Права человека и правовые институты, связанные с осуществлением свободы совести и деятельностью религиозных организаций

  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/churchby/public_html/forb.by/sites/all/modules/views/views.module on line 1118.
  • strict warning: Declaration of views_handler_field::query() should be compatible with views_handler::query($group_by = false) in /home/churchby/public_html/forb.by/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_field.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_field_user::init() should be compatible with views_handler_field::init(&$view, $options) in /home/churchby/public_html/forb.by/sites/all/modules/views/modules/user/views_handler_field_user.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_field_node_new_comments::pre_render() should be compatible with views_handler_field::pre_render($values) in /home/churchby/public_html/forb.by/sites/all/modules/views/modules/comment/views_handler_field_node_new_comments.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/churchby/public_html/forb.by/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::query() should be compatible with views_handler::query($group_by = false) in /home/churchby/public_html/forb.by/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_sort::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/churchby/public_html/forb.by/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_sort.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_sort::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/churchby/public_html/forb.by/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_sort.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_sort::query() should be compatible with views_handler::query($group_by = false) in /home/churchby/public_html/forb.by/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_sort.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/churchby/public_html/forb.by/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::query() should be compatible with views_handler::query($group_by = false) in /home/churchby/public_html/forb.by/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_argument_validate::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit($form, &$form_state) in /home/churchby/public_html/forb.by/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_argument_validate.inc on line 0.
Аўтар: 
Наталья Василевич (Беларусь)

Наталья Василевич (Беларусь), старший преподаватель БИП-Института правоведения, директор культурно-просветительского учреждения «Центр «Экумена»

         Свобода совести - одно из старейших прав человека, правовое содержание которого с течением времени и с изменением социального и политического контекста постоянно расширялось и конкретизировалось. Многие аспекты свободы религии являются общепринятыми, некоторые до сих пор дебатируются во всем мире или некоторых его регионах, возникают новые социальные отношения, которые, соответственно, вызывают необходимость определенным образом эти отношения выражать в праве.

         Одной из основных проблем права на свободу совести является его многоаспектность - оно касается как внутренних убеждений, так и их выражения, практики, оно проявляется как право индивида, но также и как особые права сообществ, регулирует как вопросы публичного, так и вопросы частного права, например, отношения собственности или трудовые отношения.

         Кроме того, в международном праве нет общепринятого определения базового для свободы совести понятия “религия”. На данный момент преимущественной является интерпретация ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПГ), данная Общими замечаниями №22 Комиссии ООН по правам человека (1993), которая определяет, что данная статья “защищает теистические, не-теистические, атеистические убеждения, так же как и право не исповедовать никакой религии или убеждений. Термины “убеждения” и “религия” должны толковаться в широком смысле. Статья 18 не ограничивается в своем применении традиционными религиями или религиями и убеждениями, имеющими институционные характеристики, или культами, аналогичнными традиционным религиям”. Однако данное право защищает не столько саму религию или убеждения, сколько право индивидов выбирать, принимать, иметь, изменять, покидать религию или вероисповедание, а также единолично, сообща с другими, публично или в частном порядке “исповедовать свою религию и убеждения... в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении” (18.1 МПГПП).

         В данном докладе будут затронуты основные права и свободы, а также правовые институты, непосредственно связанные с рассматриваемым вопросом.

 

         1.1. Свобода ассоциаций

         Как уже отмечалось, собственно свобода религии и вероисповедания предусматривает право личности не только единолично, но и “сообща с другими” исповедовать свою религию, но кроме этого, религиозные группы защищаются еще и свободой ассоциаций (22 МПГПП). При этом к объединениям, связанным с религией, не могут предъявляться более жесткие требования и на них не могут накладываться большие ограничения, чем на другие объединения. Таким образом, религиозным ассоциациям может предоставляться большая, но никак не меньшая, свобода деятельности. Более того, тип участия в такой ассоциации должен определяться в соответствии с религиозными убеждениями, а не навязываться требованиями государства. Также право на свободу объединения предусматривает право приобретения и сохранения статуса правосубъектности (причем, рассматривается оно именно как право, но не как обязанность). Об этом подробнее в пункте, касающемся религиозных организаций.

