Заявление о политизации религии и о правах религиозных меньшинств

Рэквізiты
Прыняты: 
08.11.2013

Всемирный Совет Церквей (ВСЦ)
Х Ассамблея
30 октября - 8 ноября 2013 г., Пусан, Республика Корея
Документ N° PIC 02.1

Заявление о политизации религии и о правах религиозных меньшинств

Мы, как христиане, исповедуем, что всех людей Бог-Творец наделил достоинством. Именно на этом зиждется христианское понимание прав человека. Мы считаем свободу религии основополагающим правом человека, имеющим особую важность. Мы хотим с чувством благодарности отметить, что во многих контекстах важность свободы религии, как она сформулирована в статье 18 Всеобщей декларации прав человека, признается и гарантируется как право, принадлежащее всем людям.   

Всемирный совет церквей (ВСЦ) с момента своего основания постоянно выражает озабоченность относительно свободы религии. Благодаря Комиссии церквей по международным делам (КЦМД), ВСЦ привлекает церкви, входящие в его состав, к различным инициативам, имеющим целью привлечение внимания к конкретным ситуациям, связанным со свободой религии и правами человека. Тем не менее, ВСЦ никогда не занимался проблемой права на свободу религии в изоляции. В 1948 году на своей первой Ассамблее Совет заявил о своей убежденности в том, что “свобода вероисповедания является одним из важнейших элементов для лучшего международного устройства", а также подтвердил, что "выступая за эту свободу, христиане не просят для себя никаких привилегий, которых были бы лишены представители других религий”. На десятой Ассамблее в Пусане, проходившей в этом году и совпавшей со 1700-летием издания Миланского эдикта, провозгласившего религиозную терпимость к христианам и представителям всех религий, также была подтверждена приверженность ВСЦ свободе религии. ВСЦ поддерживал эти принципы на протяжении последних десятилетий своей борьбы за свободу религии и права человека.

На протяжении многих лет Совет принял ряд заявлений, затрагивающих вопросы, связанные со свободой вероисповедания и правами человека, а также отреагировал на конкретные ситуации нарушений права на свободу религии. В последние годы ВСЦ озабочен тревожной тенденцией увеличения количества случаев ненависти, нетерпимости и дискриминации, основанных на религии или убеждениях в различных частях мира, где религиозные меньшинства вынуждены жить в уязвимых условиях. В последние годы из разных уголков мира приходит информация об увеличении нарушений права на свободу вероисповедания в отношении религиозных меньшинств. Именно в этом контексте ВСЦ на протяжении последних трех лет предпринял ряд инициатив, направленных непосредственно на решение проблем, связанных с правами религиозных меньшинств.
 

Свобода религии: неотъемлемое право человека

Уважение свободы религии должно рассматриваться в качестве неотъемлемого права человека, политической добродетели, являющейся фундаментальной предпосылкой для прогресса человеческого общества на пути к миру и демократии. Свобода религии не может осуществляться без равенства и справедливости. Не может быть подлинной свободы без равенства, равно как и равенства без потенциального приобщения и участия всех граждан в любом обществе. Надлежащее христианское понимание прав человека особенно подчеркивает свободу, равенство и участие как воплощение этих прав. Свобода вероисповедания основана на достоинстве, присущем человеку, которого Бог наделил разумом и свободной волей. Помимо того, что право на свободу религии является естественным и гражданским правом человека, его основной принцип уходит корнями в библейское учение и богословское акцентирование человеческого достоинства. Мы в очередной раз утверждаем, что все люди созданы по образу Божию, а Иисус Христос является Тем, в Ком в совершенстве было реализовано подлинное человечество.

Присутствие образа Божия в каждой человеческой личности и во всем человечестве в целом, во-первых, подтверждает, что характер человеческой природы в своем существе определяется отношениями, а, во-вторых, подчеркивает человеческое достоинство. Широко распространенные и грубые нарушения этой свободы сказываются на стабильности, безопасности и развитии любого общества и серьезно влияют на повседневную жизнь как отдельных людей, семей и сообществ, так и на благополучие всего общества в целом. Поэтому с самого начала важно подчеркнуть, что все люди наделены неотъемлемым достоинством. Христиане утверждают эту универсальную и неотъемлемую ценность всех людей не только исходя из того, что люди сотворены по образу Божию (Быт. 1:26-27), но и далее - из перспективы Троицы.

