Международные стандарты в области свободы мысли, совести и религии и их отражение в белоруском законодательстве и правоприменительной практике

Аўтар: 
Дина Шавцова

Доклад на круглом столе «Реализация свободы мысли, совести и религии в белорусском законодательстве и правоприменительной практике» (Минск, 16.02.2016 г.)

Международные стандарты в сфере религиозных свобод базируются на двух основных статьях международных документов:

- Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 9);

- Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 18).

Кроме  этих  фундаментальным статей, есть ряд документов, которые подробно регламентируют обязанности стран-участниц ООН и ОБСЕ по реализации права на свободу совести. При этом важно, что эти документы распространяются на Республику Беларусь, являющейся участницей этих организаций, и поэтому есть смысл ссылаться именно на них.

Среди внутренних документов, кроме упомянутого выше основного – закона "О свободе совести и религиозных организациях", существует ряд подзаконных актов. Например, об экспертном совете, о порядке приглашения иностранных священнослужителей, а также другие нормативные документы, касающиеся юридических лиц, которыми являются и религиозные организации.

Действующим законом «О свободе совести» предусмотрена норма, в соответствии с которой  «если международным договором, заключенным Республикой Беларусь, установлены  иные  правила,  чем  те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора» (ст. 40). Однако на практике это не применяется, и в качестве примера можно привести обязательное требование о государственной регистрации религиозных общин. По международным стандартам такая регистрация не обязательна, но по беларуским законом незарегистрированная религиозная деятельность влечет административную и даже уголовную ответственность (ст. 193-1 УК РБ). И хотя само государство, во избежание международного резонанса,  не заинтересовано доводить дела до судебного рассмотрения, и даже звучали обещания со стороны министерства юстиции об изменении законодательства в этой сфере, статья существует,  действует и со стороны чиновников нередко звучат угрозы ее применения. И если даже она не применяется, а выносится лишь предупреждение, это создает психологическую преграду для верующих свободно осуществлять свою религиозную деятельность.  

  Второй момент, связанный с практикой регистрации, это регистрация автономных общин, не входящих в религиозные объединения. Практика применения  одних  и тех же норм в этой сфере очень различается по регионам. Какой-то особый порядок регистрации для автономных общин не предусмотрен, но в Минске и Минской области к таким общинам применяется порядок  регистрации религиозной общины, исповедующей вероучение, ранее неизвестное в Республике Беларусь, хотя на самом деле это может быть давно известное вероучение. А такой порядок требует проведения государственной религиоведческой экспертизы, что само по себе увеличивает срок регистрации до шести месяцев.  При этом в других регионах страны автономные общины регистрируются в общем порядке без проведения экспертизы.

Также нередки случаи, когда со стороны местной администрации ставятся искусственные препоны  для регистрации еще на предварительных стадиях процесса, вплоть до мотивировки «считаем регистрацию нецелесообразной».

Еще одна  проблема – приглашение иностранных священнослужителей.

В соответствии с «Итоговым документом Венской встречи 1989 года представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» государства обязуются «уважать право религиозных организаций выбирать, назначать и заменять свой персонал согласно своим соответствующим требованиям и стандартам, а также любым свободно достигнутым договоренностям между ними и их государством» (п. 16-4). Это в том числе означает, что если в религиозной организации принимается решение, что священнослужитель должен быть приглашен из-за рубежа, то это право должно быть реализовано, и государство должно обеспечить гарантии и уважать это право.

В Беларуси положение иностранных священнослужителей регулируется двумя базовыми документами: это общий закон «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» и для конкретно религиозной сферы «Положение о порядке приглашения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республику Беларусь в целях занятия религиозной деятельностью». Последняя редакция (2005 г.) этого положения содержит еще больше требований к иностранным священнослужителям. Например, определенные требования к знанию русского или белорусского языков.

Одним из последних примеров отношения государства к своей ответственности по обеспечению прав и возможностей религиозных организаций приглашать иностранных священнослужителей является   последняя коллегия Аппарата Уполномоченного до делам религий и национальностей, состоявшаяся 2 февраля 2016 г.,  на которой  глава этого ведомства Л. Гуляко выступил с упреками в адрес Католической церкви в Беларуси, что она, имея свои учебные заведения, не достаточно готовит свои кадры и из-за этого требуются приглашения большого количества священнослужителей из-за рубежа. Это нельзя расценить иначе, как вмешательство государства во внутренние дела религиозной организации. 

Религиозной организации могут отказать в приглашении иностранного священнослужителя, сославшись на наличие своих учебных заведений. При этом даже получивший разрешение священнослужитель находится в жестких рамках: ему дается разрешение только на один год, и даже этот срок может быть сокращен по усмотрению властей.

Еще один момент, связанный с иностранными священнослужителями, это то, что приглашать иностранного священнослужителя могут только религиозные объединения. Поэтому автономные организации лишены такой возможности. Например, кришнаиты не смогли из-за особенностей законодательства создать объединение, и они лишены возможности официально приглашать иностранных служителей.  Точно так же только объединения могу создавать СМИ, поэтому автономные общины, лишенные такой возможности, ограничены в праве распространения своих религиозных убеждений..  

Религиозные организации дискриминированы по сравнению с другими видами юридических лиц по территории деятельности – они должны в учредительных документах заявить определенную территорию деятельности и в дальнейшем ее соблюдать.

Отмечалось также, что существует дискриминация в отношении религиозных прав иностранных граждан. По закону учредителями религиозной организации могут быть только граждане Республики Беларусь. Таким образом, иностранные граждане, временно проживающие на территории страны, а также имеющие вид на жительство,  не могут зарегистрировать свою религиозную организацию. Приводились примеры с гражданами Китая и с проживающими по виду на жительство в Республике Беларусь армянами, исповедующими специфические для этих национальностей вероучения, но они лишены возможности официально зарегистрировать свои общины.  

Участники круглого стола обратили внимание на то, что законодательные нормы, о которых шла речь,  применяются избирательно. Так, например, государство, предъявляя жесткие требования к священникам-иностранцам Католической церкви, смотрит сквозь пальцы на тех православных священнослужителей, которые являются гражданами России или Украины, и даже на общеизвестный факт, что глава Белорусской Православной Церкви не является гражданином Республики Беларусь, что является прямым нарушением ст. 13 закона «О свободе совести». Дискриминационный и абсурдный характер этой нормы, что главой религиозной организации должен быть только гражданин РБ стал бы более очевиден, если требовать ее применения равно ко всем конфессиям, и это увеличило бы круг заинтересованных в ее упразднении.

Отмечалось также, что сам подход законодателей в области религиозных прав носит отчетливо репрессивный характер по отношению к любой религиозной деятельности как таковой.

В качестве конкретных рекомендаций в случае нарушения международных стандартов в сфере религиозных прав, предлагается действовать по такой схеме: после исчерпания национальных средств защиты, то есть обращения в судебные инстанции всех уровней, следующим шагом может быть обращение  в Комитет  по правам человека или к спецдокладчикам в ООН в связи с нарушением  ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах. Возможно также обращение в Венецианскую комиссию.

В любом случае, все зависит от политической воли внутри страны. Для воздействия на нее нужно вести диалог с соответствующими органами власти.  

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
4 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.