 

         1.2. Свобода слова

         Свобода иметь религиозные убеждения (forum internum) связана со свободой эти убеждения выражать (forum externum), не только в богослужении, но также и для распространения и высказывания своих идей, соответственно с гарантированным правом на свободу слова (19 МПГПП): “это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору“. Религиозные идеи, однако, бывают сопряжены с экстремизмом, а также с так называемыми hate speech, когда, исходя из определенных религиозных идей, высказываются мнения, которые оскорбляют группы и отдельных лиц. Особые дискуссии в христианской среде сейчас вызывает вопрос отношения к гомосекусальности, когда верующие, осуждающие гомосексуальное поведение и призывающие к запрету таких отношений, подвергаются преследованию за свои высказывания. С другой стороны, особенно это актуально в мусульманских странах, ставится вопрос о введении юридической ответственности за богохульство, т.е. за деяние, связанное с высказыванием непочтения к объектам религиозного поклонения или святыням. Горячие дебаты данный вопрос вызвал в связи с публикацией карикатур на пророка Муххамеда в Дании, а также в России относительно выставки “Стоп религия!”

         Кроме того, это право связано с распространением религиозных убеждений, про что подробнее в соответствующем пункте.

 

         1.3. Свобода мирных собраний

         Еще одним правом, непосредственно связанным с осуществлением права на свободу совести, и, главным образом, касающимся совместного участия в богослужениях или собраниях с другими целями, является право на свободу мирных собраний (21 МПГПП). Зачастую на собрания богослужебного, культового характера накладываются более жесткие ограничения, чем на мирные собрания в целом, однако бывает, что подобные собрания связаны с поклонением в особых культовых местах, важных для приверженцев культа по определенным соображениям, а также с необходимостью общения с религиозным лидером; такие собрания не должны быть ограничены только культовыми зданиями.

 

         2. Конституционный статус и системы правового признания

         Что касается конституционного статуса, то государство может определяться как светское либо религиозное, провозглашать или нет отделение Церкви от государства (иметь государственную Церковь), а также придерживаться разных систем правового признания. Деятельность религиозных организаций и сообществ в национальном контексте, взаимоотношения с религией, таким образом, являются и предметом конституционного права.

         Могут существовать различные режимы правового признания: особые взаимоотношения с государством; официальная (государственная) церковь; существование параллельных систем права (закон шариата); определение преимущественных вероисповеданий (религиозных организаций) как традиционных или религий большинства, придание им особого статуса; различные режимы регистрации для различных религиозных организаций и др. Несмотря на провозглашенный принцип равенства и недискриминации (МПГПП ст. 26, 27), Общие замечания №22 Комисии ООН по правам человека не исключают возможности существования особых церковно-государственных отношений, дающих привилегии тем или иным религиозным группам, если при этом права других групп, особенно меньшинств, не нарушаются. Церковно-государственные системы в Европе отражают особенности исторического и культурного развития конкретного государства и общества могут продолжать существовать в соответствии со своими основными принципами, однако нейтральность государства, по крайней мере, в отношении других церквей и сообществ должна поддерживаться.

 

         3. Религиозные организации и группы

         Совместное, коллективное исповедание той или иной религии может приводить, а может и не приводить к необходимости создания религиозной организации. В любом случае, создание юридического лица, регистрация в качестве такового является правом, а не обязанностью религиозной группы или группы убеждений. Если группа или сообщество не пользуются правом учреждения юридического лица, члены такой группы не лишаются права практиковать религию или убеждения.

