Толедские Руководящие принципы по преподаванию религий и убеждений в государственных школах (РЕЗЮМЕ)

Рэквізiты
Прыняты: 
2007

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Предыстория

В соответствии с ролью ОБСЕ по предотвращению конфликтов и её обязательствами по укреплению культуры взаимного уважения и понимания, Консультативный совет БДИПЧ, группа экспертов по вопросам свободы религий или убеждений, совместно с другими экспертами и исследователями, встретились в Толедо (Испания) в марте 2007 для обсуждения подходов к преподаванию религии в государственных школах в 56 государствах-участниках ОБСЕ. Был представлен широкий диапазон различных экспертов, включающий ведущих учёных, политиков, преподавателей, юристов, и представителей межправительственных и неправительственных организаций. Встреча в Толедо запустила интенсивный процесс, в том числе, последующие встречи в Бухаресте и Вене, и привела к тесному сотрудничеству между членами Консультативного совета и широкой комиссией экспертов, результатом встречи в Толедо стало формулирование руководящих принципов по преподаванию религий и убеждений в государственных школах.

Намерение и цель

Руководящие принципы были подготовлены для содействия лучшему пониманию всё большего религиозного разнообразия в мире, а также возрастающего присутствия религии в публичной сфере. Их логика основана на двух основных положениях: во-первых, это позитивная ценность преподавания, которое подчеркивает уважение права каждого на свободу религий и убеждений, а во-вторых, преподавание о религиях и убеждениях может нивелировать вредные недоразумения и стереотипы.

Основная цель Руководящих принципов состоит в содействии странам-участницам ОБСЕ в их продвижении изучения религий и убеждений в школах, в особенности, в качестве средства для укрепления религиозной свободы. Принципы фокусируются исключительно на педагогическом подходе, который стремится к преподаванию о различных религиях и убеждениях, в отличие от обучения определенной религии или убеждению. Руководящие принципы также стремятся предоставить критерии, которые должны приниматься во внимание всякий раз, когда происходит преподавание религий и убеждений.

Резюме

Толедские Руководящие принципы по преподаванию религий и убеждений разделены на пять глав:

Глава I представляет введение в предмет, цель и границы Руководящих принципов, а также сводку инициатив, предпринятую другими межправительственными организациями касательно преподавания религий и убеждений. Эта глава подчеркивает высокую значимость атташе ОБСЕ в деле продвижения свободы религий или убеждений, и доступность различных форм институциональной поддержки, которые ОБСЕ имеет в своем распоряжении, включая Верховного комиссара по правам человека и Консультативный совет экспертов БДИПЧ по свободе религий или убеждений. Глава также определяет особый вклад БДИПЧ и его Консультативного совета в рассмотрении преподавания религий и убеждений через призму религиозной свободы и перспективу прав человека, что опирается на приверженность ОБСЕ международным стандартам прав человека. Глава I также определяет границы Принципов. Вопросов касающихся религии в образовании очень много, и Консультативный совет убежден, что его вклад будет наиболее эффективным, если он будет осмотрительно сфокусирован на преподавании о религиях и убеждениях, не претендуя на охват всего спектра вопросов связанных с религией, убеждениями и образованием в странах ОБСЕ.

Глава II представляет обзор системы прав человека и юридических вопросов, которые следует учитывать при подготовке педагогов и разработке или внедрении программ по преподаванию религий и убеждений для того, чтобы обеспечить должное соблюдение свободы мысли, совести и религии всех тех лиц, кого затрагивает данный процесс. В этом отношении рассматриваются права родителя, ребенка и учителя, а также более общие интересы меньшинств, религиозных общин и общества в целом.

Глава III обрисовывает подходы и концепции для подготовки программы по преподаванию о религиях и убеждениях. Глава рассматривает необходимость соблюдения нескольких принципов для подготовки такой программы:
придерживаться признанных профессиональных стандартов;
быть инклюзивными и обратить особое внимание на ключевые исторические и современные события касательно вопросов религии и убеждения;
быть чуткими к различным толкованиям реальности и принципу мульти-перспективности;
реагировать на различные локальные проявления религиозного и светского плюрализма имеющегося в школах и общинах, которые ими обслуживаются.

Также имеются в наличии различные типы программ и подходов к преподаванию о религиях и убеждениях (включая специфически-субъектный, комплексный и межпрограммный), наряду с различными педагогическими подходами (центрированный на учителе и центрированный на ученике). Включены резюме учебных результатов, связанных с преподаванием о религиях и убеждениях, а также структуры и механизмы для разработки учебных программ.

Глава IV отмечает важную роль, которую играет образование педагога, и подчеркивает важность такого образования для преподавания о религиях и убеждениях в связи с высокими требованиями, предъявляемые таким учебный планом к знаниям учителя, его отношению и компетенциям. Рассмотрены специфические аспекты образовательных тренингов преподавателя, как до начала его преподавательской деятельности, так и во время неё, и представлены суммарные навыки и знания, требуемые для преподавания о религиях и убеждениях. Также отмечена важность оценок и характеристика представления преподавателя.

