Рекомендация 1396 (1999) Парламентской Ассамблеи Совета Европы "Религия и демократия" [ВЫДЕРЖКА]

Рэквізiты
Прыняты: 
27.01.1999

(Выдержка из официального бюллетеня Совета Европы – январь 1999)

  1. Совет Европы по своему уставу является организацией по существу гуманистической. В то же время, являясь гарантом соблюдения прав человека, он должен обеспечить право на свободу мысли, совести и религии, закрепленное в статье 9 Европейской Конвенции по правам человека. Он также должен следить за тем, чтобы религиозные проявления соответствовали ограничениям, установленным в этой же статье.
  2. Ассамблея уже проявляла интерес к разнообразию культур и религий в Европе. Их сосуществование и взаимодействие заметно обогатили европейское наследие. В частности, Ассамблея напоминает о Резолюции 885 (1987) по еврейскому вкладу в европейскую культуру, Резолюции 916 (1989) по неиспользуемым культовым зданиям, Рекомендации 1162 (1991), Предписании № 465 по вкладу исламской цивилизации в европейскую культуру и Рекомендации 1291 (1996) по культуре идиш.
  3. Ассамблея также осознает, что даже при демократии могут существовать определённая напряженность между проявлениями религиозности и политической властью. Религиозный аспект присутствует во многих проблемах, с которыми сталкивается современное общество, таких как нетерпимые фундаменталистские движения и террористические акты, расизм и ксенофобия, этнические конфликты; внимание следует также уделять гендерному неравенству в религии. Ассамблея уже обращалась к некоторым из этих проблем в Рекомендации 1202 (1993) по религиозной терпимости в демократическом обществе и Рекомендации 1222 (1993) по борьбе с расизмом, ксенофобией и нетерпимостью. Сам по себе экстремизм не является религией, однако, он является искажением или извращением религии. Ни одна из великих древних религий не проповедует насилие. Экстремизм это человеческое изобретение, которое отклоняет религию от её гуманистического пути для того, чтобы сделать её инструментом власти.
  4. Политики не должны решать религиозные вопросы. Что касается религий, они не должны пытаться занимать место демократии или захватывать политическую власть; они должны уважать определение прав человека, содержащееся в Европейской Конвенции по правам человека и верховенство закона.
  5. Демократия и религия не должны быть несовместимыми; совершенно наоборот. Демократия оказалась наилучшей основой для свободы совести, осуществления веры и религиозного плюрализма. В свою очередь религия через свои моральные и этические обязательства, отстаиваемые ценности, свои культурные выражения и критический подход может быть надёжным партнёром демократического общества.
  6. Демократические государства, будь то светские или связанные с религией, должны позволять всем религиям, которые придерживаются условий, изложенных в Европейской Конвенции по правам человека, развиваться в одинаковых условиях и давать им возможность находить соответствующее место в обществе.
  7. Проблемы возникают тогда, когда власти пытаются использовать религию в своих целях, или когда религии пытаются злоупотреблять государством для достижения своих целей.
  8. Многие конфликты возникают из-за взаимного невежества, вытекающих из этого стереотипов и, в конечном счёте, отторжения. В демократических системах политики обязаны предотвращать  религию от ассоциации с действиями совершёнными, например, фанатичными религиозными меньшинствами.
  9. Религиозный экстремизм, который поощряет нетерпимость, предрассудки и / или насилие также является симптомом болезни общества и представляет угрозу для демократического общества. Поскольку он подрывает общественный порядок, с ним необходимо бороться теми средствами, которые соответствуют верховенству закона, и, поскольку он является выражением социального недуга, с ним можно бороться только тогда, когда власти будут заниматься решением реальных проблем общества.
  10. Образование является ключевым путем по борьбе с невежеством и стереотипами. Школьные и университетские программы должны быть пересмотрены в качестве срочной меры, с тем, чтобы способствовать лучшему пониманию различных религий; религиозные наставления не следует предоставлять за счет уроков о религии как существенной части истории, культуры и философии человечества.
  11. Религиозные лидеры могут внести значительный вклад в усилия по борьбе с предрассудками посредством своего публичного дискурса и влияния на верующих.
  12. Борьба с предрассудками также подталкивает к развитию экуменизма и диалога между религиями.
  13. Ассамблея, следовательно, рекомендует Комитету Министров призвать правительства стран-участников:

