О толерантности
С. А. Левицкий. Трагедия свободы.
У каждого, кто чувствует свою ответственность за происходящее в белорусском обществе, за его настоящее и будущее, не может не вызывать тревоги состояние морали, как личностной, так и общественной.
Мы живем на развалинах тоталитарной системы, которая десятилетиями уничтожала свободу личности, и большинство из нас, в той или иной степени, являются «жертвами» этой системы. Один из результатов этого — неспособность множества людей нести ответственность за свою жизнь и, как следствие, за общество, в котором они живут. Люди привыкли к тому, что «сверху» им будут «спущены» указания, что им делать, а чего не делать, где работать, во что верить — и т.д., и т.п. Еще более серьезный результат господства тоталитаризма — дух человеконенавистничества, насаждавшийся десятками лет в нескольких поколениях наших соотечественников и имевший воплощение в репрессиях против различных групп людей по классовому, национальному, религиозному и другим признакам. Права личности, включая право на жизнь, были обесценены.
К сожалению, сегодня мы должны констатировать печальный факт: вместо заботы об исцелении от последствий коммунистического тоталитаризма белорусскому обществу все более активно предлагают возврат в «темное прошлое». И жонглируя термином «толерантность», не раскрывают его смысл. Между тем ТОЛЕРАНТНОСТЬ — это особое нравственное качество, отражающее активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами иной национальной, религиозной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения.
Цель воспитания толерантности — формирование в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с вышеназванными людьми и группами. Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в двух взаимосвязанных блоках:
I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:
1. Формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме.
2. Формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре.
3. Развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию.
4. Развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума, независимо от их групповой принадлежности и мировоззрения.
5. Формирование умения определять границы толерантности.
II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:
1. Профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе.
2. Гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания.
3. Включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности.
4. Реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.
Борис Черноглаз
--------
Подходы к воспитанию толерантности:
Личностно-ориентированный:
— признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;
— признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;
— опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, «Я-концепцию» партнера;
— индивидуальный подход.
Деятельностный:
— опора на активность, сознательность и самостоятельность;
— ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка;
— обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;
— построение воспитания посредством специально организуемой деятельности и общения детей.
Черноглаз Б. О толерантности. - «За свабоднае веравызнанне» № 19, красавік — май 2008
Дапісаць новы камэнтар