Свобода религии в Грузии: работа Омбудсмана Грузии по защите свободы религии

Аўтар: 
Мариам Гавтадзе (Грузия)

Мариам Гавтадзе (Грузия), Центр толерантности под покровительством Офиса общественного защитника (Омбудсмана) в Грузии

Конституция предусматривает свободу религии, и другие законы способствуют свободной практике религии.

 

Уважительное отношение правительства к религиозной свободе продолжает углубляться, и правительственная политика продолжает способствовать религиозной свободе. Внимание правительства  после конфликта в августе 2008 г. с Россией было обращено к проблемам национальной безопасности, и выполнение новых положений, касающихся религиозной свободы, казалось, замедлилось. Несмотря на это, правительство смогло продвинуться на поприще религиозной свободы, особенно в сфере образования.

 

Религиозная демография

 

Площадь страны составляет 25 900 квадратных миль, население - 4,6 миллионов, включая сепаратистские области Абхазии и Южной Осетии, которые не находятся под контролем правительства. Есть сильные корреляции между этнической группой, религией и, зачастую, географической областью.

 

Большинство этнических грузин (84% населения, согласно переписи 2002 г.) связывает себя с Грузинской Православной Церковью (ГПЦ).

Армянская Апостольская Церковь (AAЦ), Римско-Католическая Церковь (РКЦ), иудаизм и ислам сосуществовали с грузинским православием в течение многих столетий. Азербайджанцы составляют вторую по величине этническую группу (приблизительно 285 000, или 7% населения) и в большинстве своем являются мусульманами; большинство живет в юго-восточной области Kвемо-Картли. Другие мусульманские группы, включая этнических грузинских мусульман Аджарии и чеченских кистинцев, проживают в северо-восточном регионе и увеличивают число мусульман до 10% населения. Армяне - третья по величине этническая группа (249 000, или 6% населения) - принадлежат в большинстве к ААЦ; они составляют большинство населения в южном регионе Самцхе-Джавахети.

 

На территории страны проживают приблизительно 35 000 католиков, в значительной степени этнических грузин или ассирийцев, и 18 000 курдских езидов. Этнические греческие православные сообщества насчитывают 15 000, еврейские - приблизительно 10 000.

 

Более активными и видными стали протестанты и другие нетрадиционные деноминации, такие как баптисты, Свидетели Иеговы и кришнаиты. Каждая из этих групп представляет менее чем 1% населения.

 

Юридическая структура

 

Конституция предусматривает свободу религии, и другие законы и политика способствуют свободной практике религии. Конституция признает особую роль ГПЦ в истории страны, но также предусматривает независимость Церкви от государства. Конкордат 2002  г. между правительством и ГПЦ также признает особую роль ГПЦ.

 

Уголовный кодекс определенно запрещает вмешиваться в богослужения, преследовать человека на основании его религиозной веры или убеждений и мешать учреждению религиозных организаций. Нарушения этих запретов наказуемы штрафом и/или заключением.

 

Сектор защиты прав человека в юридическом отделе офиса Генерального обвинителя (ОГО) отвечает за защиту прав человека, включая религиозную свободу. Омбудсмен (государственный защитник) контролирует жалобы на ограничения религиозной свободы. Министерство внутренних дел и ОГО активны в деле защиты религиозной свободы. Религиозные меньшинства, такие как Свидетели Иеговы, выражают удовлетворение обязательством ОГО защищать религиозную свободу.

 

Кроме ГПЦ все религиозные группы могут зарегистрироваться в правительстве как некоммерческое юридическое лицо частного права (в одной из нескольких форм, таких как союз или фонд), чтобы получить правовой статус и налоговые льготы. Союз основан на членстве (требуется минимум пять участников), в то время как фонд включает одного или более основателей, учреждающих фонд для пользы определенной группы или общества. Во всех случаях регистрация - функция налогового отдела министерства финансов, которое должно предоставить регистрацию или отказать в ней в течение трех дней с подачи заявления. С отказом можно обратиться в суд. Не было ни одного сообщения, ни от одной группы с жалобой на отказ в регистрации. Некоторые религиозные группы выражали неудовлетворение необходимостью регистрироваться как некоммерческое юридическое лицо, а не религиозная группа, для получения правового статуса и налоговых льгот.

 

Статья 18 закона об общем образовании определяет, что "ученики, родители и учителя имеют свободу религиозной веры, деноминации и совести, согласно правилу, установленному законом, и имеют право выбрать и изменить религиозную деноминацию по своему желанию".