ВСЦ всегда признавал важность международных режимов и стандартов в области прав человека, касающихся свободы религии и убеждений. Когда в 1948 году в Организации Объединенных Наций велась работа по составлению Всеобщей декларации прав человека, Комиссия церквей по международным делам (КЦМД) приняла активное участие в разработке статьи 18 Декларации, которая отчетливо формулирует, что “каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов”. Данная статья содержит нормативно заданные основные ценности, составляющие минимальный стандарт, который подлежит защите: внутренняя свобода, внешняя свобода, в том числе распространение той или иной религии, свобода от навязывания или принуждения, свобода от дискриминации, уважение прав родителей и опекунов, право ребенка на религиозное самоопределение, а также корпоративные свободы и правовой статус религиозных организаций . Это включает в себя право на отказ по убеждениям, а также адекватное обеспечение нанимателями возможности для работников следовать своим убеждениям.

Это обязательство было впоследствии также утверждено Международным пактом о гражданских и политических правах (МПГПП) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятыми в 1966 году. Это же обязательство было позже расширено Декларацией о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, подписанной в 1981 году. Данные права распространяются также на тех, кто не исповедует какой-либо религии, так как их мысль и совесть обладают такой же свободой. Мы твердо убеждены, основываясь на нашем богословии, что права человека как таковые не имеют своей целью защиту интересов или прав только определенных групп, но на наш взгляд, права человека указывают нам направление, в котором общество должно развиваться на пути к миру и справедливости. Права человека являются тем средством, которое позволяет сделать жизнь любого человека более полной и качественной. Именно по отношению к жизни должны оцениваться все аспекты прав человека, в этом контексте право на свободу религии, равно как и право на свободу слова должны быть реализованы в каждом обществе.

Мы в очередной раз утверждаем принципы и ценности свободы религии, а также долг государств и правительств соблюдать, защищать и поощрять свободу религии или убеждений - во всех ее аспектах, для всех лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, независимо от их религии или убеждений. Именно благодаря твердую уверенности в этом, ВСЦ подчеркивает необходимость укрепления существующих механизмов защиты, а также разработки эффективных гарантий против нарушений национального и международного права, касающегося свободы вероисповедания. Мы считаем, что усилия религиозного сообщества и гражданского общества, а также государственных институтов должны быть согласованы и скоординированы в целях защиты права на свободу религии. В нынешних условиях имеет под собой реальные основания страх, что в некоторых странах из-за усиления волны религиозного экстремизма религиозные меньшинства могут и в будущем ущемляться. Право миноритарных религиозных общин жить в мире и согласии в окружении своих соседей, принадлежащих к мажоритарным религиозным общинам, имеет жизненно важное значение не только для людей, принадлежащих к религиозных меньшинствам, но и для общей стабильности и демократического правления, особенно в странах, которые находятся в процессе освобождения от элементов авторитарных режимов.

Права религиозных меньшинств во всех контекстах должны основываться на демократическом принципе, гласящем, что и большинство, и меньшинство должны рассматриваться как равные бенефициары государства, а также что должны цениться и уважаться достоинство и права всех людей. Правительства, религиозные общины, национальные и международные правозащитные институты, а также организации гражданского общества должны играть каждый свою роль в защите прав религиозных меньшинств и поддержке религиозной толерантности, особенно в ситуациях, когда политизация религии разжигает религиозную ненависть и ущемляет права религиозных меньшинств. Всякие нарушения свободы религии или убеждений в отношении лиц, принадлежащих к религиозным меньшинствам, будь то в формах дезинформации, дискриминации или преследований, независимо от того, совершаются ли они государственными или негосударственными субъектами, должны искореняться. Должны уважаться индивидуальные и коллективные права лиц, принадлежащих ко всем религиозным меньшинствам. Именно это отметил в своем недавнем докладе Специальный докладчик Организации Объединенных Наций по вопросам свободы религии или убеждений, заявив, что, в соответствии с принципом нормативного универсализма "права лиц, принадлежащих к религиозным меньшинствам не могут ограничиваться лишь кругом лиц, принадлежащих к каким-то одним определенным группам. Напротив, они должны быть открыты для всех лиц, которые де-факто являются меньшинством и нуждаются в особой защите для способствования свободному и недискриминационному развитию их индивидуальных и общинных идентичностей". Таким образом, права лиц, принадлежащих ко всем религиозным меньшинствам, должны рассматриваться как основополагающие права человека. 

