Гуляко, католики и новая эпоха

Аўтар: 
Наталья Василевич

Антикатолические бенефисы Уполномоченного по делам религий и национальностей Леонида Гуляко на ежегодных заседаниях, посвященных итогам работы подведомственных ему государственных органов, вызывают чувство дежавю. Традиционными становятся и ответные заявления католических епископов.

Кадровая политика Римско-католической церкви - слишком много иностранцев среди клира, слишком мало готовится к священническому служению граждан Беларуси - это предмет постоянного нарекания белорусских властей. 

Власти “помогают” решать проблему  иностранных священнослужителей через запретительные меры - не продлять визы на религиозную деятельность, не давать разрешения на въезд ксендзам из-за границы, и количество иностранных священников в РКЦ постоянно сокращается (так в 2012 году их было 146 человек, в 2013 - 135, а в 2014 - уже только 113). 

Главные претензии к иностранным священникам - “слабой владение навыками общения на государственных языках Беларуси”, “правонарушения со стороны священнослужителей, касающиеся правил пребывания иностранных граждан на территории Беларуси”. В прошлом году Гуляко к тому же обвинял именно иностранцев, что они занимаются политикой, и в этом главная причина, почему государство в них не заинтересовано:

“Некоторые ксендзы из Польши пробуют заниматься политикой. Им не нравится наша страна, наши законы, руководство. В таких случаях мы не согласовываем продление их пребывания в нашей стране. Мы не против приглашения иностранных священнослужителей. Ни на православных, ни на католических, ни на других храмах не должны висеть замки. Если они востребованы и нужны священнослужители, мы всегда это поддерживаем. Но мы всегда подчеркиваем, что они должны заниматься теми вопросами, для которых их пригласили в страну, ради которых они ехали и подписывали соглашения с религиозными объединениями."

 

Однако, в этом году вдруг оказалось, что “политизированность” и деструктивная деятельность среди населения - это проблема не столько ксендзов-поляков, сколько граждан Беларуси:

“К примеру, совсем недавно обсуждались вопросы, связанные с тем, что отдельные ксендзы - граждане Республики Беларусь ведут деструктивную работу среди населения. Эти факты органами власти на местах не остаются незамеченными, но структурным подразделениям по делам религий и национальностей, другим службам облисполкомов и Мингорисполкома необходимо обращать на эти проблемы более пристальное внимание и принимать меры по их недопущению.”

Иностранцы ли, свои ли - основные претензии, конечно, касаются контролируемости священнослужителей на подведомственной территории, поскольку, по мнению белорусских властей, священнослужители тоже становятся подведомственными, фактически, рассматриваются как подчиненные Уполномоченного. Упрек о недостаточной подготовке священнослужителей - похож на упрёк, звучащий на условном селекторном совещании, о невыполнении планов по сбору урожая в условном колхозе “Новая жизнь” Могилевской области. При том, что если рост озимых как-то можно контролировать внешним образом, то желание стать священником и поступить в семинарию - это, фактически, решение на всю жизнь, которое, к тому же предполагает безусловный отказ от брака и семьи, оно требует т.наз. “призвания”, источник которого в личной религиозной практике человека. План приёма в семинарию можно уменьшить - при слишком большом количестве желающих - но увеличить его нельзя. Гуляко, конечно, представляет, что религиозная организация действует по типу его ведомства и вообще по типу белорусского государства по реализации разнарядок - “партия сказала надо, комсомол ответил - есть!”. Будто бы епископ может выдать разнарядку по приходам на предоставление абитуриентов в семинарию, как идеологические отделы выдают разнарядки по вузам - столько-то человек должно явиться для участие в “Молитве за Беларусь”, а столько процентов должно проголосовать досрочно. В прошлогоднем заявлении католических епископов именно на это обращалось внимание:

“трэба памятаць і пра тое, што святарства — гэта не прафесія, а пакліканне, і ніякай сілай нікога нельга паслаць у семінарыю.”

Чем отличает развитие конфликтной ситуации в прошлом году от подобной ситуации этого года?

В прошлом году “наезды” на католиков вызвали бурю - католическая общественность организовала сбор подписей под открытым письмом к начальству Гуляки - Президенту, жалуясь, что ответственный за религиозную сферу чиновник вносит разлад в отношения государства и Католической Церкви, нагнетает межконфессиональную враждебность, посколько голословные заявления чиновника оскорбляют религиозные чувства верующих. Президент на обращение граждан ответить не спешил. В этом году верующие подписей собирать не стали.

Стилистика прошлогоднего заявления Конференции Католических епископов Беларуси также была гораздо более жесткой, комментарии Уполномоченного было названы ни много, ни мало “необоснованным оскорблением Католического Костела, разжиганием межнациональной и межконфессиональной вражды”, в этом же году вместо “глубокой обеспокоенности” Католические епископы всего лишь "посчитали необходимым обратить внимание на некоторые факты".

Тем не менее, если отбросить лирику и эмоции, по существу и по содержанию заявление этого года можно считать более жестким, поскольку в нем руководство Римско-Католической Церкви решительно отметает свой “подведомственный” Уполномоченному и вообще белорусским властям статус и утверждает свою автономию перед государством:

1. Дело подготовки священнослужителей является исключительно внутренним делом Костела….

2. … академия начнет свою деятельность, что также является исключительно внутренним делом Костела….

3. Другие поднятые господином Леонидом Гулякой темы могут быть обсуждены при личной встрече Конференции Католических Епископов в Беларуси с Уполномоченным по делам религий и национальностей.

Итак, никакой апелляции “к вышестоящему начальству” в лице Президента, а это значит не признание за любым светским начальством компетентности и легитимности решения касающихся Костела вопросов. Никаких истерик, а сухая и твердая констатация: исключительно внутреннее дело, т.е. “не ваше дело”, и даже обсуждать с вами этого мы не собираемся. Похоже, мы становимся свидетелями зарождения нового этапа отношений между Римско-католическим Костелом в Беларуси и белорусским государством.

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
2 + 12 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.