Отчет Государственного департамента США "О религиозных свободах в мире" (2011 г.) - Беларусь

Резюме

Конституция защищает право на свободное вероисповедание, но другие законы и государственная политика ограничивают эту свободу. На практике, в целом, власть эти ограничительные меры усилила. Власть не продемонстрировала тенденций ни по улучшению, ни по ухудшению ситуации в отношении защиты права на свободное вероисповедание. В качестве мишени государство использовало религиозные группы избирательно и произвольно, что привело к самоцензуре среди членов многих религиозных групп. Государственные органы использовали положения закона о религии для создания препятствия для осуществления деятельности всех религиозных групп, за исключением Белорусской Праволславной Церкви (БПЦ), которая имеет особый статус на основании заключенного с государством соглашения и еще по крайней мере 12 других договоров, заключенных с отдельными министерствами и ведомствами. В частности, закон ограничивает возможность религиозных организаций обеспечивать религиозное образование и свободно импортировать и распространять религиозную литературу. Власть преследовала и арестовывала членов некоторых религиозных групп, в частности тех, которые рассматривались государством в качестве носителей чуждого культурного влияния или как имеющие политические задачи. Иностранные миссионеры, священнослужители и сотрудники гуманитарных организаций, имеющих отношения к протестантским церквям, сталкивались с множеством препятствий, создаваемых властями, в том числе такими как депортация, отказ в выдаче визы или ее аннулирование.

Множество заявлений касалось вандализма против религиознных объектов, зданий и памятников.

Посольство США продолжало поддерживать основные права человека, включая право на свободу совести и вероисповедания. Сотрудники посольства США регулярно поддерживали контакты с представителями различных религиозных групп, посещали мероприятия, организованные религиозными группами, посещали подвергающиеся репрессиям церкви, высказывали критику по поводу случаев антисемитизма, а также проводили мониторинг и следили за случаям нарушения права на свободное вероисповедание.

Раздел 1. Религиозная демография

По данным ноябрьского опроса, проводимого подконтрольным государству Информационным Аналитическим центром, около 80% жителей относят себя к Белорусской Православной Церкви, 10% - к Римско-Католической Церкви, а 2% - к другим религиозным группам, в том числе, протестантским, мусульманским, иудейским и другим. Были также выявлены приверженцы Греко-Католической («униатской») Церкви и православных групп, не относящихся к БПЦ. Еврейские организации заявили, что от 30 до 40 тыс. человек являются иудеями. К другим зарегистрированным общинам относятся старообрядцы, лютеране, свидетели Иеговы, греко-католики, апостольские христиане, кришнаиты, бахаи, члены Церкви Христовой, члены Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормоны), члены Мессианской и Реформаторской Церквей, пресвитериане, члены Армянской Апостольской Церкви, католиков-латинян и члены церкви Св. Йоганна.

Раздел 2. Сатус отношения властей к свободе вероисповедания

Правовой/политический контекст

Конституция защищает свободу вероисповедания, но иные законы и государственная политик ее ограничивают. Конституция утверждает равенство религий и конфессий перед законом, однако закон содержит формулировку, которая гласит, что сотрудничество государства и религиозных организаций «регулируется с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа». Все вопросы, связанные с религией, регулирует Аппарат Уполномоченного по делам религий и национальностей.

Закон о религии, принятый в 2002 году, признает определяющую роль Православной Церкви в развитии традиций народа, а также историческое значение групп, которые часто называются традиционными конфессиями, в том числе - католицизма, иудаизма, ислама и евангельского лютеранства. Однако закон не включает в себя новые религиозные группы, а также членов таких групп, как старообрядцы-беспоповцы и Кальвинистская Церковь, имеющих в этой стране исторические корни, начиная с XVII века.

Не смотря на то, что закон, принятый в 2002 году, предусматривает свободу вероисповедания, он также содержит ряд ограничительных элементов. Например, закон запрещает любую религиозную деятельность незарегистрированных групп. Деятельность незарегистрированных религиозных групп наказуема в соответствии с Уголовным кодексом и предусматривает санкции в виде как крупного штрафа, так и лишения свободы на срок до трех лет. Кроме того, закон ограничивает деятельность религиозных общин и объединений по территории административно-территориальной единицы, где они зарегистрированы, и устанавливает сложные требования к регистрации, которые для ряда общин трудно исполнимы.

