Письменные пояснения пастора С. В. Николаенко по делу об административном правонарушении по ст. 23.34 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Рэквізiты
Прыняты: 
19.06.2015 г.

Суд Центрального района
города Гомеля

Николаенко Сергея Витальевича,
проживающего по адресу:
[…]

Письменные пояснения
по делу об административном правонарушении по ст. 23.34
Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

7 июня 2015 г. майор милиции Житников Сергей Петрович составил в отношении меня протокол (№ 2785039, рег. В ЕГБДП № 15404102117) о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 23.34 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП РБ), в котором указано, что 31.05.2015 в 17.00 я проводил религиозное собрание незарегистрированной общины, не имея разрешения Гомельского горисполкома и других государственных ведомств на его проведение по адресу Гомель, ул. Советская, 126, и тем самым я якобы «нарушил порядок, предусмотренный Законом РБ «О свободе вероисповедания и религиозных организациях». В этой связи считаю необходимым пояснить следующее:

1. Община, собрания которой я провожу в качестве рукоположенного священнослужителя (копии справок о рукоположении на пасторское служение от 17.08.2014 и о том, что с 2007 г. я работаю священнослужителем, прилагаются), зарегистрирована 6 апреля 2004 года решением Гомельского облисполкома № 269, перерегистрирована 16 ноября 2012 года (копия устава и свидетельства о государственной регистрации прилагаются) и называется Религиозная община Церкви Божьей «Преображение» (далее – Община) (территория деятельности общины – город Гомель).

2. С 1 марта 2015 г. нашей Общиной был заключен договор аренды помещения № 5, в п. 4 которого указано, что «имущество [помещение площадью 69,5 кв.м на втором этаже по адресу ул. Советская, 126] передается Арендатору для проведения богослужений», что соответствует требованиям законодательства:
В соответствии с частью первой статьи 25 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» (с 2002 года название закона изменено, в предыдущей и уже не действующей редакции он назывался «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», что ошибочно указано  в протоколе) «Богослужения, религиозные обряды, ритуалы и церемонии беспрепятственно проводятся в культовых зданиях, сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, на кладбищах и в крематориях».

В данном помещении проводились религиозные собрания общины Церкви Божьей «Преображение» (никакой иной), что отражено, в том числе, в рапорте командира отделения ОМОН УВД Гомельского облисполкома старшины милиции Ючко И.В. от 31 мая 2015 г. (лист дела 2)

3. По рекомендации специалистов отдела по идеологической работе администрации Центрального района г. Гомеля 16 марта 2015 года Община направила обращение о согласовании проведения религиозных мероприятий по указанному адресу в порядке, предусмотренном Законом Республики Беларусь “О массовых мероприятих”. В соответствии со статьей 6 данного закона заявление подлежит рассмотрению руководителем местного исполнительного и распорядитеьного органа либо его заместителем. Вместо этого, как усматривается из письма заместителя главы администрации № 01-34/146 от 22.04.2015 г., обращение общины было направлено на рассмотрение комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о свободе совести, вероисповедания и религиозных органзиациях, что является нарушением требований законодательства. Данная комиссия является общественным органом и не наделена полномочиями принимать решения по вопросам согласования  проведения массовых мероприятий.

При этом следует отметить, что проведение регулярных совместных богослужений Общины является реализацией права на совместное исповедание религии, которое гарантировано статьей 31 Конституции Республики Беларусь, а также закреплено статьей 18 Международного пакта о гражданских и политических прав, который ратифицирован Республикой Беларусь и является частью национального законодательства.

Требование получения разрешения (согласования) на проведение религиозных мероприятий следует расценивать как неправомерное ограничение права на совместное исповедание религии, поскольку такой разрешительный порядок в данном случае не является необходимым и не обеспечивает охрану общественной безопасности, порядка, здоровья, морали, прав и свобод других лиц.

Отсутствие такого разрешения явилось основанием для вторжения в наше богослужение, которое в итоге было незаконно прекращено, а верующие общины вынуждены были разойтись. Более того, впоследствии некоторых из них вызывали в милицию для дачи объяснений, что создало еще большее давление на нашу небольшую  общину.