Политизация религии и религизация политики

В современном мире мы являемся свидетелями развития тенденции к политизации религии. Так как религия занимает все более важное место в политике и публичной жизни, политизация религии и религизация политики стали повсеместными явлениями во многих частях мира. Тенденция такова, что политизация религии вносит свой вклад в политическую поляризацию, и, таким образом, религиозное разделение проявляется почти в каждом уголке земли. Если религия становится разъединяющей силой в общественно-политической сфере, при интенсификации и длительности данного процесса, это может привести к возникновению религиозной пропасти. Выбор политических союзников, имеющих более радикальные позиции, позволяет религии успешнее отстаивать свои интересы на политической арене, добиваясь привилегированного положения и особой благосклонности государства. В новейшей истории мы стали свидетелями многогранной тенденции к политизации религии, однако не всегда была явно видна оборотная сторона данного явления, особенно касающаяся влияния религизации политики.   

Религизация политики, разрушающая общественную гармонию и разжигающая религиозную ненависть, в то же время инструментализируется в политических целях. В этом контексте религизация политики, в конечном итоге, приводит политику к поощрению интересов тех религиозных групп и лидеров, которые бы хотели влиять на политическую власть и контролировать ее. В ряде стран во время национальных выборов, а особенно в предвыборный период, религия используется в качестве эффективного инструмента в целях создания своеобразных банков избирателей. В значительной мере продолжают существовать проблемы, основанные на предположении, якобы партии или политические движения могут стать успешным только в том случае, если они во время выборов апеллируют к религиозной идентичности. Некоторые религиозные группы используют стратегии прописывания для себя роли в политике и получения ее путем возбуждения религиозных чувств, направленных против других групп, против религиозных меньшинств. В то же время, они позиционируют себя как истинные защитники своей религии, якобы находящейся под угрозой со стороны религиозных меньшинств, чья принадлежность инородна. Когда религия используется для достижения политических целей, отношения между различными религиозными общинами все чаще находятся под влиянием изменений в местной и общегосударственной политике, которые, в значительной степени, были реконфигурированы в соответствии со специфическим религиозным курсом. Эта тенденция также дает людям, принадлежащих к разным религиям, основания думать о религиозных чувствах в суженном смысле, считая, что их религия является более значимой, чем другие. Таким образом, возрастающая тенденция к политизации религии вызывает серьезные проблемы не только для христиан, но также влияет на различные религиозные сообщества, являющиеся меньшинствами во многих регионах мира. Политизация религии и рост религиозного экстремизма во многих обществах взаимно усиливают друг друга. Это не только ставит под угрозу свободу религии для тех, кто принадлежит к религиозным меньшинствам, но также влияет на выживание религиозных меньшинств в целом.

Рост религиозной нетерпимости и дискриминации в отношении религиозных меньшинств

Мы с большой озабоченностью наблюдали ряд примеров, когда осуществление свободы слова использовалось в качестве предлога для нарушения свободы религии религиозных меньшинств. В то время как понятие «меньшинство» в основном является социальным и политическим конструктом, на практическом уровне эти социально-политические концепции могут иметь и имеют разрушительное воздействие на группу лиц, которая на фоне религиозной общины «большинства» не имеет высокой численности, хотя данные обстоятельства не ограничивается одной лишь религией.

Признавая и действительно приветствуя многие позитивные шаги, предпринятые для более полного уважения свободы религии или убеждений во многих контекстах, мы также отдаем себе отчет в том, что множество серьезных нарушений этих прав продолжает иметь место, и мы серьезно озабочены нарушением основополагающего права на свободу вероисповедания со стороны правительств, частных лиц и религиозных групп большинства. Длительное ограничение права изменять свой религиозный статус может привести к разъединению семей, материальным и социальным потерям или даже к уголовному преследованию, тюремному заключению или смертной казни. Содержащиеся в законодательстве ряда стран положения о запрете на смену религии, которые создают поле для злоупотреблений и способствуют негативному общественному восприятию религиозных меньшинств и насилию по отношению к ним, должны быть пересмотрены.

