Обращения граждан Республики Беларусь в Комитет по правам человека ООН с жалобами на нарушение свободы религии и вероисповедания: Боровик против Республики Беларусь

Аўтар: 
Наталья Василевич

Комитет по правам человека ООН 2 декабря 2015 г. принял к рассмотрению жалобу гражданина Республики Беларусь Валентина Боровика на нарушение статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах. В рамках механизма ООН рассмотрение жалобы на предмет ее приемлимости заняло более четырех лет - Валентин Боровик обратился в КПЧ еще в 2011 г., исчерпав все средства внутренней правовой защиты, предусмотренные национальным законодательством Республики Беларусь.

Пастор из г. Щучина Гродненской области считает, что привлечение его в мае 2008 г. судом Мостовского района Гродненской области к административной ответственности за создание религиозной организации без государственной регистрации в установленном порядке (пункт 1 ст. 9.9 КоАП РБ) нарушает его право на свободу религии и убеждений, предусмотренную ч. 1 и 3 ст. 18 МПГПП, поскольку ограничивает право граждан на совместное исповедание религии. Законом Республики Беларусь “О свободе совести и религиозных организациях” предусмотрено требование обязательной государственной регистрации религиозной общины (ст.16), а также минимальное количество совершеннолетних граждан Республики Беларусь для государственной регистрации - двадцать человек. Кроме того, за деятельность религиозной общины без регистрации до 2011 г. была предусмотрена административная ответственность в отношении деятельности религиозной организации без государственной регистрации, однако этот состав правонарушения, по которому в 2008 году и привлекался к ответственности Боровик был исключен. С 2005 за деятельность религиозной организации без государственной регистрации предусмотрена уголовная ответственность (ст. 193-1 УК РБ).

Религиозная община, которой руководит пастор, насчитывает пятнадцать человек, соотвественно, не достигает минимального требования законодательства, для того, чтобы быть зарегистрированной. Действуя же без государственной регистрации, община становится субъектом правонарушения/преступления. Таким образом, государство препятствует гражданам исповедовать свою религию сообща с другими.

Согласно п. 3. ст. 18 государство может орграничивать право на исповедание религии и убеждений, однако только при соблюдении следующих условий: ограничения должны быть не просто установлены законом, но и быть необходимыми для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц. Как отмечено в Замечании общего порядка №22 Комитета ООН по правам человека, ограничения должны устанавливаться законом и применяться таким образом, чтобы не наносить ущерба правам, гарантированным в статье 18. В частности, таким гарантированным правом в статье 18 является право на совместное исповедание религии или убеждений. То есть, государство должно обеспечивать общине, которая не может пройти государственную регистрацию по причине малочисленности, альтернативные способы совместного исповедания религии - без государственной регистрации. При существовании административной и уголовной ответственности такой способ реализации права на совместное исповедание религии исключается.

В Замечания общего порядка документе также отмечается, что ограничения могут устанавливаться лишь для тех целей, для которых они предназначены, и должны быть прямо связаны с конкретной целью, достижение которой ими преследуется, и быть ей соразмерны. Административное, а тем более уголовное преследование общины и ее руководителя за совместные молитвы и чтение Библии, вряд ли можно назвать пропорциональным или адекватным, тем более, доказать, каким образом эти действия без государственной регистрации сами по себе ставят под угрозу общественную безопасность, порядок, здоровье и мораль, равно как и основные права и свободы других лиц.

Видимо, Республика Беларусь будет выстраивать линию защиты по данной жалобе, основываясь на том, что состав правонарушения, по которому и привлекли к ответственности Валентина Боровика в 2008 г., был исключен из ч.1 ст. 9.9 КоАП в 2011 г. Тем не менее, исключение данной статьи даже ухудшило правовое положение незарегистрированных религиозных общин, поскольку за такой вид деятельности в законодательстве осталась более жесткая - уголовная - ответственность.

До сих пор только дважды граждане Республики Беларусь добивались рассмотрения своих жалоб в Комитете ООН по правам человека в отношении свободы религии и вероисповедания и “родственных” прав и свобод, оба раза положительно. В 2005 году Комитет принял Заключение по заявлению № 1207/2003 (Малаховский, Пикуль против Республики Беларусь), где речь также шла о государственной регистрации религиозного объединения общин Сознания Кришны, которых в Беларуси насчитывалось семь. Новая редакция Закон “О свободе совести” требовало, что для регистрации религиозного объединения необходимо десять религиозных общин, из которых хотя бы одна должна осуществлять свою деятельность в Беларуси на протяжении не менее 20 лет. Таким образом, права общин Сознания Кришны были ограничены невозможностью осуществлять различные виды деятельности, предусмотренные как исключительные для религиозных объединений (основывать монастыри, братства и сестричества, мисии и духовные заведения, приглашать иностранных священнослужителей). Комитет пришел к Заключению, что права авторов жалобы, предусмотренные параграфом 1 статьи 18, были нарушены, поскольку отказ в регистрации равносилен ограничению права авторов на исповедование своей религии в соответствии с параграфом 1 статьи 18, которое несоразмерно и таким образом не отвечает требованиям параграфа 3 статьи 18.

В 2012 году Комитет рассмотрел заявление № 1830/2008 (Пивонос против Республики Беларусь), относительно свободы выражения мнений (п.2 ст.19 и ст.21). Антонина Пивонос была привлечена к административной ответственности за нарушение п.1 ст. 23.34 КоАП за нарушение Закона “О массовых мероприятиях”, в частности, положения, касающегося организации пикетов, тем, что стояла вместе с двумя другими людьми рядом со зданием на улице Ленина в г. Витебска с рушником, на котором был вышит текст молитвы “Отче наш”. КПЧ усмотрел нарушение права автора по п.2 ст.19, поскольку независимо от характера рассматриваемого мероприятия Республика Беларусь как государство-участник Пакта о гражданских и политических правах “не представило не представило какой-либо конкретной информации о том, каким образом ограничения, введенные в отношении прав автора по статье 19 Пакта, с учетом ее конкретных действий …, и конфискация ее рушника являлись оправданными по смыслу пункта 3 статьи 19 Пакта”, т.е. ограничения, хоть и установленные законом, носили несоразмерный характер, и таким образом нарушили права гражданки Пивонос на выражение мнения.

Re: Обращения граждан Республики Беларусь в Комитет по ...

Я бы добавил еще Решение по делу Ячник против Беларуси (CCPR /C/111/D/1990/2010) http://ccprcentre.org/decision/13316 Но, там все закончилось решением о неприемлемости.

И опираясь на предыдущие Соображения КПЧ ООН, думая, что Республика Беларусь остановит коммуникацию с Комитетом, как только обнаружит 1) полное или частичное отсутствие неиспользования надзорного механизма при обжаловании, 2) ссылки на предыдущую практику Комитета.

пан, 04/01/2016 - 17:23

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
6 + 13 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.