 

В 2005 г. закон, разделяющий государственные школы и религиозное обучение, сузил интерпретацию правительственного конкордата с ГПЦ относительно обучения православию как избирательной части школьного учебного плана. Закон устанавливает, что обучение православию может иметь место только после школьных уроков и не может управляться школой или учителями. Внешние преподаватели, включая духовенство, не могут регулярно посещать или управлять студенческой внеучебной активностью или студенческие клубами и их встречами.

 

Согласно закону ГПЦ имеет консультативную роль в составлении учебного плана, но никакого права вето. ГПЦ обычно исследует религиозные и другие учебники, используемые в школах, на соответствие православной вере, хотя эта проверка  проводится не в пределах правительственной структуры, а скорее как часть пасторских действий ГПЦ. Согласно министерству образования (МО), присутствие священников в школах не столь активно, как это было в прошлом, и некоторые священники предлагают обучение ремеслам и научные занятия за пределами школы для привлечения детей в церковь.

 

Уважение правительства к религиозной свободе продолжало развиваться, и правительственная политика продолжала способствовать свободной практике религии в большинстве случаев. В то же самое время, общей жалобой всех религиозных групп кроме ГПЦ было то, что они не имеют равного правового статуса, не признаны официально религиями и не пользуются такими же привилегиями как ГПЦ. Религиозные меньшинства также жаловались, что местная полиция не всегда быстро отвечает на их жалобы и расследование жалоб часто проводится неполно.

 

Конкордат 2002 г. между ГПЦ и государством определяет отношения между этими двумя юридическими лицами, наделяет Патриарха юридической неприкосновенностью, предоставляет ГПЦ исключительное право укомплектовывать штат военных капелланов, освобождает священнослужителей ГПЦ от военной службы и предоставляет ГПЦ уникальную консультативную роль в правительстве, особенно в сфере образования.

 

Еврейское сообщество было зарегистрировано как союз не потому, что оно предпочло это обозначение, а потому, что такое обозначение позволило ему восстанавливать синагогу. В то время как синагога не была возвращена в собственность еврейского сообщества, правительство сдало ему синагогу в аренду за символическую цену 0,61$ (один лари) в месяц. Право "арендовать" собственность удовлетворила инвесторов, готовых финансировать ремонтные работы. AAЦ отказалась зарегистрироваться как союз или фонд, что оставляет ее без юридического оформления. РКЦ зарегистрировала часть своего сообщества, чтобы получить право юридического управления своей собственностью. Эта регистрационная договоренность дает право физического управления церковными зданиями и уводит от прежней необходимости регистрировать религиозные объекты на частные лица. Тем не менее, РКЦ делает все возможное, чтобы подчеркнуть свое недовольство вариантами регистрации, которые, по ее мнению, "унижают достоинство". Баптисты и Свидетели Иеговы разделяют это недовольство. Только кришнаиты были удовлетворены вариантами регистрации, потому что это дало общине из 100 членов возможность восстановить храм и управлять им и не сосредотачивало дополнительно правительственное внимание на их деятельности.

 

В предыдущие годы власти утверждали, что регистрационный закон обеспечивает соответствующий баланс между требованиями религиозных меньшинств и желанием сохранить особый статус ГПЦ. Правительство утверждало, что создание определенного статуса для религиозных групп по существу приведет к ненужному противостоянию между группами, и что должен быть принят текущий регистрационный закон, устанавливающий одинаковое положение для всех религиозных групп. С точки зрения правительства регистрационный закон был религиозно нейтрален и касался по существу только того, является организация коммерческой или некоммерческой. Зарегистрированные религиозные группы получают ту же самую правовую защиту своих прав собственности и налогового статуса как ГПЦ, хотя власти признали, что может существовать беспорядок со стороны потенциальных бенефициариев и госисполнителей. ГПЦ утверждала, что от конкордата с государством остаются только символические преференции, такие как освобождение от начальной уплаты налога на добавленную стоимость (возвращение платежа и получение компенсации) и на прибыль от продаж религиозных предметов.

 

Реституция собственности, конфискованной во время коммунистического режима, остается спорным вопросом. Правительство не возвращало дополнительно церквей, мечетей, синагог или залов заседаний. Главной мечетью и двумя синагогами в Тбилиси управляют соответствующие религиозные сообщества, но они остаются государственной собственностью. Однако восстановление ранее возвращенных церквей ГПЦ продолжалось, частично с правительственными субсидиями, на том основании, что эти здания - объекты национального культурного наследия. Правительство обеспечило субсидии для обслуживания и сохранения мечетей на таком же основании. Другие религиозные меньшинства утверждали, что субсидирование не обеспечено на равноправной основе. AAЦ жаловалась, что церковь, которой она управляет в Тбилиси и которую, по словам лидеров AAЦ, посещают 100 000 прихожан, не получила финансирование, потому что AAЦ отказалась от регистрации. Министерство культуры заявило, что не может финансировать проект реконструкции, пока у церкви нет законно зарегистрированного владельца.