Мы с обеспокоенностью отмечаем тенденцию последних лет, заключающуюся в том, что обсуждение вопроса о свободе религии или убеждений в основном сосредоточено на проблемах, связанных с диффамацией религии, а это сводит на нет дух общепринятой нормы о праве личности на свободу религии или убеждений. Сдвиг в сторону подхода, защищающего скорее религии, нежели людей, только подрывает основные принципы прав человека и международные стандарты в этой области, а также приводит к злоупотреблению законами в локальных контекстах и преследованию религиозных меньшинств. В ряде стран внесенные в уголовное законодательство положения, позволяющие злоупотреблять законами о богохульстве, являют яркие примеры данного процесса. Статья 20 МПГПП устанавливает следующие принципы: «всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом». Однако тенденция такова, что «разжигание ненависти» возрастает даже в тех странах, которые присоединились к Пакту. И это стало одной из основных проблем, так как инциденты, относящиеся к статье 20 Пакта, не преследуются и не наказываются. В то же время в докладе Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Нации по правам человека за 2012 год «Рабатский План действий о запрете пропаганды национальной, расовой и религиозной ненависти», отмечается:

«То, что члены меньшинств де-факто подвергаются преследованиям, также производит сковывающий эффект на другие группы - через злоупотребление расплывчатыми нормами внутреннего законодательства, правовыми концепциями и государственной политикой. Противоречие, связанное, с одной стороны, с отсутствием преследования «реальных» случаев разжигания, а с другой стороны, с преследованием меньшинств под видом исполнения внутреннего законодательства против разжигания, выглядит все более распространенным. Законодательство против разжигания ненависти в разных странах мира может быть оценено как очень неоднородное, часто слишком тенденциозное или расплывчатое, правовые концепции по отношению к разжиганию ненависти являются неразработанными и произвольными, и хотя ряд стран принял государственные политические меры в данной сфере, основная их часть носит слишком общий характер, не имеет систематического исполнения, а также страдает от недостаточной сфокусированности, не имея надлежащего анализа воздействия».

В связи с тем, что религиозные группы большинства используют свою религию в качестве способа влияния на политическую систему и политиков, мы видим опасность того, что, религиозные меньшинства, живущие в этих обществах, преследуются и подвергаются дискриминации. Зачастую данные стратегии приводят к насилию, угрожающему самому существованию религиозных меньшинств. Мы отмечаем тревожную тенденцию, когда конфликт в одной из точек мира, имеющий свои местные причины и характер, неверно интерпретируется и инструментализируется как часть конфликта в другом месте, особенно, если экстремистские группы используют религию для оправдания этого насилия. Тем не менее, необходимо отметить, что ключевая роль, которую религия играет в урегулировании конфликтов, примирении и миротворчестве, достаточно часто является очевидной и признанной. В ряде стран люди, идентифицирующие себя в качестве политически и экономически исключенных, зачастую чувствуют, что доминирующие религиозные группы, имеющие в руках власть, применяют дискриминационные стандарты в отношении вопросов прав меньшинств, таких, как свобода религии. Несмотря на то, что причины этих проблем связаны с социально-экономическими факторами, социальной фрагментацией и групповой ненавистью, число таких действий может увеличиваться даже в традиционно толерантных обществах, когда религия мобилизируется в политических целях. Широко распространены ситуации, особенно в Азии, Африке и на Ближнем Востоке, которые доказывают, что религии могут повлиять и влияют на геополитические контексты стран и регионов. Недавние события “Арабской весны” показали, что ряд групп и партий на Ближнем Востоке и в Северной Африке заняли доминирующие позиции, выступая во имя религии большинства. В странах региона Ближнего Востока, таких как Египет, Сирия, Ирак и Иран, религиозные меньшинства живут в ситуации страха и опасности.

Случаи ограничения и ущемления религиозной свободы меньшинств в последние годы наблюдались в таких странах как Соединенные Штаты Америки, Канада, в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, а также в некоторых европейских странах. На практике дискриминация и нетерпимость в отношении религиозных групп в этих странах явственно просматриваются в выступлениях, а также в законодательных положениях, принятых правительствами, ставящих под сомнение или запрещающих религиозную одежду, символы и традиции.