Закон устанавливает три уровня религиозных групп: религиозные общины, религиозные объединения и республиканские религиозные объединения. Религиозные общины или местные религиозные организации должны иметь по крайней мере 20 членов в возрасте старше 18 лет, которые проживают в соседствующих районах.

Религиозные объединения должны включать по крайней мере 10 религиозных общин, одна из которых должна действовать в стране не менее 20 лет, и могут создаваться только религиозной организацией республиканского уровня. Республиканские религиозные объединения могут быть созданы только при наличии действующих религиозных общин в большинстве из шести регионов страны.

Согласно закону, не допускается регистрация религиозных и нерелигиозных групп в жилых помещениях. Тем не менее, в каждом конкретном случае на индивидуальной основе, органы местной власти могут выборочно разрешить религиозным общинам зарегистрироваться в частных домах, особенно в малых городах и селах, но такие процедуры остаются трудоемкими и условными. Религиозным общинам также запрещено проводить службы в частных домах и они часто лишены возможности арендовать помещения для проведения богослужений.

Религиознная община должна предоставить список имен ее учредителей, информацию о их месте жительства, гражданстве, а также их подписи; копии своих учредительных документов; протоколы учредительного собрания; разрешение, полученное от региональных органов власти, подтверждающее право общины на аренду и использование любого имущества, указанного в учредительных документах общины. Областные исполнительные комитеты (это касается групп за пределами Минска) или Минский городской исполнительный комитет обрабатывает все заявки на регистрацию. Ранее неизвестное властям сообщество, практикующее религиозную деятельность, кроме вышеуказанных документов, должно предоставить информацию о религиозных убеждениях. 

Религиозные объединения должны предоставить список членов руководящего органа с биографическими данными, подтверждение разрешения на объединение, подтвержение наличия разрешения объединению размещаться в определенном местонахождении, а также протоколы учредительного съезда. Религиозные объединения имеют исключительное право создавать религиозные образовательные учреждения, приглашать иностранцев для работы с религиозными группами, и организовать монастыри и монашеские общины. Все заявки по созданию объединений и республиканских объединений представляются в Аппарат Уполномоченного.

Некоторые христианские общины отмечают, что закон значительно ограничивает их деятельность, подавляет их право на свободное вероисповедание и узаконивает уголовное преследование лиц за их религиозные убеждения.

Принятый в 2002 г. закон также предусматривает, что государственные комитеты, ответственные за регистрацию, могут выносить религиозным организациям письменные предупреждения за нарушение любого закона или осуществление деятельности, выходящей за пределы указанной в их уставах. Если нарушения, перечисленные в письменном предупреждении, не будут устранены в течение шести месяцев либо такое предупреждение будет вынесено повторно в течение одного года с момента первого предупреждения, власти имеют право обратиться в суд для ликвидации религиозной организации. Власти также могут приостановить деятельность религиозной организации до вынесения судебного решения. В то же время, в законе не определены никакие необходимые для религиозных организаций процедуры обжалования такого рода предупреждений или постановлений о приостановлении деятельности организации.
Стоит отметить, что не существует никакой правовой основы для реституции имущества (в том числе религиозного), изъятoгo во временя советского периода и периода нацистской оккупации, а законодательство ограничивает реституцию собственности, которая используется для культурных или спортивных целей.

В 2003 году конкордат между БПЦ и властями предоставил БПЦ автономию по ведению ее внутренних дел, свободу в совершении религиозных обрядов и других мероприятий, а также особые отношения с государством. Конкордат признает «влияние БПЦ на формирование духовных, культурных и национальных традиций белорусского народа». Он призывает государство и БПЦ к сотрудничеству в целях осуществления политики в различных областях, включая образование, развитие, защиту культурного наследия и безопасность. Хоть в Соглашении и утверждается, что оно не ограничивает свободу вероисповедания других религиозных групп, Конкордат призывает государство и БПЦ к борьбе с неизвестными «псевдорелигиозными структурами, представляющими опасность для личности и общества». Кроме того, БПЦ принадлежит исключительное право на использование слова «православная» в своем наименовании, а также на использование в качестве символа изображения Креста Святой Евфросинии Полоцкой, покровительницы страны.