Официальные лица РКЦ и AAЦ считают, что имущественные споры не были разрешены в прозрачном судебном процессе, а решались скорее от случая к случаю, что соответствовало целям ГПЦ. Они утверждали, что правительство не желало решить споры о собственности спорного церковного имущества из страха оскорбления приверженцев ГПЦ.

РКЦ, AAЦ и некоторые протестантские деноминации продолжают испытывать трудности при получении разрешения на строительство новых церквей из-за нежелания местных властей давать такое разрешение, т.к. это может вызвать недовольство представителей ГПЦ. В прошлом году власти отослали РКЦ к местному епископу ГПЦ для получения разрешения на строительство новой церкви. Епископ ГПЦ предложил РКЦ вместо строительства новой восстановить старую церковь, и это предложение было принято местными органами власти.

Мусульмане в Аджарии также потерпели неудачу в восстановлении своего досоветского имущества. Местные чиновники были безразличны к повторным запросам о возвращении мечетей.

Напротив, ГПЦ возвратила большую часть своего имущества. В советский период государство отняло у ГПЦ большую часть имущества и почти все оно было возвращено Церкви. В дополнение к этому правительство также ежегодно ассигнует ГПЦ средства, чтобы помочь возместить часть ущерба, нанесенного в советское время. В 2009 г. эта сумма составила 15 миллионов долларов (25 миллионов лари).

У религиозных меньшинств, включая Свидетелей Иеговы, есть трудности с получением разрешения на строительство или снятие помещений для богослужений. Будущее собственности Свидетелей Иеговы, купленной в Тбилиси, остается нерешенной проблемой. Необходимые документы были поданы в мэрию, но разрешение не было получено. В августе 2008 г. против мэрии был подан иск, в феврале 2009 г. административный суд вынес решение в пользу Свидетелей Иеговы.

 

Лидеры Свидетелей Иеговы заявили, что им по-прежнему не предоставляют доступ в помещения, которые вмещают больше чем 200 человек. Лидеры Свидетелей Иеговы заявили, что они не планировали требовать судебного разбирательства и надеялись решить вопрос, получив разрешение построить их собственное большое помещение. Однако они не реализовали этот план и  продолжают пытаться арендовать места для собраний.

Омбудсмен сообщил о продолжающихся проблемах с преподавателями, внедряющими православие посредством молитвы в классах и демонстрации в школах икон и других религиозных символов. Омбудсмен охарактеризовал эту проблему как особенно распространенную в Аджарии, где мусульманские студенты часто становятся объектом религиозного давления православных преподавателей. Министерство образования учредило генеральный инспекционный отдел для разбора жалоб на несоответствующее поведение учителей, включая нарушение религиозной свободы студентов.

Лидеры религиозных меньшинств продолжают жаловаться в офис Омбудсмена на то, что некоторые учителя государственных школ и местные православные священники продолжают критиковать религиозные меньшинства и браки между представителями различных вероисповеданий. Некоторые учителя высмеивали католических и протестантских студентов, отговаривая православных студентов контактировать с ними.

Сепаратистские области Абхазии и Южной Осетии остаются вне контроля центрального правительства, и достоверную информацию из тех областей получить трудно.

 

Усовершенствования и развитие уважения к религиозной свободе

 

Религиозные меньшинства приветствовали удаление религиозного образования из государственных школ за исключением рассказа о религии в широком историческом контексте; однако, практика не всегда шла в ногу с законом.

История и курсы географии освещают, в некоторой степени, мировые религиозные группы. Министерство образования заменило старые учебники, содержащие темы или материалы, которые стали не соответствовать  законодательству, способствующему религиозной свободе. Новые учебники включают материалы по разным религиозным группам и говорят о них нейтральным языком.

 

Вмешательство Омбудсмена в работу управления тюрем привело к усовершенствованию посещений тюрем священнослужителями. По требованию управления тюрем Религиозный совет Омбудсмена, который включает широкий диапазон религиозных групп, составил список священнослужителей, которым, как ожидали, предоставят доступ в тюрьмы. Эта процедура была разработана, чтобы сбалансировать интересы безопасности и подобные посещения. В течение отчетного периода ГПЦ взяла ответственность за контроль соблюдения религиозной свободы заключенных.