Религиозные меньшинства в различных странах сталкиваются с дискриминацией, основанной на религии или убеждениях. Дискриминационные нормы законодательства и государственная политика предоставляют узаконеные рамки все более серьезной дискриминации в обществе. Лишение прав, социальное отчуждение и насилие по отношению к меньшинствам – неизбежные результаты систематической дискриминации, которая угрожает всей социальной ткани общества. Многочисленные религиозные общины сталкиваются с проблемами в получении правового статуса, необходимого для своей деятельности, а также в вопросах приобретения, строительства или сохранения объектов имущества, в том числе, мест поклонения, захоронения или других объектов. В частности, в ряде стран религиозные меньшинства лишены своих прав в этом отношении.
Дискриминация религиозных меньшинств также серьезно сказывается на их возможности получения доступа к праву на образование, здравоохранение и трудоустройство, а также на участие в политическом процессе. Во многих случаях образовательные учебные программы и учебные пособия описывают роль религиозных меньшинств в обществе как негативную либо приуменьшают ее. Это также служит для укрепления существующих социальных предрассудков и способствует развитию нетерпимости и дискриминации. Обязательное религиозное обучение детей миноритарных религиозных групп вероучению религии большинства нарушает права родителей и детей. Существующее законодательство и государственные практики в отношении смешанных браков в некоторых странах негативно влияют на право на свободу вероисповедания, касающееся воспитания детей, родившихся в браках, заключенных с лицами, принадлежащими к религиозным меньшинствам.

Неспособность государств защитить религиозные меньшинства от насилия ставит под угрозу выживание общин и является нарушением международных обязательств государств. Культура безнаказанности в ряде стран, созданная неспособностью расследовать и преследовать преступления против членов меньшинств, является очевидной в политизации религии. Например, бездействие правительства и неспособность создать надлежащие правоприменительные механизмы приводят к постепенной эрозии тщательно взращиваемой традиции религиозной терпимости. Это также поощряет развитие культуры политизации религии, которая угрожает самому существованию религиозных меньшинств. В таких странах, как Пакистан, политизация религии военными диктатурами, которая была введена изменением в Уголовный кодекс, сделала систематическим злоупотребление законом против богохульства, который в настоящее время является основным орудием, используемым религиозными экстремистами против религиозных меньшинств в стране. В индийском контексте процесс политизация религии постоянно угрожает общественной гармонии и мирному сосуществованию людей, принадлежащим к разным религиям. Конституционные гарантии права на свободу вероисповедания сталкиваются с постоянными угрозами, а религиозные меньшинства часто подвергаются нападениям со стороны религиозных экстремистских групп, которые пытаются задействовать религию и религиозные чувства для политической выгоды. Политизация религии и религизация политики в различных африканских странах обостряет религиозную ненависть, групповое насилие и политическую нестабильность. В возникновении таких ситуаций есть вина религиозных экстремистских групп, принадлежащих к религии большинства, а также политических партий. В частности, примерами продолжающегося насилия во имя религии и распространения религиозной ненависти являются Северная Нигерия, Танзания, Судан, Индонезия , Шри-Ланка и Мьянма. В некоторых других ситуациях власть использует религию для аккумулирования поддержки со стороны религий большинства, создавая групповые банки избирателей, а также для получения политической власти. Зачастую такие действия приводят к конфликтам и насилию, особенно когда правительства ущемляют религиозную свободу, а также, когда религия или какое-либо меньшинство испытывают социальные и правительственные ограничения. Далее следуют примеры ситуаций, в которые был вовлечен ВСЦ. В Малайзии, где запрет на использование слова "Аллах" христианами усугублял религиозную ненависть и напряженность на протяжении многих лет, проправительственные политические партии несут ответственность за обострение этого противоречия. На Фиджи для Методистской церкви были созданы препятствия в реализации свободы существования в качестве религиозной организации и постоянно отказывалось в разрешении созывать свое национальное собрание в данной стране из-за вмешательства со стороны правительства. Власти бывшей югославской Республики Македония (FYROM) категорически отрицали в праве Православной Охридской архиепископии на регистрацию в качестве религиозной организации. Вмешательство правительства в правовую систему страны привело к незаконному задержанию главы данной церкви. В последнее время в Косово были выявлены систематические разрушения более 100 православных святынь, вместе с тем наблюдалась тенденция к историческому ревизионизму в отношении культурного наследия, что стало угрозой для самого существования сербских православных верующих. В Албании православные церкви не всегда надлежащим образом защищены, принимая во внимание недавние случаи крайне насильственных действий, имевшие место во время богослужений.

