Рекомендация 1804 (2007) Парламентской Ассамблеи Совета Европы "Государство, религия, светское общество и права человека"

Рэквізiты
Прыняты: 
29 июня 2007 года

1. Парламентская ассамблея отмечает, что религия является важной характерной чертой европейского общества. Это обусловлено тем, что исторически некоторые религии уже в течение нескольких веков присутствуют на европейском континенте, оказывая влияние на европейскую историю. Сегодня число религий на нашем континенте продолжает увеличиваться при широком многообразии церквей и верований.

2. Организованные религии как таковые являются неотъемлемой частью и ячейкой общества и должны рассматриваться как институты, созданные гражданами и для граждан, которые имеют право на свободу религии, а также как организации, являющиеся составной частью гражданского общества со всем своим потенциалом, позволяющим служить ориентиром в этических и гражданских вопросах, и играющие определенную роль в масштабах всей нации, будь то ее религиозная или светская часть.

3. Совет Европы должен признать такое положение дел и приветствует и уважает религию во всем ее многообразии как одну из форм этического, морального, идеологического и духовного самовыражения части европейских граждан с учетом различий между самими религиями и особенностей каждой из стран.

4. Ассамблея вновь подтверждает, что разделение церкви и государства представляет собой одну из общеевропейских ценностей, признаваемую, невзирая на национальные различия. Это общепризнанный принцип, который преобладает в политике и институтах демократических обществ. Так, в рекомендации 1720 (2005) об образовании и религии Ассамблея отмечает, что "исповедание любой религии, в том числе выбор атеистического мировоззрения, является сугубо личным делом каждого человека".

5. Ассамблея отмечает, что Европейский суд по правам человека, защищая свободу выражения мнения и свободу религии, признает право отдельных стран разрабатывать и принимать законодательство, определяющее взаимоотношения государства и церкви в соответствии с положениями Европейской конвенции о правах человека; Ассамблея отмечает, что сегодня в государствах-членах Совета Европы наблюдается ситуация, для которой характерна различная степень разделения между властью и религиозными институтами при полном соблюдении Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

6. За последние двадцать лет в Европе существенно уменьшилось отправление религиозных обрядов. Менее одного европейца из пяти посещают религиозную службу не реже одного раза в неделю, тогда как 20 лет назад этот показатель был более чем в два раза выше. Одновременно с этим мы наблюдаем усиление мусульманских общин практически во всех государствах-членах Совета Европы.

7. В результате глобализации, быстрого развития новых информационных и коммуникационных технологий некоторые группы оказываются особенно не виду. Однако нельзя отрицать, что в последние годы религия вновь стала центральной темой дискуссии в наших обществах. И наибольшую активность здесь проявляют римские католики, православная церковь, евангелисты и мусульмане.

8. Ассамблея признает важность межкультурного диалога, его религиозного измерения и готова помочь разработать комплексную стратегию Совета Европы в этой области. Однако она полагает, что в свете принципа разделения церкви и государства диалог между религиями и конфессиями не входит в компетенцию государств или Совета Европы.

9. В рекомендации 1396 (1999) о религии и демократии Ассамблея заявляет, что "многие проблемы современного общества, такие как фундаменталистские движения и террористические акты, расизм и ксенофобия, а также этнические конфликты имеют религиозный аспект". Сегодня этот постулат актуален как никогда прежде.

10. Не следует смешивать власть и религию. Однако религия и демократия отнюдь не являются несовместимыми, и иногда религии выполняют исключительно полезную социальную функцию. Занимаясь проблемами общества, гражданские власти при поддержке религии могут устранить многое из того, что подпитывает религиозный экстремизм, но не все.

11. Правительствам следует принять во внимание, что религиозные общины обладают особыми возможностями в плане укрепления мира, сотрудничества, терпимости, солидарности, межкультурного диалога и распространения ценностей, за которые выступает Совет Европы.

12. Образование играет ключевую роль в борьбе с невежеством, стереотипами и неверным пониманием религий и их лидеров, а также играет важнейшую роль в укреплении демократического общества.

13. Основным форумом для межкультурного диалога являются школы, которые помимо этого позволяют заложить основы терпимого поведения; они могут эффективно бороться с фанатизацией, сдержанно и объективно знакомить детей с историей и философией основных религий. Важную роль призваны здесь сыграть также средства массовой информации и семья.

14. Знание религий является неотъемлемой составной частью знания истории человечества и цивилизаций. Это не связано с принадлежностью к какой-то определенной религии и отправлением соответствующих обрядов. Даже страны, в которых преобладает какая-то одна религия, обязаны обучать основам всех религий.