Глава V обращает внимание на практическое применение общей системы прав человека к преподаванию религий и убеждений и сосредоточена на ряде ключевых правовых вопросов, которые могут возникнуть в процессе реализации программ по преподаванию религий и убеждений после того, как они разработаны. Обсуждавшиеся вопросы включают:
формулирование инклюзивной политики реализации;
предоставление разумных адаптаций для сознательных претензий;
государственный нейтралитет и право не принимать участия;
и решение актуальных и патенциальных проблем связанных с религиями и убеждениями.

Заключения, рекомендации и ключевые руководящие принципы

Преподавание религий и убеждений может быть приспособлено к потребностям различных национальных и локальных школьных систем и традиций. Толедские Руководящие принципы основаны на следующих общих принципах, которые поддерживаются возрастающим консенсусом между юристами и преподавателями и которые должны быть приняты во внимание всеми государствами-участниками ОБСЕ при разработке схем для преподавания религий и убеждений:

Заключения

  1. Знания о религиях и убеждениях могут способствовать более твердому признанию значимости уважения права каждого на свободу религий или убеждений, воспитать демократическую гражданственность, содействовать пониманию социального разнообразия и в то же время, усилить социальную сплоченность.
  2. Знания о религиях и убеждениях имеют ценный потенциал для сокращения конфликтов, которые основаны на отсутствии понимания убеждений других, а также потенциал для поощрения уважения их прав.
  3. Знания о религиях и убеждениях являются существенной частью качественного образования. Они требуются для лучшего понимания истории, литературы и искусства, и могут быть полезными в расширении культурных горизонтов и углублении представлений о сложности прошлого и настоящего.
  4. Преподавание религий и убеждений наиболее эффективно, когда оно соединено с усилиями по внушению уважения к правам других, даже при наличии разногласий по религиям и убеждениям. Право на свободу религии или убеждений является всеобщим правом, несущим с собой обязательство по защите прав других лиц, включая уважение достоинства всех человеческих личностей.
  5. Личные религиозные (или нерелигиозные) убеждения индивида не представляют значимого обоснования для недопущения этого лица к преподаванию религий или убеждений. В этой связи наиболее важными факторами являются профессиональные компетенции, а также базовое отношение или приверженность к правам человека в общем, и к свободе религии или убеждений в частности.
  6. Может потребоваться разумное приспособление политики в ответ на характерные религиозные нужды для избегания нарушений прав на свободу религии или убеждений. Даже при отсутствии острой необходимости с точки зрения закона, такое приспособление или гибкость содействует созданию климата терпимости и взаимного уважения.
  7. Когда обязательные курсы, включающие преподавание о религиях и убеждениях, достаточно нейтральны и объективны, требуемое присутствие на таких курсах само по себе не нарушает свободы религии или убеждений (хотя в таких обстоятельствах государства могут позволять частичное или полное неприсутствие).
     

Рекомендации

Государствам-участникам ОБСЕ рекомендовано:

  1. Распространить Толедские Руководящие принципы среди учителей, сотрудников школьных администраций, студенческих объединений, родительских организаций, лиц принимающих образовательную политику, а также среди всех сторон, которые могут быть заинтересованы в преподавании религии и убеждений, опираться именно на эти Принципы, когда такое преподавание разрабатывается или внедряется;
  2. Применять при разработке и внедрении данных программ релевантные стандарты и рекомендации международных организаций, включая обязательства ОБСЕ и рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы №1202 (1993) по религиозной толерантности в демократическом сообществе, №1396 (1999) по религии и демократии, и №1720 (2005) по образованию и религии;
  3. Оценить существующие используемые в государственных школах учебные программы, которые касаются преподавания религий и убеждений, с целью определения способствуют ли они уважению к свободе религиозных прав, являются ли они беспристрастными, сбалансированными, инклюзивными, соответствующими возрасту, не предвзятыми и соответствующими профессиональным стандартам;
  4. Дать оценку процессу, который ведет к развитию учебных программ по преподаванию религий и убеждений, чтобы убедиться, что данный процесс является чувствительным к потребностям различных религиозных общин верующих и что все значимые заинтересованные стороны имеют возможность быть услышанными;
  5. Проверить, насколько обучение в существующих педагогических учебных институтах способно обеспечивать необходимую профессиональную подготовку для преподавания религий и убеждений таким образом, чтобы способствовать уважению прав человека и в частности - свободы религии или убеждений;
  6. Определить, в какой степени педагогические учебные институты предоставляют достаточные знания вопросов прав человека, понимание разнообразия религиозных и нерелигиозных взглядов в обществе, глубокое понимание различных методик преподавания (с уделением особого внимания тем, которые основаны на межкультурном подходе) и значительное понимание сути способов, которыми можно преподавать религии и убеждения уважительно, беспристрастно и профессионально;
  7. Содействовать организациям и процессам, которые предоставляют материалы авторам, редакторам, и издателям публикующим тексты и книги, посвященные преподаванию религий и убеждений, так чтоб они могли быть оптимально соответствующими Толедским Руководящим принципам;
  8. Воспользоваться преимуществами экспертизы ОБСЕ / Консультативного совета экспертов БДИПЧ по свободе религий или убеждений, если они разрабатывают либо внедряют программы по преподаванию религий или убеждений или если они создают либо дают оценку педагогическим образовательным институтам или программам.