Закон 2002 года требует, чтобы все религиозные группы получали предварительное разрешение властей на ввоз и распространение религиозной литературы.

Только зарегистрированные республиканские религиозные объединения вправе обратиться в Аппарат Уполномоченного для получения разрешения на приглашение иностранных священнослужителей в страну. Это разрешение должно быть получено до того, как иностранные религиозные деятели будут служить в местных общинах, учить или учиться в местных учреждениях, участвовать в благотворительной деятельности или расширять зарубежные контакты религиозных групп. Аппарат Уполномоченного имеет право отклонить запрос для получение такого рода разрешения без объяснения причин.

Разрешения на приезд иностранных религиозных служителей часто связаны с длительными и произвольными бюрократическими процедурами. Организация, приглашающая иностранных священнослужителей, посылает письменный запрос в Аппарат Уполномоченного, который должен ответить в течение 30 дней. Процедуры обжалования по данному вопросу не предусмотрено.

Власти не разрешают иностранным миссионерам заниматься религиозной деятельностью, вне принимающих их учреждений. Переводы сотрудников между религиозными организациями, в том числе в другие приходы, требуют получения предварительного разрешения от властей.

Иностранным гражданам, официально находящимся в стране для нерелигиозной работы, в случае участия их в религиозной деятельности может быть вынесено предупреждение или они могут буть выдворены из страны. Органы внутренних дел могут вынудить иностранных священнослужителей выехать из страны. В таких случаях они могут действовать самостоятельно или же в ответ на рекомендации других структур власти, как правило, Комитета государственной безопасности (КГБ).

Закон 2002 года также запрещает иностранцам возглавлять религиозные организации, а также не дает религиозным общинам права на создание учебных заведений для подготовки священнослужителей.

Обучение на дому по религиозным мотивам не предусмотрено законом и допускается только по медицинским показаниям.

Образовательные учреждения могут сотрудничать с зарегистрированными религиозными организациями только « с учетом их исторического значения и влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа», которые на практике относятся к традиционным конфессиям, в первую очередь к православной. Директора школ могут приглашать православных священников для чтения лекций учащимся, организации экскурсий к православным святыням и участия в православных праздниках, программах и гуманитарных проектах.

В апреле Министерство образования и БПЦ подписали программу сотрудничества для организации совместных проектов по духовно-нравственному воспитанию учащихся, которые основываются на православной традиции и истории. Протестантские религиозные лидеры продолжали выражать свою озабоченность тем, что данная практика является дискриминационной по отношению к детям других конфессий.

1 сентября государство утвердило процедуры сотрудничества между религиозными организациями и образовательными учреждениями. Только зарегистрированные религиозные организации, которые являются членами национальных религиозных объединений, могут осуществлять религиозную деятельность в учреждениях образования.

Несмотря на то, что конституция предусматривает право на альтернативную гражданскую службу, законодательство не упоминает о лицах, отказывающихся от несения военной службы по религиозным соображениям и не обеспечивает реализацию этого права. Лицам, обвиняемым в уклонении от военной службы, грозит наказание от штрафа до пяти лет лишения свободы.

Государство рассматривает следующие религиозные праздники в качестве государственных: православное Рождество, православная Пасха и католическая / протестантская (западная) Пасха, Радуница (Великий вторник или Пасха мертвых) или православный день памяти предков, и католическое / протестантское (западное) Рождество.
 

Правоприменительная практика

Поступили сообщения о нарушениях религиозных свобод, в том числе о наличии религиозных заключенных. Власти по-прежнему нарушают религиозные права членов некоторых религиозных групп, но, в отличие от предыдущих лет, такие нарушения религиозной свободы придаются меньшей публичной огласке и меньшему освещению из-за самоцензуры религиозных общин и отдельных верующих. Многие заявили, что их нежелание сообщать о нарушениях было вызвано страхом перед угрозой возмездия и надеждой, что репрессии закончатся, в случает отсутствия жалоб.