4. 31 мая 2015 г. во время обычного богослужения Общины была проведена проверка, в которой участвовали различные должностные лица.
Как усматривается из имеющегося в материалах дела акта, проверка была инициированна комиссией содействия контролю за исполнением законодательства о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях Центрального района г. Гомеля. Как указано в Акте плановой проверки деятельности религиозных организаций на территории Центрального района города Гомеля, утвержденном заместителем главы администрации Доценко О.А. (лист дела 19), плановая проверка 31 мая 2015 года проводилась главным специалистом отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи администрации Центрального района г. Гомеля Анисимовой А.Г. Однако законные основания для плановой проверки отсутствовали.
Порядок проведения проверок определен Указом Президента Республики Беларусь № 510 от 16.10.2009 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности  в Республике Беларусь», согласно которому плановая проверка должна быть включена в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, также должна быть соблюдена соответствующая процедура уведомления о проведении проверки. Данная проверка не была включена в координационный план на первое полугодие 2015 г., в связи с чем она была проведена с нарушением законодательства.

5. Через неделю после проведения проверки 7 июня 2015 г. в отношении меня был составлен протокол об административном правонарушении, с которым я не был надлежаще ознакомлен и получил его уже по почте.
В соответствии со статьей 4.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее – ПиКоАП) физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право: знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также делать замечания и давать объяснения, представлять доказательства и пр. При составлении протокола об административном правонарушении я был лишен возможности ознакомиться с ним, а также реализовать иные права, предоставляемые законом лицу, в отношении которого ведется административный процесс.
Запись в протоколе о том, что я отказался от ознакомления и подписи, не соответствует действительности. В нарушение требований пункта 6 названной статьи я не был надлежащим образом извещен о месте и времени ознакомления с протоколом: майор милиции Житников С.П. (я предполагаю, что это был именно он, но не уверен, поскольку по телефону он не представился)позвонил мне 7 июня 2015 г. и предложил именно в этот день придти и ознакомиться с протоколом. Это было воскресенье, и я не имел такой возможности, но при этом я не отказывался прибыть для ознакомления с протоколом в другой день.
В тот же день 7 июня протокол был оформлен и в него была внесена запись о моем  отказе от ознакомления, а также был составлен соответствующий рапорт. В рапорте майора Житникова С.П. также указано, что мне по телефону якобы была зачитана фабула правонарушения, чего в действительности не было. Мои права мне также никто не разъяснял, что является полным игнорированием нормы статьи 10.6 ПиКоАП.
Данные действия должностного лица я считаю грубым нарушением моих прав, включая право на защиту и профессиональную правовую помощь.

6. Считаю, что действия, описанные в протоколе и вменяемые мне в вину как административно наказуемые, не являются правонарушением.
Статья 23.34 предусматривает ответственность за нарушение порядка организации и проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, а равно за публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования с нарушением установленного порядка их организации или проведения.
Порядок проведения данных мероприятий определен Законом Республики Беларусь «О массовых мероприятиях», в нем даны определения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования, а также понятия «иные мероприятия».
Иные массовые мероприятия являются отдельным видом массовых мероприятий, в соответствии со статьей 2 данного закона к ним относятся религиозные, спортивные, культурно-зрелищные и иные мероприятия. Ни одно из данных мероприятий (и соответственно нарушение порядка его проведения как административно наказуемое действие) не указано в статье 23.34 КоАП.
Таким образом, статья 23.34 КоАП РБ не устанавливает ответственность за нарушение порядка проведения иных, в том числе религиозных, массовых мероприятий, а, соответственно, в мои действиях отсутствует состав административного правонарушения.

Справка:
Предыдущая редакция статьи 23.34 содержала ответственность за нарушение порядка проведения в том числе “иных массовых мероприятий”:

«Статья 23.34. Нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия или пикетирования
1. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, иного массового мероприятия или пикетирования -
влечет предупреждение, или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, или административный арест.
2. То же деяние, совершенное организатором собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, иного массового мероприятия или пикетирования, -
влечет наложение штрафа в размере от двадцати до сорока базовых величин или административный арест.
3. Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, -
влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.»

В связи с изложенным считаю, что дело о признании меня виновным в административном правонарушении по ст. 23.34 КоАП РБ, подлежит прекращению.