения повсеместного соблюдения данной свободы. Ответственность за защиту и поддержку свободы религии или убеждений в первую очередь лежит на государстве, правительство которого является самым важным субъектом, несущим ответственность за защиту прав человека.
Но дополнительно ответственность лежит на всех нас как специалистах, ученых, представителях гражданского общества, обычных гражданах. Даже сейчас, когда мы стремимся пользоваться свободой религии или убеждений для себя, мы должны работать, чтобы закрепить данное право для тех, кто вокруг нас.
Стимулирование заключается в следующем: общество, которое поддерживает и обеспечивает свободу религии или убеждений воспринимается всеми как справедливое и уважаемое общество, ведь каждый из нас ищет ответы на важные жизненные вопросы и стремится действовать в соответствии с убеждениями. Поэтому именно в таком обществе большинство людей хотело бы жить.

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
2 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.