Власти часто ограничивали право на свободу мирных собраний для осуществления религиозной деятельности. В ноябре независимая группа православных, католических и протестантских верующих пожаловалась в прокуратуру города Минска на то, что сотрудники службы безопасности мешают им мирно молиться в центре Минска об освобождении политических заключенных. Сотрудники в штатском без опознавательных знаков несколько раз разогняли группу, ругая участников и угрожая им преследованием. 17 ноября суд в г. Минске приговорил религиозных деятелей Александра Макаева и Александра Кальянова, которые молились за день до этого и были задержаны, к пяти суткам административного ареста и штрафу в размере 150000 рублей ($ 50) соответственно.

Как и ранее, наиболее распространенное обвинение властей против религиозных лидеров касалось организации или проведения несанкционированных мероприятий. Закон позволяет людям собираться для молитвы в частных домах, но он ограничивает проведение ритуалов, обрядов и церемоний в этих помещениях, и требует получениея на их проведение предварительного разрешения от местных органов государственной власти. Протестантские и православные общины, не входящие в БПЦ, часто получали штрафы или предупреждения за незаконную деятельность.

26 января Уполномоченный призвал местные органы власти внимательно следить за протестантскими общинам, чтобы они не участвовавали в политической деятельности и не использовали жилые или иные помещения для несанкционированного богослужения. Он также отметил, что некоторые католические священники продолжают нарушать закон и занимаются политической деятельностью, и предостерег государственные органы от продажи религиозным общинам зданий, которые могут быть использованы для целей, считаюшимися государством незаконными. Учитывая почти полное отсутствие политической активности, исходящей от религиозных общин, реальной целью "контроля", который осуществлялся навязчивыми неверующими, являляется контролирование и обеспечения невысокого, но постоянного уровня устрашения и преследования.

20 сентября баптистский пастор Алексей Абрамович был оштрафован на сумму в 700 тысяч рублей ($ 230) за проведение религиозной службы в своем частной доме в городе Жодино. 14 августа милиция и местный глава по идеологической работе провели облаву на воскресное богослужение баптистов и конфисковали религиозную литературу. После того, как местные власти неоднократно отказывали в регистрации церкви, община (которая является членом незарегистрированного баптистского Совета Церквей) решила провести богослужение в любом случае. Впоследствии несколько раз власти подвергали эту церковь, наряду с другими церквями Совета, преследованию. Кроме этого, в феврале милиция провела обыски в баптистской церкве в Гомеле и в общине, находящейся в Кастюковичах, а власти, в свою очередь, оштрафовали пастора в Гомеле на 1 млн. 50 тыс. рублей ($ 335).

27 мая глава Католической Церкви, архиепископ Тадеуш Кондрусевич, выступил с критикой произвольного решения минских властей изменить маршрут регулярной годовой процессии приуроченной к празднику Тела Христова, назвав их «непонятными». Власти, в конце концов, позволили верующим провести шествие по центральному проспекту. Кондрусевич выступил с критиккой властей за «прямое вмешательство» в богослужение и «неуважение» к верующим.

Иск против харизматическиой церкви Новая Жизнь все так и остался не рассмотренным в конце года. В 2009 году Минский районный суд оштрафовал пастора ЦНЖ Гончаренко на 420 тыс. рублей ($ 138) за отказ в обеспечении доступа государственных чиновников в помещения ЦНЖ, а кассационные жалобы церкви по этому делу в вышестоящие инстанции не увенчалась успехом. После того, как община проигнорировала приказ о своем выселении и запретила чиновникам доступ на территорию, находящуюся в их собственности, представители органов по охране природы обвинили общину в загрязнении территории нефтепродуктами. В 2010 году Минский районный суд оштрафовал ЦНЖ на 8 млн. 750 тыс. рублей ($ 2884) за загрязнение окружающей среды и обязал ее выплатить 257 млн. рублей ($ 84 700) за ущерб, нанесенный окружающей среде и за судебные издержки. Подача новой кассационной жалобы церковью снова оказалась неудачной. 28 февраля Минский городской экономический суд постановил, что ЦНЖ дожна выплатить сумму за экологический ущерб до 7 марта, в противном случае, суд заморозит счета ЦНЖ. ЦНЖ не выполнила эти требования, но никаких дальнейших действий суда против церкви не последовало.

