Рекомендация 1202 (1993) Парламентской Ассамблеи Совета Европы "Религиозная терпимость в демократическом обществе"

Рэквізiты
Прыняты: 
02.02.1993
  1. Ассамблея уже приняла ряд документов по смежным вопросам, в частности она напоминает о Рекомендации 963 (1983) по культурным и образовательным средствам для уменьшения насилия, Резолюции 885 (1987) по еврейскому вкладу в европейскую культуру, Рекомендации 1086 (1988) по положению Церкви и свободы религии в Восточной Европе, Рекомендации 1162 (1991) по вкладу исламской цивилизации в европейскую культуру и Рекомендации 1178 (1992) по сектам и новым религиозным движениям.
  2. Также нужно обратить внимание на слушания по религиозной толерантности, проведенные Комитетом по культуре и образованию в Иерусалиме 17 и 18 марта 1992, и коллоквиум, посвященный 500-летию прибытия еврейских беженцев в Турцию, состоявшийся 17 сентября 1992 года Стамбуле.
  3. Религия предлагает человеку обогащающие отношения с самим собой, со его божеством, а также с внешним миром и обществом, в котором он живет.
  4. Мобильность внутри Европы и миграционные движения в Европу всегда приводили к встрече различных взглядов на мир, религиозных верований, а также представлений о человеческом существовании.
  5. Встреча различных религиозных верований может привести к большему взаимопониманию и обогащению, хотя она также может приводить к укреплению сепаратистских тенденций и стимулированию фундаментализма.
  6. Западная Европа развила модель светской демократии, в рамках которой по идее терпимыми являются различные религиозные верования. Однако история показала, что такая терпимость возможна и в случае религиозного правительства (например, арабы в Испании и Оттоманская империя).
  7. Вызывают обеспокоенность новые появления ксенофобии, расизма и религиозной нетерпимости, наблюдающиеся во многих странах.
  8. Религия часто усиляет или используется для усиления международных, социальных и национальных конфликтов меньшинств.
  9. В сегодняшней Европе существует признанный кризис ценностей (или, скорее, их отсутствия). Просто рыночное общество представляется  неадекватным, каким был коммунизм для личного благосостояния и социальной ответственности. Обращение к религии в качестве  альтернативы, должно, однако быть согласовано с принципами демократии и прав человека.
  10. В контексте текущих и будущих социальных трендов и растущего давления на мульти-культурные сообщества, до сих пор недостаточно внимания уделялось поддержке религиозной терпимости.
  11. В каждой из трех основных монотеистических религий может быть найдено основание для терпимости и взаимного уважения по отношению к людям с другими верованиями, а также по отношению к неверующим. Каждое человеческое существо рассматривается как творение единого Бога и, как таковое, имеет одинаковое достоинство и одинаковые права, не взирая на его убеждения.
  12. Вопрос о терпимости между религиями должен получить дальнейшее развитие. Трем монотеистическим религиям следует уделять большее внимание тем основным моральным ценностям, которые являются по существу схожими и толерантными.
  13. Европейская история свидетельствует о том, что сосуществование еврейской, христианской и исламской культур, когда основывалось на взаимоуважении и терпимости, внесло свой вклад в процветание народов.
  14. Должна быть подтверждена всеобщая важность религиозной свободы, которая содержится в статье 18 Всеобщей декларации прав человека, и гарантируется статьёй 9 Европейской Конвенции по правам человека. Эта свобода коренится в достоинстве человека, и её реализация предполагает реализацию свободного, демократического общества.
  15. Светское государство не должно налагать какие-либо религиозные обязательства на своих граждан. Ему следует также поощрять уважение всех признанных религиозных общин и содействовать облегчению их отношений с обществом в целом.
  16. Ассамблея рекомендует Комитету Министров призвать правительства стран участников, Европейское сообщество, а также ответственные органы и организации:

    Правовые гарантии и их соблюдение
    i. Гарантировать религиозную свободу, свободу совести и свободу культа с особым вниманием к правам указанным в Рекомендации Ассамблеи № 1086 (1988), параграф 10;
    ii. Предоставлять гибкость при исполнении различных религиозных практик (например, в одежде, еде и соблюдении святых дней);

    Образование и обмен
    iii. С целью достижения лучшего и более глубокого понимания различных религий, убедиться в том, что изучение религий и этик, является частью общей школьной программы, а также работать в направлении дифференцированного и тщательного представления религий в школьных учебниках (в том числе в книгах по истории) и во время обучения в  классе;
    iv. Акцентировать внимание на то, что знание своей собственной религии или этических принципов является необходимым условием для настоящей толерантности, и оно может также использоваться в качестве защиты от безразличия или предрассудков;
    v. Учредить «Конференцию по учебнику истории религии», состоящую из репрезентативной выборки богословов, историков и философов с целью составления основных текстов, документов и комментариев для преподавания в школах;
    vi. Предоставить молодым людям возможность узнать о идеях и деятельности живущих представителей различных религиозных верований в качестве примеров религиозной терпимости на практике;
    vii. В рамках существующих программ обмена для учащихся средних школ, студентов вузов и других молодых людей, содействовать проведению встреч и бесед с информированными лицами соответствующих верований;
    viii. Содействовать межрелигиозным встречам и организациям, которые служат цели продвижения взаимопонимания между религиями и, тем самым, мира и уважения прав человека;
    ix. Рассмотреть вопрос о предоставлении подобной поддержки для религиозных школ всех признанных религий;

    Информация и «сенсибилизация»
    x. Убедиться в том, что фундаментальные религиозные тексты и относящаяся к ним литература переведена и доступна в общественных библиотеках;
    xi. Организовывать культурные проекты по религиозным вопросам в контексте продвижения культурных программ;

    Исследовательская работа
    xii. Содействовать развитию сети научно-исследовательских институтов в Европе, которая бы:
    - занималась сбором, анализом и оценкой литературы по религиозной терпимости;
    - предоставляла информационные услуги с хорошей подборкой литературы по этому вопросу;
    - занималась организацией воркшопов и научно-исследовательских конференций по религиозной терпимости;
    - служила в качестве доступного для общества компетентного и авторитетного источника информации;
    xiii. Стимулировать академическую работу (посредствам проведения семинаров, курсов по присвоению научных степеней, докторских диссертаций) в европейских университетах по вопросам, касающимся религиозной терпимости.

Дебаты Ассамблеи состоялись 2 февраля 1993 г. (23-е заседание) (см. Документ 6732, доклад Комитета по культуре и образованию, докладчик: г-жа Фишер). Текст принят Ассамблеей 2 февраля 1993 (23-е заседание).

Парламентская Ассамблея Совета Европы. Recommendation 1202 (1993) On religious tolerance in a democratic society – 2 февраля 1993. - Перевод на русский язык – Иван Кукс, специально для forb.by