Таким образом, Х ассамблея Всемирного Совета Церквей, состоявшаяся в Пусане, Республика Корея, с 30 октября по 8 ноября 2013 года:
A. Вновь подтверждает приверженность ВСЦ принципу универсального права всех людей на свободу религии или убеждений;
B. В очередной раз повторяет свое убеждение, что Церковь является важным элементом в продвижении и защите свободы вероисповедания и прав религиозных меньшинств, основанной на ее исторических ценностях и этосе защиты человеческого достоинства и прав каждой личности;
C. Признает и в очередной раз повторяет, что продвижение и защита свободы религии или убеждений должны быть заботой и работой церквей и экуменического сообщества - как часть их пророческого свидетельства;
D. Призывает церкви, являющиеся членам ВСЦ, активно участвовать в защите прав всех религиозных меньшинств и их права на свободу религии или убеждений, особенно в противостоянии законодательству или нормативно-правовым актам, которые ограничивают свободу вероисповедания в нарушение международных стандартов в области прав человека;
E. Признает положительные шаги, предпринимаемые различными государствами к более полному уважению свободы религии или убеждений в ряде контекстов;
F. Выражает серьезную обеспокоенность по поводу усиления тенденции к политизации религии и религизации политики, а также по поводу возрастающей тенденция распространения терроризма, которая угрожает социальной структуре общества и мирному сосуществованию религиозных общин;
G. Выражает серьезную озабоченность в связи с государственным вмешательством в процессы принятия решений религиозными группами, и навязывание религиозного законодательства и правовых концепций с использованием государственных санкций;
H. Призывает экуменическое сообщество во всем мире оказать посредничество соответствующим правительствам в разработке государственной политики в сфере эффективной защиты людей и общин, принадлежащих к религиозным меньшинствам, от угроз или актов насилия со стороны негосударственных субъектов;
I. Призывает правительства укреплять существующие механизмы защиты, принять нормативно-правовую базу для защиты прав членов религиозных меньшинств, а также ввести эффективные меры и применять универсальный нормативный статус в области свободы мысли, совести, религии или убеждений; в т.ч., право изменять свою религию и проявлять свои убеждения;
J. Настаивает на отмене государствами положений уголовного законодательства, которые злоупотребляют использованием законов против богохульства, отступничества или законами против обращения, для наказания отступления от религий большинства или для дискриминации религиозных меньшинств и нарушения их права на свободу религии или убеждений;
K. Настаивает на принятии государствами антидискриминационного законодательства в целях защиты людей и сообществ, принадлежащих к различным религиям, особенно, чтобы положить конец дискриминации и преследованиям за веру или убеждения;
L. Выражает признательность ООН за защиту свободы религии или убеждений, и призывает Организацию, в частности, Совет по правам человека, уделять такое же значение свободе религии или убеждений, какое уделяется другим основным правам человека, а также противостоять любым попыткам ослабить принцип свободы религии или убеждений;
M. Призывает ООН усилить ведомство Специального докладчика по вопросу о свободе религии или убеждений, а также
N. Призывает к согласованным и скоординированным усилиям со стороны религиозного, гражданского общества и государственных структур для реакции на нарушения прав религиозных меньшинств и их свободы религии и убеждений.

УТВЕРЖДЕНО путем консенсуса

і Делегация Вальденсианской Церкви пожелала отметить свое несогласие с упоминанием Миланского эдикта, считая, что в заявлении о свободе религии напрасно делается ссылка на исторический момент, когда Церковь и государство стали тесно связаны, что привело к эпохе свободы только для одной религии.

Перевод на русский язык по Politicisation of Religion and Rights of Religious Minorities - Алена Василевич специально для forb.by