26 марта ОМОН задержал на некоторое время адвоката ЦНЖ Сергея Луканина за проведение общественной евангельской службы в центре Минска, он был доставлен в участок, где подвергся процедуре по снятию отпечаток пальцев. Милиционеры угрожали Луканину возбуждением уголовного дела за проведение незаконной проповеди на улице, но отпустили его через три часа без предъявления каких-либо обвинений.

Время от времени власти принимали участие в актах религиозной нечувствительности и нетерпимости и регулярно воздерживаются от критики по отношению к иным участникам подобных деяний. В частных беседах государственные чиновники часто называют членов  религиозных групп, не явяляющихся православными, католиками, лютеранами, иудеями и мусульманами, - членами нетрадиционных религиозных групп, и также часто используют по отношению к ним пренебрежительный термин «секта», хотя это не является официальным определением.

Власти и, в частности, должностные лица по идеологии, выбирали мишенью и преследовали незарегистрированные религиозные общины. Работники по идеологии ответственны за продвижение официальной государственной идеологии и проведение идеологической работы на всех уровнях государственной власти, а также во всех государственных предприятиях и учреждениях. Независимые религиозные эксперты утверждают, что власти все чаще выносят незарегистрированным религиозным общинам предупреждения о том, что им может грозить уголовная ответственность до двух лет тюрьмы за деятельность от имени незарегистрированной организации. В первой половине этого года, по меньшей мере восемь религиозных активистов, в основном протестанты, получили предупреждения от прокуратуры, что они могут быть наказаны за незарегистрированную религиозную деятельность. Например, в Гомеле власти предупредили лидера и четырех членов местной баптистской общины, которые действовали от имени незарегистрированной организации. Члены незарегистрированной общины встретились и служили в частном доме, занимались распространением религиозной литературы, и открыто проповедывали протестантские убеждения.

В течение года власти следили за мирными группами религиозными меньшинствами, особенно за теми, которых определяли как иностранные или культы. Достоверные источники сообщали, что сотрудники государственной безопасности часто посещали протестантские служения для наблюдения за ними.

Постановление правительства предусматривает меры по поддержанию общественного порядка и безопасности при проведении массовых общественных мероприятий. Некоторые чиновники ссылаются на указание в качестве основания для прекращения или отказа продлевать договоры с религиозными группами по использованию помещений. В течение года отмечались сложности, особенно для незарегистрированных групп, относительно аренды общественных помещений и получения официального разрешения на проведение богослужений в арендованных помещениях. Больше всего от этого декрета пострадали протестантские общины, по той причине, что они у них чаще нет собственности и им требуется для аренды общественное помещение, тогда, как их общины насчитывают слишком большое количество членов, чтобы встречать в частных домах.

Многие религиозные группы все еще имеют проблемы с арендой, покупкой или регистрацией имущества для организации мест богослужений или для строительства церквей. Они также испытывают трудности по повторному приобретению контролируемого государством религиозного имущества. Группы также сталкиваются с трудностями по законному преобразованию жилого помещения в помещение, используемое в религиозных целях.

Некоторые протестантские Церкви и нетрадиционные группы оказались в тупике, так как правительство отказало им в разрешении на преобразование их имуществ в помещения религиозного назначения, в связи с тем, что они не были зарегистрированы, однако эти группы не смогли зарегистрироваться по причине отсутствия у них юридического адреса. Например, местные органы власти в таких городах, как Борисов, Вилейка, Жабинка, Лида, Микашевичи, Молодечно, Пинск, Слоним отказали в регистрации Свидетелям Иеговы по той причине, что они указали местом своего нахождения частные дома. Во всех случаях власти отказывали либо в выдаче земельных участков для строительства храма, либо в содействии по поиску помещений для покупки или аренды, либо в регистрации общины в жилой недвижимости.