 

         3.1. Учреждение юридического лица

         Учреждение юридического лица является правом, которое проистекает из свободы ассоциаций и является правом на получение правосубъектности. Учреждение юридического лица может происходить как в специально определенной для религиозных организаций, так и в более широкой форме. Кроме учреждения юридического лица непосредственно самой религиозной организацией для осуществления собственной религиозной деятельности, она (как в одиночку, так и совместно с другими религиозными и светскими организациями) может учреждать также юридические лица других форм для осуществления деятельности другого рода - благотворительной, образовательной, информационной, координационной и др. При этом могут существовать различные формы, статусы, структура юридических лиц в зависимости от вероисповедания, которого придерживается организация, в то же время другие религиозные организации (в т.ч., большинства), не могут вмешиваться в процедуру учреждения юридического лица другой организацией, как непосредственно, так и будучи в качестве организационной модели.

 

         3.2. Регистрация и признание

         Как уже отмечалось, право на получение правосубъектности религиозной организации является необходимым для реализации свободы ассоциации, основным способом её получения и учреждения юридического лица является регистрация организации. Во-первых, важно отметить, что не может быть требования обязательной регистрации, частным лицам и группам лиц должно быть предоставлено право исповедовать религию без регистрации, если они того желают, в то же время, при желании организации зарегистрироваться, государство должно это право обеспечивать, а другие религиозные организации не должны препятствовать. Большое количество международно-правовых стандартов по обеспечению свободы религии и вероисповедания касается именно вопросов регистрации, именно в этом вопросе религиозные организации сталкиваются с нарушениями своих прав имплицитно. Поэтому в различных международных документах, рекомендациях ОБСЕ, практике структур ООН и Европейского Суда по правам человека рассматриваются различные аспекты вопросов регистрации, касающиеся в т.ч. установления минимальных требований членства, необходимость действия организации в стране в течение продолжительного срока перед регистрацией, ограничение на религиозные назначения, наложение бюрократического контроля, а также влияние на вопросы внутренней структуры; признаваемые недопустимыми или неуместными.

 

         3.3. Религиозная автономия

         Важным аспектом деятельности религиозной организации является её внутренняя автономия, самоопределение в вопросах вероисповедания, организации, религиозного лидерства и т.д. Данные вопросы часто являются не просто формальными, но доктринальными, представления о церковной структуре - иерархической и институциональной - предмет религиозных убеждений. Все молитвенные и другие мероприятия не должны контролироваться относительно содержания таких мероприятий, как со стороны государства, так и других религиозных организаций, а распространение взглядов через средства массовой информации не должно быть предметом цензуры. Следует также отметить, что значительным правом для обеспечения религиозной автономии является право придерживаться верности (лояльности) определенным религиозным лидерам. Часто вопросы автономии возникают не относительно деятельности самих религиозных организаций, но деятельности других, основанных ими, институтов - учебных заведений, больниц и т.д.

Право на свободу религии исключает любой произвол со стороны государства и других религиозных организаций в вопросе определения легитимности, как самих религиозных убеждений, так и способов их выражения (см. Манусакис против Греции).

 

         3.4. Места богослужений или собраний

         Важным правом религиозного сообщества является учреждение мест богослужений или собраний. Кроме этого религиозная организация может для этих целей использовать не только собственные культовые - со специальным статусом - сооружения, но также и другие места и помещения, доступные для общественности.

 

         3.5. Духовенство и религиозные лидеры

         Вопросы правового статуса духовенства могут касаться как определенных государственных привилегий (освобождение от службы в армии), так и ограничений (например, заниматься определенной политической деятельностью), а также вопросов получения заработной платы (из бюджета религиозной организации или государственного бюджета),  налогообложения, социальных гарантий и пенсионного обеспечения.

 

         4.1. Религиозное образование (права родителей или опекунов)

         Одним из основных аспектов составляющих свободу вероисповедания является право родителей или опекунов на воспитание детей в определенных религиозных и светских убеждениях. Родители также принимают решение о религиозной практике своих детей. Однако в некоторых случаях, например, в медицинских вопросах, когда жизнь ребенка может находиться под угрозой, право родителей в отношении несовершеннолетних детей может ограничиваться. Проиллюстрировать это можно на примере, когда родители, принадлежащие к Свидетелям Иеговы, не допускающим переливания крови, на один день лишаются родительских прав для осуществления данной медицинской процедуры.