    i. Для гарантии свободы совести и проявлений религиозности в соответствии с условиями, изложенными в Европейской конвенции по правам человека для всех граждан, в частности:

    a. Защищать религиозный плюрализм, предоставляя возможность всем религиям развиваться в одинаковых условиях;
    b. Способствовать в рамках ограничений установленных в статье 9 Европейской Конвенции по правам человека, соблюдение религиозных обрядов и обычаев, например, касающихся бракосочетания, одежды, святых дней (в рамках возможности регулируемого отпуска) и воинской службы;
    c. Осуждать любые попытки разжигания конфликтов в частных фанатичных интересах внутри и между религиями;
    d. Обеспечить свободу и равные права доступа к образованию для всех граждан, безотносительно к их религиозным верованиям, обрядам и обычаем;
    e. Обеспечить свободный и равный доступ к общественным средствам массовой информации для всех религий;

    ii. Для поддержки религиозного образования, в частности:

    a. В системе образования по демократической гражданственности и этике обеспечить преподавание религий как систем ценностей, по отношению к которым молодые люди должны развивать проницательный подход;
    b. Содействовать преподаванию в школах сравнительной истории различных религий, подчеркивая их происхождение, сходство в некоторых их ценностях и многообразие их обычаев, традиций, праздников и проч.;
    c. Параллельно с изучением теологии, поощрять изучение истории и философии религии и исследований в этих областях;
    d. Сотрудничать с религиозными образовательными учреждениями для усиления или внедрения в их образовательные программы аспектов относящихся к правам человека, истории, философии и науки;
    e. В случае с детьми, избегать любых конфликтов между религиозным образованием поддерживающимся государством и религиозными верованиями их семей, для уважения свободного решения семей по этому очень чувствительному вопросу.

    iii. Для поддержки лучших взаимоотношений с религиями и между религиями, в частности:

    a. Принимать участие в более регулярном диалоге с религиозными и гуманистическими лидерами об основных проблемах стоящих перед обществом, что позволит принимать во внимание культурные и религиозные взгляды населения при принятии политических решений, а также вовлечет религиозные организации и общины верующих в дело отстаивания демократических ценностей и продвижения инновационных идей;
    b. Поощрять диалог между религиями посредствам предоставления возможностей для самовыражения, дискуссий и встреч между представителями различных религий;
    c. Содействовать регулярному диалогу между богословами, философами и историками, а также диалогу с представителями других отраслей знания;
    d. Расширять и укреплять сотрудничество в социальной, благотворительной, миссионерской, культурной и образовательной деятельности с религиозными общинами и организациями, и  особенным образом с теми из них, которые имеют глубокие культурные и этические традиции среди местного населения.

    iv. Для поддержки культурных и социальных проявлений религии, в частности:

    a. Обеспечить равные условия для поддержания и сохранения культовых зданий и имущества всех религий как неотъемлемую часть национального и Европейского наследия;
    b. Обеспечить новое использование неиспользуемых культовых зданий, которое насколько это возможно наиболее соотносилось бы с изначальным намерением их строительства;
    c. Охранять культурные традиции и различные религиозные фестивали;
    d. Поощрять социальную и благотворительную работу предпринимаемую общинами верующих и религиозными организациями;
     

  14. Ассамблея также рекомендует Комитету Министров:

i. Заложить, в качестве части своих образовательных проектов по демократической гражданственности и преподаванию истории, руководящие принципы для внедрения образовательных учебных планов относящихся к положениям 13. ii. a, b, с настоящей рекомендации;
ii. Продолжать предоставлять основу для всеевропейских встреч между представителями различных религий.

Дебаты Ассамблеи состоялись 27 января 1999 г. (5-е заседание) (см. Документ 8270, доклад Комитета по культуре и образованию, докладчик: г-дин де Пуиг). Текст принят Ассамблеей 27 января 1999 (5-е заседание).

Парламентская Ассамблея Совета Европы. Recommendation 1396 (1999) On religion and democracy (Extract) – 27 января 1999. - Перевод на русский язык – Иван Кукс, специально для forb.by