Реализация права мигрантов, беженцев и их религиозных организаций на свободу совести в современной Европе

Аўтар: 
Кристиан Попеску (Чехия)

Кристиан Попеску (Чехия), член исполнительного Совета Комиссии Церквей по мигрантам в Европе, Конференция Европейских Церквей

Перед слиянием КЕЦ (Конференции европейских Церквей) и ЕЭКВЦО (Европейской экуменической комиссии по взаимоотношениям Церкви и общества) в 1999 г., обе организации имели дело с проблемами прав человека в отношениях с различными международными политическими организациями: КЕЦ с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе и Организацией Объединенных Наций, ЕЭКВЦО с Советом Европы (CE) и учреждениями Европейского Союза (ЕС). После 1999 г. Комиссия по делам Церкви и общества (КЦО) КЕЦ объединила работу, сделанную обеими организациями.

Продвижение и выполнение прав человека долго были приоритетом для Конференции европейских Церквей. Учреждение группы по справедливости, миру и правам человека в КЕЦ относится к 1988 г. Еще ранее КЕЦ сотрудничала с Национальными советами в США и в Канаде в церковной программе по правам человека. Поскольку Церкви полагают, что каждый человек создан по подобию Бога, никакой человек не может быть лишен ее/его достоинства. Поэтому КЦО, в тесном сотрудничестве с членскими Церквями, продвигает политику и стандарты, которые уважают данное Богом достоинство каждого человека и борются за жизнь во всей ее полноте.

Работа была сделана посредством общего контроля за событиями в Совете Европы и участия в действиях международных неправительственных организаций, имеющих консультативный (в настоящее время статус участников) статус в этой находящейся в Страсбурге панъевропейской организации, специализирующейся на урегулировании стандарта прав человека и его выполнении. Иногда запросы из Церквей, искавших помощь в решении проблем религиозной свободы, приводили к сотрудничеству с соответствующими специалистами в Coвете Eвропы. ЕЭКВЦО и КЦО предприняли и участвовали в действиях и кампаниях в следующих областях: недискриминация; синти и цыгане; права человека, культура и религия; права человека и демократическое гражданство; права человека и образование; социальные права, бедность и социальная маргинализация; языки национальных меньшинств; права национальных меньшинств; права людей, отказывающихся от военной службы; борьба против торговли людьми. Кроме того, существовало очень тесное и интенсивное сотрудничество со специальным уполномоченным по правам человека в подготовке и проведении ежегодных семинаров с представителями трех монотеистических религий по следующим темам, сосредоточенным на правах человека, культуре и религии: верования, ценности и образование; вооруженные столкновения и роль религий; государственно-церковные отношения в свете осуществления права на свободу религии; возможность развития терпимости посредством религиозного просвещения и т.д. В 1998 г., в контексте празднования 50-ой годовщины Всеобщей декларации прав человека, ЕЭКВЦО (предшественник КЦО) выступила одним из организаторов важного  экуменического панъевропейского дня исследования (с привлечением  НГО и других членов Coвета Eеропы) “Универсальные права человека и культурное многообразие: эффект религиозного и философского развития”.

В области свободы религии основным моментом была Венская конференция в 2002 г. по теме “Религиозная свобода: Церкви большинства и меньшинства в отношении к государству”, которая была направлена на укрепление роли КЕЦ в нахождении соответствующих решений и усилении понимания и сотрудничества между Церквями большинства и меньшинства. Одним из главных результатов конференции было принятие проекта документа о минимальных стандартах для Церквей меньшинства (или религиозных сообществ).

КЦО принадлежит группе международных неправительственных организаций (НГО), имеющих право вносить “коллективную жалобу” в рамках европейской Социальной хартии Coвета Eвропы. Эта хартия, провозглашающая социальные права, обязательна для государств, ее ратифицировавших. КЦО использует ее в своей работе, связанной с институтами ЕС.

На этапе разработки хартии основных прав ЕС, КЦО настаивала на важности ее совместимости с Европейской конвенцией по правам человека (EКПЧ) Coвета Eвропы. Когда то, что теперь стало Лиссабонским соглашением, было подготовлено, КЦО подчеркнула необходимость для ЕС придерживаться EКПЧ также по причинам необходимости совместимой защиты прав человека на всем европейском континенте.

После слияния КЦО и ЕЭКВЦО, секретариат по правам человека продолжил работать с ООН, Cоветом Eвропы, ОБСЕ и ЕС. КЦО/КЕЦ контролировала и контролирует продвижение и развитие международных организаций, чтобы видеть, какая организация может лучше всего служить членским Церквям КЕЦ для решения разнообразных проблем, которые в них возникают и которые должны быть решены.

 

С 2003 г. возникло несколько новых проблем относительно прав человека и религиозной свободы. Террористические атаки в Нью-Йорке, Вашингтоне, Мадриде и Лондоне стали причиной новых дебатов об отношениях прав человека и безопасности с некоторыми правительствами, желающими ограничить существующие права в поиске большей безопасности и желания задвинуть религию в частную сферу. Процесс глобализации положил начало новым дебатам об отношениях между традицией, идентичностью и универсальными правами,  временами подвергая сомнению универсальность и неделимость прав человека. Растущий разрыв между богатыми и бедными в обществе, так же как между странами северного и южного полушария, означал возобновление дискуссии о гражданских и политических правах с одной стороны и экономических, социальных и культурных правах с другой.

 

В ответ на запросы из отдельных членских Церквей КЦО имела дело со многими случаями нарушений прав человека в европейских странах, особенно связанных со свободой религии или вероисповедания. Во многих случаях КЕЦ и КЦО информировали о них Европейские институты и добавляли свой собственный голос в обращении к правительствам о предполагаемых нарушениях. КЕЦ и КЦО также поддерживали членские Церкви в разбирательстве с нарушениями прав человека, с которыми они сталкивались.