 

         4.2. Религия и образование в школе

         Что касается религии в школе, то в образовательной сфере существует целый ряд связанных с этим вопросов: возможно ли образование ребенка на дому по религиозным соображениями, существование конфессиональных религиозных школ с государственной регистрацией, каким образом осуществляется и регулируется религиозное, этическое или гуманистическое образование в государственных школах, как различные религиозные традиции представлены в школьных учебниках, осуществляется ли государственное финансирование преподавания религии в школе, какое отношение существует к религиозным символам или предметам, религиозной одежде в государственных школах (могут ли учителя носить религиозные символы или одежду во время преподавания, могут ли ученики носить знаки религиозного отличия, могут ли в классных комнатах присутствовать религиозные символы), возможны ли раздельные занятия физкультурой для детей разных полов по религиозным убеждениям.

 

         5. Права собственности и экономическая деятельность

         Право собственности является важным правом религиозной организации. Какие правоотношения возникают по поводу собственности в этой сфере? Во-первых, это возможность приобретать в собственность земельные участки и здания для основания там мест для собраний. Во-вторых, это вопросы реституции религиозной собственности, определение правопреемственности. В-третьих, регулирование вопросов собственности в случае раскола или ликвидации религиозной организации, здесь присутствует необходимость учитывать исторические и богословские аспекты. В-четвертых, финансирование через пожертвования, “религиозный” налог, государственное финансирование, зарплата, субсидирование религиозных школ, разрешение использовать общественное имущество. В-пятых, это налоговые льготы (налоговый иммунитет).

 

         6. Распространение религии: прозелитизм и миссионерство

         Распространение религии является одним из существенных прав - привлекать людей на свои мероприятия, к своим верованиям, однако без употребления морального или физического давления или материального поощрения, а также использования позиции подчинения в военных и трудовых отношениях (см. Лариссис против Греции). При этом прозелитизм, проводимый вне определенных выше негативных критериев, допускается, также как допускается и миссионерство, в т.ч. уличное или “от двери к двери” (см. Коккинакис против Греции).

 

         7. Другие вопросы

         Среди других вопросов, при решении которых нужно учитывать свободу религии, следует отметить следующие: различные медицинские практики, вопросы заключения и расторжения брака, религиозные основания причин отказа от прохождения военной службы (вопросы альтернативной службы), принесение религиозной клятвы, выходные дни во время религиозных праздников, возможность выбора пищи в соответствии с религиозными убеждениями, различные вопросы в трудовых отношениях, религиозная деятельность иностранных граждан (возможность быть учредителями иностранной организации, въезд иностранцев на территорию страны для осуществления религиозной деятельности), религия в закрытых учреждениях - учреждениях здравоохранения, военных учреждениях и тюрьмах, вопросы конфессиональных кладбищ, мест захоронения, способов захоронения, ритуальных вопросов.

 

Литература

 

  1. Дурам К. Свобода религии или убеждений: законы, влияющие на структуризацию религиозных общин. Обзорная конференция ОБСЕ, сентябрь 1999. - Справочный документ БДИПЧ 1999/4.
  2. Рекомендации по анализу законодательства о религии или вероисповедании. - БДИПЧ ОБСЕ. - 2005 г.
  3. Gaer Felice D. Religious Freedom / Encyclopedia of Human Rights Volume 4, ed. David P. Forsythe. - Oxford University Press. - 2009. pp. 323-329.
  4. Minimal Standards for Churches and Communities of Faith and Conviction. - Conference of European Churches. - 21 November 2009.
  5. Robbers G. Training on Freedom of Religion or Believe. - Conference of European Churches.

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
11 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.