Правительство не возвращало зданий (в том числе культовых), изъятых во время советского и нацистского периода, если эти здания в настоящее время использовались для спортивных или культурных целей, или если властям некуда было выселить нынешних жителей. Например, на большинство запросов еврейской общины о возвращении синагог, которые использовались как театры, музеи, спортивные комплексы, и (в одном случае) как пивная, было отказано.

Несмотря на то, что группы верующих различных конфессий проводили молитвенные стояния перед комплексом бывшего монастыря бернардинцев в центре Минска, власти продолжали работы по преобразованию комплекса в отель и центр развлечений.

По закону граждане имеют право обращать в свою веру и могут свободно говорить о своих религиозных убеждениях, но на практике власти часто вмешиваются, а иногда и наказывают лиц, которые проповедуют от имени зарегистрированных или незарегистрированных религиозных групп. Власти регулируют все аспекты прозелитизма и распространения религиозной литературы.

Наблюдатели выразили обеспокоенность тем, что произвольное применение постановлений правительства по визовым вопросам сказывается на способности миссионеров жить и работать в стране. Некоторые из иностранных миссионеров, члены духовенства и работники гуманитарных организаций сталкиваются с препятствиями правительства, в т.ч. депортацией и отказом в выдаче визы или ее аннулированием. Больше всего от этих государственных препятствий страдают представители католической и протестантской конфессий, что привело к сокращению числа католического духовенства, которому разрешено находится в стране, а также к ограничению числа гуманитарных и благотворительных проектов (западных) протестантских церквей. Например, в декабре власти не продлили визу, выданную для религиозной деятельности, двум католическим священникам, работающим в Пинской и Минской епархиях, а также сократили с одного года до трех месяцев срок действия визы для ряда других иностранных католических священников. Архиепископ Кондрусевич выразил обеспокоенность по поводу сложившейся ситуации, и подчеркнул, что это еще одна точка давления на них со стороны государства.
Власти часто спрашивали иностранных миссионеров и сотрудников гуманитарных организаций, а также местных жителей, которые работали с ними, об источниках и использовании финансирования. Также были получены достоверные отчеты о том, что работники службы безопасности следили за иностранными работниками и контролировали службы, которые проводили или в которых участвовали иностранные работники.

Правительство произвольно применяло различные законы и правила в отношении религиозных лидеров. Например, сотрудники областного департамента финансовых расследований вызвали 29 декабря католического священника Вячеслав Барка, служащего в городе Рассоны. Анонимный источник утверждал, что Барок занимался незаконным туристическим бизнесом. Претензии по этому делу касались частых иностранных религиозных паломничеств Барка, организованных его приходом, однако, до конца года власти так и не выдвинули против него каких-либо обвинений. В другом случае, произошедшем в июле, протоиерей Игорь Прилепский, лидер православной общины Св. Апостолов Петра и Павла, находящейся в деревне недалеко от города Вилейка, был оштрафован на сумму в 700 тыс. рублей ($ 230) за отказ сдать отпечатки пальцев и неподчинение приказам милиции.

Правительство по-прежнему требовало от студентов использования учебников, способствующих религиозной нетерпимости, особенно это касается нетрадиционных религиозных групп. Лидеры протестантских общин подвергли критике выражения одного из учебников, назвав это дискриминацией по отношению к протестантам. В одну из глав этого учебника включен пункт, в котором такие группы, как адвентисты седьмого дня, церковь Марии, Белое братство и свидетели Иеговы, характеризуются с унизительным термином "секты". Министерство образования продолжала использовать еще один учебник, в котором некоторые протестантские деноминации и кришнаиты отнесены к сектам. Правительство не ввело в эти кноги никаких изменений, несмотря на просьбы  об этом со стороны протестантских общин.
 

Улучшения и позитивные изменения в отношении свободы вероисповедания

В ноябре власти и ряд государственных предприятий оказали помощь местной еврейской общине в городе Борисов по ремонту памятника, установленного на месте расстрела узников гетто города Борисова.