 

Когда Русская Православная Церковь объявила, что она находится в процессе разработки фундаментального положения о правах человека (окончательно принятого Синодом в 2008 г.), делегация КЦО и Европейских Церквей посетила в Москву, чтобы обсудить сходства и различия во мнениях относительно подхода к правам человека. Заключительное коммюнике встречи http://www.cec-kek.org/content/human_rights.html заявляет об общей цели укрепления инструментов прав человека.

Чтобы стимулировать дальнейшие дебаты среди Церквей и решать проблемы, появляющиеся в дебатах среди Церквей и в обществе, рабочая группа по правам человека и религиозной свободе разрабатывает сейчас руководство по правам человека, адресованное Церквям. Оно будет рассматривать некоторые из специфических вопросов, поднятых в дебатах Церквей, проблемы, касающиеся прав человека и предложит ресурсный материал. Цель руководства – использование его материалов  в образовательных целях и тренингах, проводимых КЦО.

 

В работе с Европейскими институтами КЦО тщательно контролировала развитие событий и внесла вклад во многие консультационные процессы и дебаты. Одной из целей работы была помощь Европейской хартии прав человека стать интегрирующей и юридически обязательной частью Конституционного соглашения Европейского союза (сейчас Лиссабонское соглашение; см. арт. 6 Соглашения о Европейском союзе). Что касается хартии ЕС, то в 2007 г. было учреждено Агентство по основным правам Европейского Союза (базирующееся в Вене), работа которого заключается в контроле и поддержке усилий ЕС в осуществлении хартии и в подведении оснований для работы Европейских институтов посредством научного исследования. КЦО в настоящее время является одной из двух религиозных организаций, которые были приглашены прокомментировать рабочую программу Агентства. Посещение рабочей группы КЦО по правам человека и религиозной свободе  Агентства в 2007 г. привело к дальнейшему сотрудничеству. В 2009 г. КЦО стала членом консультативной группы Агентства по основным правам ЕС.

 

Религиозная свобода для мигрантов

 

ЦКМЕ - Церковная комиссия по мигрантам в Европе базируется в Брюсселе и работает более 40 лет. Это - третья комиссия КЕЦ, она отвечает за беженцев, мигрантов и антирасистскую работу. Две рабочие группы КЕЦ, ЕЦРГУБ - Европейская церковная рабочая группа по убежищам и беженцам и ЕРГРК - Европейская рабочая группа по расизму и ксенофобии, закончили свою работу в 1990-е гг. и передали свои дела ЦКМЕ. Религиозная свобода и мигрантские Церкви в Европе - важные области работы для ЦКМЕ. Я был членом ЕЦРГУБ и ЕРГРК, и с 2000 г. я - член Исполнительного комитета ЦКМЕ от КЕЦ.

 

Мигрантам-римо-католикам в Европе довольно легко интегрироваться в свою Церковь и иметь богослужения на национальных языках из-за одинаковости религиозных служб и церковных структур.

 

У мигрантов-протестантов ситуация более сложная. Вначале они присоединяются к местным церквям, но позже из-за языка, культурных и богослужебных различий, они находят свои собственные церкви в европейских странах, особенно в Европейском союзе. 

 

Православные мигранты, живущие в странах, где нет местной автокефальной Православной Церкви, могут учреждать свои собственные церковные структуры, зависящие от Церкви-матери страны их происхождения. Мигранты, живущие в стране с местной автокефальной Православной Церковью, должны найти приход под руководством местного православного епископа, сохраняя духовные отношения со своей Церковью-матерью. 

 

Мигранты-мусульмане в Европе строят собственные мечети или молитвенные здания. Восприятие их правительством, местными властями и населением в Европе отличается. Их рассматривают как угрозу для безопасности и как потенциальных террористов. Запрет строительства минаретов в Швейцарии и ношения хиджаба во Франции показывает проблемы, с которыми сталкиваются мусульмане в Европе.

 

Я приведу пример регистрации Церквей и религиозных обществ в Чешской Республике. С просьбой о регистрации могут обратиться 3 человека, являющиеся гражданами Чешской Республики или иностранцами с постоянным местом жительства в Чешской Республике. Еще 300 человек, являющихся гражданами Чешской Республики или иностранцами с постоянным местом жительства в Чешской Республике, должны ее подписать.

 

Специальные права Церквей  следующие:

a) обучение религии в государственных школах;

b) назначение людей для духовной деятельности в тюрьмах, в армии, в учреждениях принудительного медицинского и/или образовательного содержания;

c) финансирование правительством;

d) признаваемая государством регистрация браков;

e) основание церковно-приходских школ;

f) сохранение тайны исповеди, если это является церковной традицией в течение, по крайней мере, 50 лет.

 

Чтобы получить эти права, Церковь или религиозное общество, кроме всего прочего, должны:

a) быть зарегистрированными согласно 3/2002 Закону в течение, по крайней мере, 10 лет;

b) обнародовать каждый год годовой отчет и финансовые балансы;

c) соблюдать обязанности по отношению к государству и третьим лицам;

d) иметь количество подписей, соответствующих 1/1000 числа населения Чешской Республики.

 

В заключение хочу сказать, что построение церквей или религиозных обществ остается трудностью для новоприбывших мигрантов, т.к. приобретение гражданства или права на постоянное место жительства требует временных и бюрократических затрат.  

С прогрессирующей глобализацией и увеличивающейся потребностью в рабочей силе мигрантов в Европейском союзе религиозное разнообразие будет возрастать и, в связи этим, будет возрастать потребность приспособить религиозную свободу к сообществам мигрантов.

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
4 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.