Вопросы практики регистрации автономных (вне религиозных объединений) религиозных общин

Аўтар: 
Дина Шавцова

Как это нередко случается, группа граждан-единоверцев, решив, что пришло время приобрести статус юридического лица, приступают к процедуре регистрации религиозной общины. Данная процедура описана в Законе Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» (далее – Закон). Сразу отметим, что есть общие нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь, которые определяют самые общие правовые основания  деятельности религиозных организаций как юридических лиц. Религиозной организации как юридическому лицу присущи все признаки – наличие устава, расчетного счета и пр. С момента регистрации государственным органом религиозная организация становится субъектом гражданских правоотношений как юридическое лицо.

Также кратко упомянем некоторые специальные нормы о религиозных организациях и их регистрации, которые содержатся в Законе Республики Беларусь:
- Религиозными организациями в Республике Беларусь признаются добровольные объединения граждан Республики Беларусь (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения.Религиозные организации имеют следующие признаки:

вероисповедание;
разработанная культовая практика;
проведение богослужений;
религиозное просвещение и воспитание своих последователей. (статья 13);

- Религиозные организации подлежат обязательной государственной регистрации. С момента государственной регистрации религиозная организация приобретает статус юридического лица.
Религиозные организации как юридические лица пользуются правами и выполняют обязанности в соответствии с законодательством Республики Беларусь и своими уставами. (статья 16);
- виды религиозных организаций: религиозные общины, религиозные объединения, миссии, братства, сестричества, монастыри, монашеские общины, духовные учебные заведения (статьи 14, 15, 19)

Первое, что следует отметить - и  об этом неоднократно писали в разных материалах, в том числе обращали внимание государственных органов еще на стадии принятия Закона, - нормы Закона, при оценке их в совокупности, создают механизм обязательной регистрации религиозных организаций. То есть то, что допускалось ранее до 2002 года, а именно свободная деятельность религиозных общин без обязательной регистрации, осталось в прошлом с принятием новой редакции Закона. Сейчас мы не будем анализировать стандарты религиозной свободы, отметим только то, что в свете норм международного права такую ситуацию можно квалифицировать как необоснованное ограничение религиозной свободы.

Предлагаем посмотреть, как на практике осуществляется регистрация религиозных общин, не входящих в религиозные объединения (автономных).

Вновь создаваемая община может входить в состав религиозного объединения. Факт принадлежности  к религиозному объединению подтверждается соответствующей записью на титульном листе устава.

Но община может регистрироваться и автономно, то есть не входить в какое-ибо религиозное объединение, действующее на территории Республики Беларусь (то есть зарегистрированное в соответствии с законодательством). Ситуации и условия, когда община создается вне религиозного объединения, бывают разные:

1. Общины данного вероисповедания действуют в Беларуси, но нет соответствующего религиозного объединения, оно не создано в силу различных причин:
- общины не намерены создавать объединение даже при наличии всех необходимых условий (субъективные причины);
- общины имеют намерение создать объединение, но объективно не имеют для этого достаточных правовых оснований: общины (одна из них) данного вероисповедания действуют на территории Беларуси менее 20 лет, нет достаточного количества общин.
2. Религиозное объединение соответствующего вероисповедания действует в Беларуси, но религиозная община решила регистрироваться и действовать автономно.
3. Община данного вероисповедания впервые регистрируется в Беларуси.

Посмотрим на нормы Закона и попробуем определить, как должна проходить регистрация общины в описанных ситуациях. Обратимся к статье 17-й, в которой, в частности, говорится:
«Для регистрации религиозной общины учредители подают в городской, районный исполнительные комитеты, местную администрацию по месту предполагаемой деятельности общины заявление о ее регистрации, подписанное всеми участниками (членами) этой общины.
К заявлению прилагаются:
список граждан, образовавших религиозную общину, с указанием фамилии, собственного имени, отчества, даты рождения, гражданства, места жительства, а также с личной подписью;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 N 109-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
устав религиозной общины в трех экземплярах;
протокол собрания участников (членов);
документ, подтверждающий право размещения религиозной общины по месту нахождения, указанному в уставе.
Религиозная община, исповедующая вероучение, ранее неизвестное в Республике Беларусь, к заявлению прилагает также сведения об основах этого вероучения и соответствующей ему культовой практики, в том числе об истории возникновения религии, исповедуемой данной общиной, о формах и методах ее деятельности, об отношении к браку и семье, образованию, исполнению государственных обязанностей, получению медицинской помощи последователями данной религии. Требования к составу, содержанию и порядку представления таких сведений определяются Советом Министров Республики Беларусь.”

Как видим в части третьей, если религиозная община исповедует вероучение, ранее неизвестное в Республике Беларусь, то она должна представить в регистрирующий орган дополнительные документы. В соответствии с этой же статьей (часть седьмая) установлено, что “Материалы о регистрации религиозной общины, исповедующей вероучение, ранее неизвестное в Республике Беларусь, областные, Минский городской исполнительные комитеты направляют в республиканский орган государственного управления по делам религий для проведения государственной религиоведческой экспертизы. В этом случае срок рассмотрения документов продлевается до шести месяцев.”
Таким образом, в данной ситуации основным критерием, определяющим необходимость проведения религиоведческой экспертизы, является то обстоятельство, что община исповедует вероучение, неизвестное ранее в Республике Беларусь. Республика Беларусь является правопреемницей Белорусской Советской Социалистической Республики, в связи с чем мы можем определить, что вероучение, исповедуемое общиной должно быть неизвестно и в период существования БССР.

Однако на практике мы видим, что на религиоведческую экспертизу зачастую направляются документы религиозных общин, которые исповедуют вероучение, известное в Республике Беларусь – в Беларуси действуют общины данного вероисповедания как в составе союзов, так и автономно. Но именно в силу того, что община не входит в союз, регистрирующий орган относит ее к категории “исповедующих вероучение, ранее неизвестное в Республике Беларусь”, истребует соответствующие документы, направляет регистрационные документы на религиоведческую экспертизу, увеличивая при этом срок регистрации до шести месяцев (зачастую этот срок бывает и более шести месяцев). С такой практикой вряд ли можно согласиться, поскольку она не имеет правовых оснований. Также следует отметить, что в некоторых регионах регистрирующие органы надлежащим образом применяют нормы статьи 17 Закона, и если община исповедует одно из известных в Беларуси вероучений, но регистрируются автономно, они регистрируют ее в общем порядке без направления на религиоведческую экспертизу.
Бывают ситуации, когда за регистрацией обращаются общины того или иного вероисповедания, которые действовали на территории нашей страны и были зарегистрированы в период существования БССР, что подтверждается соответствующими архивными документами. Государственные органы воспринимают такие документы как “анахронизм” и отрицают тот факт, что данное вероучение ранее было известно в Республике Беларусь. Вряд ли можно согласиться с таким подходом, учитывая, что с созданием Республики Беларусь как самостоятельного государства не отменяются юридически значимые факты и правоотношения периода БССР.

Данный небольшой анализ норм Закона и практики их применения при регистрации автономных общин позволяет сделать вывод, что для единообразного и надлежащего применения требуются, как минимум, разъяснения со стороны уполномоченных государственных органов. При этом толкование норм законодательства не должно приводить к ограничению и ущемлению права на свободу религии и вероисповедания, а наоборот, создавать гарантии для его реализации в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и международными стандартами.

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
5 + 6 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.