Раздел III. Статус общественного уважения к свободе вероисповедания

Стало известно об общественных нарушениях и дискриминации по признаку религиозной принадлежности, убеждениям или веры. Антисемитизм и негативное отношение к религиозным меньшинствам сохраняется, хотя количество инцидентов сократилось по сравнению с предыдущими годами. Были широко распространенно мнение, что за вандализмом, в частности, против еврейских мест поклонения, стоят нео-нацисты, которые  и занимаются деятельностью, связанной с религиозной нетерпимостью и межнациональной рознью. В ноябре недавно отремонтированная синагога, находящаяся в Бобруйске, была осквернена два раза на протяжении одной недели. Вандалы выбили окна, нарисовали на стенах свастики и антисемитские граффити, в том числе надпись "смерть евреям", а также повредили ограду синагоги. Члены общины назвали инцидент "унизительным" и "варварским". Милиции не удалось найти вандалов.

В декабре международная неправительственная организация (НПО) “Адвокаты Европы”, совметно с местной культурно-образовательной НПО “Экумена” и Центром по изучению современной религиозности успешно провели двухдневную международную конференцию, которая собрала ученых, религиозных лидеров различных конфессий, независимых экспертов и юристов из Европы, России и Беларуси, чтобы обсудить свободу вероисповедания в рамках экуменического движения и активный диалог между обществом и религиозными общинами. Несмотря на то, что организоторами конференции были независимые группы и правозащитники в области религии, в том числе из протестантских общин, власти не препятствовало проведению конференции и никоим образом не вмешивались в происходящие дискуссии.

В августе власти сообщили, что милиция в городе Речица задержала двух подозреваемых в совершении акта вандализма, произошедшего в мае месяце на еврейском кладбище города, которой привел к повреждению 14 надгробий и памятника памяти жертв Холокоста. Районный суд приговорил двух вандалов к году и 6 месяцем частичного домашнего ареста.

Власти лишь эпизодически или неэффективно расследовали антисемитские акты. Также встречаются случаи неонацистской деятельности, которую власти обычно характеризуются как хулиганство.

На официальном сайте БПЦ продолжается чествование в качестве одного из святых и мучеников Гавриила Беластокского, маленького ребенка, якобы убитого евреями в Гродно в 1690 году,. Поминальная молитва, читаемая в годовщину его смерти, утверждает, что "преданный мученической смерти и мужественный Гавриил подвергся еврейской нечестности".

Исторически сложилось, что Беларусь всегда была местом как взаимодействия, так и конфликтов между Белорусским православием и Римским католицизмом, хотя, по мнению членов обеих групп, отношения между двумя группами улучшаются.
 

Раздел IV. Политика правительства США

Сотрудники посольства поддерживали регулярные контакты с представителями религиозных групп, встречались с местными жителями и гражданами США, относящимися к различные группам, для обсуждения вопросов свободы вероисповедания в стране.

Сотрудники посольства посетили несколько мероприятий, проводимых религиозными группами, в том числе открытия религиозных памятников. Сотрудники посольства посетили церкви Новая жизнь, чтобы следить за сообщениями о продолжающихся преследованиях и давлении на протестантские общины.

Правительство США критиковало акты антисемитизма и принимало меры, направленные на прекращение последующих подобных актов, в том числе меры, принятые в связи с докладом об осквернение еврейской синагоги и памятных мест. Посольство следит за продажей антисемитской и ксенофобской литературы в магазинах и у распространителей государственной прессы. Политические сотрудники обсуждали религиозные ограничения в стране с активистами, выступающими за религиозную свободу, юристами, специализирующимися по вопросам религии, и активистами, которые координируют Инициативу за свободное вероисповедание (незарегистрированная группа активистов гражданского общества, которые продвигают идеи религиозной терпимости и свободы вероисповедания).

Сотрудники посольства обсуждали вопросы свободы вероисповедания с представителями других зарубежных дипломатических миссий с целью демонстрации солидарности в поддержку религиозной свободы.

International Religous Freedom Report for 2011. - Belarus. - Перевод на русский язык - Алена Василевич, специально для forb.by