 

Статус социального уважения к религиозной свободе

 

Продолжают поступать сообщения о социальных злоупотреблениях или дискриминации, основанной на религиозной принадлежности, вере или практике. Сообщают о случаях преследования за пределами Тбилиси, в которые вовлечены местные граждане, государственные чиновники и православные провокаторы. Наблюдается терпимость к религиозным меньшинствам, "традиционным" в стране, включая католиков, верующих Армянской Апостольской Церкви, евреев и мусульман. Однако некоторые члены ГПЦ и общественности продолжают с опаской относиться к "нетрадиционным" религиозным меньшинствам, таким как Свидетели Иеговы и баптистская церковь. Некоторые люди рассматривают религиозные меньшинства как угрозу национальной Церкви и культурным ценностям страны.

В течение года было пять нападений на членов религиозных меньшинств. Полиция быстро отреагировала на инциденты, но квалифицировала их как незначительное "хулиганство", как действия, которые нарушают общественный порядок или демонстрируют открытое презрение к обществу с использованием насилия или угроз насилия.

Многие религиозные меньшинства заявляют о продолжающемся враждебном отношении СМИ. Лидеры некоторых религиозных меньшинств отмечают, что СМИ просто игнорируют их, не освещая их деятельность. Мусульмане говорят, что ни один чиновник, за исключением представителя офиса Омбудсмена не посетил мечеть в какой-либо праздник. Хотя местные чиновники участвуют в праздниках ГПЦ, они не участвуют в других местных религиозных событиях, что ограничивает их освещение в СМИ.

В течение прошлого года Свидетели Иеговы предоставили список из 27 инцидентов. РКЦ сообщила, что в южной области Адыгни, так же как в городе Ахалцихе, католики столкнулись с враждебным окружением. Во второй половине 2008 г. Омбудсмен сообщил о нападениях и нетерпимости к мусульманам, Истинной Православной Церкви, Армии спасения, Евангелической пятидесятнической церкви. Систематические проблемы, такие как невозвращение церковной собственности, регистрация так называемых традиционных деноминаций, неравные правовые условия и негативное освещение в СМИ остались нерешенными.

 

Совет Религий

 

21 июня 2005 г. был учрежден Совет религий под началом Омбудсмена. Основные принципы, которые руководят работой Совета: защита религиозной свободы, продвижение конструктивного диалога между различными религиозными группами, продвижение терпимости, мирного сосуществования, разделение социальной ответственности и вовлечение религиозных меньшинств в процесс гражданской интеграции.

Совет Религий – форум, учрежденный Меморандумом, заключенным между Омбудсменом и различными конфессиями, в котором религиозные ассоциации объединены добровольно. В настоящее время Совет религий объединяет 23 конфессии и организации. У Совета есть четыре комитета: социально-гуманитарный комитет, комитет по культуре и образованию, комитет анализа и информации и комитет по правовым вопросам. На встречах Совета религий обсуждаются проблемы, стоящие перед религиозными группами, и способы их решения. Совет стремится также совместно проводить социальную и гуманитарную работу, решать социальные проблемы и давать рекомендации властям.

Совет религий выступал с совместными заявлениями по поводу многих важных проблем, таких как ситуация с правами человека в Грузии, нетерпимость в государственных школах и СМИ, противостояние преступному миру и преступлениям, совершенным на религиозном основании, дискриминация “людей кавказского происхождения” российскими властями, война между Россией и Грузией, условия задержания и т.д.

Совет выполнил много совместных гуманитарных акций, таких как помощь пострадавшим от наводнений и помощь жертвам русско-грузинской войны.

Совет религий провел серию встреч с советником президента Грузии по проблемам интеграции, с представителями различных государственных органов, включая министерство юстиции, министерство внутренних дел, офис генерального обвинителя, министерство образования, центральную избирательную комиссию и др., а также с представителями СМИ. Нужно отметить, что в 2006 г. Совет религий заключил меморандум о сотрудничестве с пенитенциарным отделом министерства юстиции, способствующий облегчению удовлетворения связанных с религией потребностей представителями религиозных меньшинств, находящимися в заключении.

В 2007-2009 гг. Совет религий разработал совместную социальную концепцию, представляющую собой общее видение таких вопросов, как отношения между государством и религией, либеральные ценности и демократия, социальная ответственность, пенитенциарная система, образование, война и мир, межэтнические отношения, поддержка находящихся в неблагополучном положении слоев общества и многих других. Социальная концепция будет служить основанием для будущей работы Совета и будет отражена в ряде рекомендаций, которые Совет планирует разработать в 2010 г.

Один из самых важных результатов работы Совета – тесное сотрудничество и взаимная поддержка между религиозными меньшинствами.

 

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
15 + 5 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.