15. В Европе сосуществуют различные ситуации. В некоторых странах все еще доминирует одна религия. Представители религии могут играть определенную роль в политической жизни как, например, в Соединенном Королевстве, где епископы заседают в Палате лордов. Некоторые страны запретили ношение религиозных символов в школах. В нескольких государствах-членах Совета Европы законодательство все еще содержит анахронизмы, оставшиеся со времен, когда религия играла более важную роль в жизни наших обществ.

16. Свобода религии защищена Статьей 9 Европейской конвенции о правах человека и Статьей 18 Всеобщей декларации прав человека. Однако такая свобода не является безграничной: неприемлема религия, доктрина или обряды которой противоречат другим основным правам. В любом случае, в отношении этих свобод могут устанавливаться лишь такие ограничения, "которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц" (Статья 9.2 Конвенции)

17. Государства также не имеют права допускать распространение религиозных принципов, которые, будучи воплощенными в жизнь, нарушили бы права человека. Если в этом плане существуют сомнения, государствам следует потребовать от религиозных лидеров занять недвусмысленную позицию в пользу главенства прав человека, как они изложены в Европейской конвенции о правах человека, по отношению к любым религиозным принципам.

18. Свобода выражения мнения является одним из наиболее важных прав человека, о чем неоднократно заявляла Ассамблея. В рекомендации 1510 (2006) о свободе выражения мнения и уважении религиозных верований Ассамблея отметила, что "свобода выражения, защищаемая в соответствии со статьей 10 Европейской конвенции о правах человека, не должна далее ограничиваться с учетом роста чувствительности некоторых религиозных групп".

19. Общепризнанно, что мы обязаны уважать других и не допускать необоснованных оскорблений, и нет необходимости говорить, что свобода выражения мнений не может быть ограничена в силу того, что определенная религиозная община исповедует определенные догмы или верования.

20. Если говорить об отношениях между Советом Европы и религиозными общинами, то здесь следует предпринять определенные шаги по установлению более тесных отношений.

21. В этой связи следует напомнить, что религиозные лидеры неоднократно обращались к Ассамблее в прошлом, и что Ассамблея в свою очередь согласилась принять участие в крупных конференциях, организовавшихся религиозными общинами. Кроме того, десятки религиозных и гуманитарных организаций уже представлены в Совете Европы, имея статус участника, предоставляемый неправительственным организациям.

22. Ассамблея приветствует предложение Комитета министров организовать на экспериментальной основе "ежегодные дискуссии по религиозным аспектам межкультурного диалога" с участием представителей традиционно представленных в Европе религий и гражданского общества.

23. В связи с этим Ассамблея рекомендует Комитету министров:

23.1. обеспечить религиозным общинам возможность беспрепятственно осуществлять во всех государствах-членах Совета Европы основное право на свободу религии в соответствии с положениями Статьи 9 Европейской конвенции о правах человека и Статьи 18 Всеобщей декларации прав человека;

23.2. исключить возможность любого вмешательства в религиозные дела, рассматривая при этом религиозные организации как неотъемлемую часть гражданского общества и призывая их играть активную роль в достижении мира, сотрудничества, терпимости, солидарности, межкультурного диалога и в распространении ценностей Совета Европы;

23.3. утвердить принцип независимости политики и закона от религии;

23.4. продолжать осмысление религиозного измерения межкультурного диалога, в частности посредством организации встреч с религиозными лидерами и представителями гуманитарных и философских кругов;

23.5. не проводить консультации с группами, которые не заявили однозначно о поддержке основных ценностей Совета Европы, а именно прав человека, демократии и верховенства закона;

23.6. найти и распространить примеры успешного проведения диалога с лидерами религиозных общин;

23.7. рассмотреть возможность создания института для разработки учебных программ, методик и образовательных материалов для изучения религиозного наследия в государствах-членах Совета Европы; такие учебные программы следует разрабатывать в тесном сотрудничестве с представителями традиционно представленных в Европе религий.

24. Ассамблея рекомендует Комитету министров призвать государства-члены:

24.1. способствовать первоначальной подготовке учителей и последующему повышению их квалификации с целью обеспечения объективного сбалансированного преподавания религий с учетом их места сегодня, а также в истории; потребовать, чтобы все религиозные лидеры, особенно те, на кого возлагаются функции по образованию молодежи, проходили подготовку в области прав человека;

24.2. постепенно исключать из законодательства, если такова будет воля народа, элементы, которые могли бы считаться дискриминационными с точки зрения демократического религиозного плюрализма.