Ключевые руководящие принципы

На основании заключительных выводов и рекомендаций были определены десять ключевых руководящих принципов, которые представлены вниманию государствам-участникам ОБСЕ для содействия в преподавании религий и убеждений в школах.

Ключевые руководящие принципы

Где бы ни предоставлялось преподавание о религиях и убеждений в государственных школах в государствах-участниках ОБСЕ, во внимание должны приниматься следующие десять принципов:

  1. Преподавание религий и убеждений должно осуществляться законно, точно и на основании гласного образования. Студенты должны узнавать о религиях и верованиях в атмосфере уважения к правам человека, фундаментальным свободам и гражданским ценностям.
  2. Те, кто преподает религии и убеждения, должны иметь приверженность религиозной свободе, которая способствует школьной атмосфере и практикам, воспитывающим защиту прав других лиц, в духе взаимного уважения и взаимопонимания между членами школьного сообщества.
  3. Преподавание религий и убеждений является большой ответственностью школ, но то, каким образом осуществляется это преподавание, не должно подрывать или игнорировать роль семьи и религиозных либо духовных организаций в передаче ценностей последующим поколениям.
  4. Следует направлять усилия на учреждение на различных уровнях консультативных органов, которые примут комплексный подход по привлечению различных заинтересованных сторон к подготовке и реализации образовательной программы, а также к подготовке учителей.
  5. Там, где обязательная программа, включающая преподавание религий и убеждений, не достаточно объективна, должны быть предприняты усилия по её пересмотру, чтобы сделать её более сбалансированной и беспристрастной, но если это не представляется возможным или не может быть выполнено быстро, удволетворительным решением для родителей и учащихся признается право на отказ, при условии, что предпринятые меры по отказу формулируется на чуткой и недискриминационной основе.
  6. Те, кто преподает религию и убеждения, должны иметь адекватное для этого образование. Такие педагоги должны иметь знания, отношение и навыки для преподавания религий и убеждений в справедливой и сбалансированной мере. Учителям необходима не только предметная компетентность, но и педагогические навыки, для того чтобы они могли взаимодействовать с учениками и помогать ученикам взаимодействовать друг с другом чутким и уважительным способом.
  7. При подготовке учебных программ, книг и образовательных материалов для преподавания религий и убеждений должны быть приняты во внимание религиозные и нерелигиозные взгляды в инклюзивной, справедливой и уважительной манере. Следует проявлять осторожность, чтоб избежать неточных или предвзятых материалов, особенно, если это усиливает негативные стереотипы.
  8. Учебные программы должны быть разработаны в соответствии с признанными профессиональными стандартами в целях обеспечения сбалансированного подхода к изучению религий и убеждений. Разработка и внедрение учебных программ должны также включать открытые и честные процедуры, которые предоставят всем заинтересованным сторонам соответствующие возможности для предложения советов и комментариев.
  9. Качество образовательной программы в области преподавания религий и убеждений может эффективно способствовать образовательным целям Толедских Руководящих принципов только в том случае, если педагоги профессионально подготовлены для использования программы и получения непрерывной подготовки для дальнейшего развития своих знаний и компетенций по этому предмета. Любая базовая подготовка педагогов должна быть оформлена и разработана в соответствии с принципами демократии и прав человека, а также должна включать понимание культурного и религиозного разнообразия в обществе.
  10. Образовательные программы, сосредоточенные на преподавании религий и убеждений должны обращать внимание на ключевые исторические и современные развития событий относительно религии и убеждений, а также отражать глобальные и локальные вопросы. Они должны быть чуткими к различным локальным проявлениям религиозного и секулярного плюрализма, присутствующего в школах и сообществах, которые ими обслуживаются. Такая чуткость поможет учесть вопросы учащихся, родителей и других заинтересованных сторон в сфере образования.

OSCE Office for Democratic Institutions and Human Rights (ODIHR). Toledo Guiding Principles on Teaching about Religions and Beliefs in Public Schools (Executive Summary) . - Перевод на русский язык – Иван Кукс, специально для forb.by