Кутузова Н., Карасева С., Василевич Н., Шавцова Д., Габрусь Т., Филипович Л., Хромец В. Религиозные организации в общественном пространстве Беларуси и Украины: формирование механизмов партнерства. - Вильнюс: ЕГУ, 2014. - 238 с.

Аўтар: 
Вильям Шмидт

Данная монография представляет собой междисциплинарное исследование, осуществленное украинско-белорусским коллективом в составе: Н.Кутузова, Л.Филипович, С.Карасева, Н.Василевич, Т.Габрусь, Д.Шавцова, В.Хромец. Исследовательская идея авторского коллектива заключалась в анализе социальной активности религиозных организаций Беларуси и Украины в «общественном пространстве», которое авторы определили как «самоорганизующуюся систему социальной коммуникации, которая своим происхождением обязана разнообразным акторам», в том числе религиозным организациям (добавим от себя — при условии их сотрудничества и активной социальной позиции). Можно согласиться с авторским коллективом относительно высокого потенциала церквей в консолидации сообществ, инициирования гражданской активности, артикуляции социальных интересов. Необходимо помнить, что вопрос деятельности религиозных организаций в общественном пространстве лежит не только сугубо в институциональной плоскости, а авторы увлечены именно этим подходом, при рассмотрении данного вопроса полезно проанализировать внутреннее состояние церквей, степень активности и степень проникновения церковных структур в структуры общества, присутствие церкви в новых медиа, степень публичности религиозных лидеров, степень обсуждения проблем, поднятых церковью, общественностью и др. Возможно названные проблемы будут рассмотрены авторами в будущем в продолжении поднятой темы.

Следование институциональному подходу выразилось в традиционном рассмотрении государственно-конфессиональных и конфессионально-общественных интересов (главы 1-2) — это наиболее популярная тема в украинском и белорусском религиоведении. Хотя нельзя не согласиться с авторами о важности политического и правового формата, который определяет «рамки» легальной деятельности для религиозных организаций и правила «симфонии» государства и церкви (опыт Беларуси). В этом плане довольно интересно выглядит материал раздела, посвященного Соглашению Белорусской православной церкви с государством в Беларуси. Критические материалы авторов подкреплены количественными данными, следует отметить, что материалы данного раздела ценны для исследователей тем, что впервые в этом разделе была дана исчерпывающая характеристика выполнению данного Соглашения и были описаны социальные эффекты.

Глава 3 также насыщена интересным аналитическим материалом, который позволяет понять степень представленности религиозных организаций в сферах благотворительности и социального служения, медиа, причем в сравнительном ракурсе ситуаций Украины и Беларуси. К сожалению, отсутствует материал о деятельности религиозных организаций Украины в сферах культуры и туризма. Материал белорусских авторов о культурной деятельности несколько тенденциозен, в нем излагается не столько «культурная» деятельность религиозных организаций, сколько «бескультурная»  (автор употребляет выражение «луковичная реставрация»), материал практически не показывает позитивных примеров сотрудничества с религиозными организациями в сфере культуры.

Глава 4 посвящена формам присутствия религиозных организаций в системе образования в Беларуси и Украине, авторы совершенно справедливо полагают, что религиозные учреждения образования имеют хорошие перспективы развития в этих странах при условии соблюдения принципов толерантности и свободы совести и вероисповедания и благоприятной государственной политике.

Монография «Религиозные организации в общественном пространстве Беларуси и Украины: формирование механизмов партнерства» оставляет смое благоприятное впечатление – в ней представлен добротно отобранный материал, подвергнутый высококвалицированному профессиональному анализу, благодаря которому получил развитие отраслевой терминологический и методологический аппарат (среди интересных элементов концепт «государственно-конфессионально-общественных отношений», «одновекторность» (в Беларуси) и «многовекторность» (Украина) этих отношений, метод «полевой аналитики»). Вместе с тем, обратим внимание коллег на острую необходимость дальнейшего его уточнения и корректного использования таких понятий как «государственно-религиозные» и «государственно-конфессиональные» отношения (понятие «конфессиональный» применимо лишь к христианской традиции и не может быть распространено на организации, представляющие традиции Синагоги, Уммы, Сангхи). Считаем целесообразным устранить неточности в употреблении дефиниций.

В целом монография оставляет хорошее впечатление: представлен интересный материал, благодаря которому получился сравнительный анализ (в плане сравнительного анализа интересен также понятийный аппарат, используемый белорусскими и украинскими авторами),  материал полезен для дальнейшей аналитической работы. Считаю, что исследования авторского коллектива заслуживают продолжения и в углубления затронутой темы.

Об авторе рецензии:
Шмидт В.В. (Вильям Владимирович)
Доктор философских наук, профессор кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Советник Российской Федерации 1 кл.

Примечание: в Минске книгу можно приобрести в книжном магазине "Акадэмкніга"

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
7 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.