Достоинство человеческой личности - предпосылка и цель межрелигиозного диалога в учении Святого и Великого Собора

Аўтар: 
Наталья Василевич

Святой и Великий Собор Православной Церкви, который состоялся в июне этого года на Крите, имеет для ее самоосмысления важное значение. Для православия документы и дискуссии Критского собора становятся отправной точкой для формулирования позиций и интерпретаций по целому ряду вопросов внутренней церковной и общей социальной жизни.

         Одна из ключевых позиций, отмеченная в документах собора, это смелое утверждение о том, что сама по себе религия не является чем-то однозначно хорошим и добрым, что религия может быть совершенно разного качества.  И здесь имеется в виду не то, что одна религия лучше другой, или есть более правильные конфессии, однако, что в каждой религиозной традиции существуют как трезвые и конструктивные силы, так и проявления болезненной религиозности.

         В частности, в своем Окружном послании Великий и Святой Собор отмечает, что признаком такой болезненной религиозности является фундаментализм, наблюдаемый в различных религиях (пар.17), и поэтому задача представителей религиозных сообществ в том, чтобы этому фундаментализму противопоставить “искренний межрелигиозный диалог”, а религиозная вера сравнивается с елеем, который “должен использоваться для облегчения и исцеления старых ран других людей, а не для разжигания новых очагов ненависти” (Там же). Также и в Послании Собора отмечается, что “трезвый межрелигиозный диалог” (пар. 4) должен способствовать установлению доверия, мира и примирения, поскольку “елей религиозного опыта должен быть использован для заживления ран, а не для разжигания огня военных конфликтов.” (Там же).

         В документе “Миссия Православной Церкви в современном мире” отмечается потенциал поместных православных церквей в возможности внести свой вклад в “меж-религиозное понимание и сотрудничество для мирного со-существования и гармоничной совместной жизни народов”, а предпосылкой такого меж-религиозного сотрудничества является ни что иное, как “всеобщее признание уникального достоинства человеческой личности” (А.3). Таким образом, мирное со-существование и гармоничная жизнь возможны лишь тогда, когда не безопасность или не отсутствие военных конфликтов как таковых, а именно достоинство человеческой личности является краеугольным камнем общественной жизни, поскольку аутентичный мир, по словам документа, “является зрелым плодом соединения всего во Христе: явления достоинства и величия человеческой личности как образа Божия, проявления органического единства в Нем человеческого рода и мира, всеобщности принципов мира, свободы и социальной справедливости и, наконец, принесения плодов христианской любви среди людей и народов мира.” (В.1)

         Итак, не может быть мира без справедливости и свободы, а наипаче без признания уникального достоинства человеческой личности. Межрелигиозный диалог, который строится только лишь на решении общих для сообществ проблем или преследовании общих интересов иногда не только не способствует развитию свободы, справедливости и защите человеческого достоинства, но может и противоречить ему.

         Ключевую роль в построении иной модели межрелигиозного диалога является продвижение и адвокатирование в рамках каждой из религиозных традиций идеи достоинства человеческой личности, независимо от пола, этнического или социального происхождения и религиозной принадлежности. Именно личность находится в центре диалога, а не какие-либо “традиционные“ или “псевдотрадицонные” ценности, вокруг риторики защиты которых зачастую строится межрелигиозное сотрудничество на институциональном уровне. К защите “традиционных ценностей” также апеллируют фундаменталистские группы, видя сохранение таковых под видом религиозных предписаний приоритетом перед достоинством индивидуальной личности, а иногда даже и ее жизни. Религия, направленная на защиту самой себя, очень легко пренебрегает индивидуальными личностями. Религия, которая в себе видит большую ценность, чем человеческая личность, пренебрегает человеческой личностью, ее правами и свободами, это как раз та религия, которую Собор называет “болезненной”.

         Человеческое измерение религии - это фундаментальное уважение к человеку. В Послании Святого и Великого Собора отмечается, что именно права человека в настоящее время находятся “в центре внимания политики как ответ на современные социальные и политические кризисы и потрясения, ставя целью защиту граждан от произвола государства…” (пар.10) Несмотря на то, что “православный идеал человека выходит за рамки установленных человеческих прав и что «превыше всего» есть любовь, как ее открыл нам Христос и которой жили верные последователи Его” (Там же), права человека не должны приуменьшаться. С одной стороны, действительно, права человека ни достаточны, ни абсолютны, но тем не менее, они являются тем общественным и правовым минимумом, который не может нарушаться никакими институциями или сообществами - ни организациями, ни правительствами, ни церквями, а ограничение отдельных прав возможно только в определенных рамках.

         Для межрелигиозного диалога ради толерантности и недискриминации необходимы самокритичность религиозных сообществ, постоянный диалог внутри них по вопросам уважения прав человеческой личности, поиск, утверждение и продвижение в различных религиозных традициях идей всеобщего равенства, основанного на принадлежности к человеческому роду, справедливости, милосердия. Такой диалог должен строится не только между различными религиозными сообществами, но и между религией и гражданским обществом. Нередко в определенных культурах готовность к диалогу, признание своих ошибок, самокритичность - рассматривается как демонстрация слабости; а способность навязать свое мнение или отстоять свои интересы - как позиция силы. Однако, настоящим критерием зрелости и трезвости религиозной традиции является ее инклюзивность, разнообразие, способность к диалогу с другими, а главное - степень уважение к достоинству человеческой личности.

 

Доклад был представлен на семинаре БДИПЧ ОБСЕ на тему “Межрелигиозный диалог ради продвижения толерантности и недискриминации”, который состоялся в Баку 10-11 октября 2016 года.

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
12 + 5 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.