Белорусское государство, Римско-Католическая Церковь в Беларуси, Ватикан и польские священники

Аўтар: 
Наталья Василевич

На ежегодном мероприятии - заседании, посвященном итогам работы госорганов по делам религии и национальностей в прошедшем году, состоявшемся 22 января 2015 года - Уполномоченный по этим делам выступил с традиционным упрёком по отношению к кадровой политике Римско-католической церкви в Беларуси, связанным со значительным количеством среди ее клира иностранных граждан, главным образом из соседней Польши. При том, что ежегодно количество таковых неуклонно сокращается, не без участия государства (так в 2012 году их было 146 человек, в 2013 - 135, а в 2014 - ужо только 113).

Во-первых, Леонид Гуляко заявил про то, что действительно есть нехватка священнослужителей, но это обусловлено кадровой политикой руководство Римско-католической церкви:

"Кстати, в Гродненской семинарии обучаются всего лишь 27 человек, а в Пинской - 19. Прием в 2014 году составил 2 и 3 человека соответственно. Складывается впечатление, что руководство Римско-католической церкви не заинтересовано в подготовке своих кадров".

Во-вторых, он объяснил причины того, что государство не заинтересовано в заполнении существующих вакансий иностранными священнослужителями, потому что они занимаются политикой, поэтому и не получают государственного разрешения на осуществление религиозной деятельности:

"Некоторые ксендзы из Польши пробуют заниматься политикой. Им не нравится наша страна, наши законы, руководство. В таких случаях мы не согласовываем продление их пребывания в нашей стране. Мы не против приглашения иностранных священнослужителей. Ни на православных, ни на католических, ни на других храмах не должны висеть замки. Если они востребованы и нужны священнослужители, мы всегда это поддерживаем. Но мы всегда подчеркиваем, что они должны заниматься теми вопросами, для которых их пригласили в страну, ради которых они ехали и подписывали соглашения с религиозными объединениями."

Но не только политическая ангажированность оппозиционного типа составляет суть претензий к римско-католическим священнослужителям иностранцам, но и также 1) невъезд в Беларусь в положенные сроки для прохождения регистрации в органах внутренних дел, 2) пребывание за границей более 340 дней в году, 3) проведение богослужений за границей своих приходов, 4) владение одним из государственных языков не в полном объёме, 4) "пьянство, за рулём в том числе". 

Хотя общее направление критики и сама стилистика, когда государственный чиновник на заседании распекает религиозные организации и их лидеров как своих подчиненных, для Беларуси не нова, но в этот раз, похоже, Леонид Гуляко перестарался. Сначала верующии отреагировали на критику, начав сбор подписей под открытым письмом к руководству государства, отмечая, что ответственный за религиозную сферу чиновник вносит разлад в отношения государства и Католической Церкви, нагнетает межконфессиональную враждебность, посколько голословные заявления чиновника оскорбляют религиозные чувства верующих.

Но 29 января уже само "руководство государства", к которому пытались аппелировать верующие, в лице Президента Лукашенко на пресс-конференции последнего заявило:

"Что касается польских священнослужителей, я не очень доволен службой некоторых польских представителей на нашей земле. Я об этом говорил бывшему Папе Римскому, когда с ним встречался, рассказывал, что они порой занимаются не теми вещами, которыми должны заниматься"

Тогда последовало и официальное Заявление Конференции Католических епископов Беларуси, принятое 30 января на внеочередном пленарном заседании данного руководящего органа РКЦ в Беларуси. В заявлении отмечается, что подобные обвинения являются

"необоснованным оскорблением Католического Костела и разжиганием межнациональной и межконфессиональной вражды".

Кроме этого, по мнению руководства Римо-Католической Церкви, обвинения несостоятельны по существу, поскольку во-первых, с 1989 года количество священников, имеющих гражданство Беларуси, увеличилось с 60 да 360 человек; а во-вторых для того, чтобы молодые верующие выбирали священнический путь недостаточно решения церковного руководство, к данному служению должно быть призвание.

В тот же день, 30 января, кроме заседания ККЕБ, состаялась встреча Министра иностранных дел с представителем в Беларуси государства Ватикан нунцием Клаудио Гуджеротти. По информации пресс-службы МИД, данная встреча прошла по инициативе белорусской стороны, и на ней нунцием были доведены до ведома министра "некоторые озабоченности в связи с возможными интерпретациями недавних выступлений, которые касаются Римско-католической Церкви в Беларуси". Такая формулировка пресс-службы сводит проблему не к "недавним выступлениям", но к их "возможным интерпретациям", перенося ответственность с белорусских чиновников на тех, кто их завяления может превратно (?) интерпретировать.

Настаивая на позиции, продвигаемой белорусским правительством, на обеспечение клира РКЦ в Беларуси национальными священнослужителями, Макей, как дипломат, в отличие от Гуляки, не критиковал большое количество иностранных граждан в рядах католических священников, но "приветствовал наблюдаемое снижение количества иностранцов среди католических священников, а также назначение Папой Римским в конце 2013 года новых епископов белорусского происхождения". Министр проинформировал "о высокой оценке Руководителем белорусского государства деятельности Его Святейшества Папы Франциска", о высокой же оценке "поддержки Святым Престолом религиозного согласия в белорусском общество", оценке позиции и практической деятельности Ватика в отношении Беларуси как "очень конструктивной и сбалансированной", важной роли Католической Церкви в "воспитании патриотизма и поддержки культуры в Беларуси".

Таким образом, анализируя данную конфликтную ситуации можно отметить, что политика белорусского государства в отношении Римско-католической церкви имеет противоречивый характер по линии "государственное управление vs дипломатические отношения". И "польские священники" здесь главным образом попадают в категорию "внутренней политики".

Что касается "государственного управления", то в рамках его к деятельности католической церкви постоянно выставляются претензии и высказывается недовольство, осуществляется давление на нее в отношении кадровой политики (а именно белорусские епархии Римско-католической церкви вынуждены искать священнослужителей иностранцев для заполнения дефицита местных священников), многим священникам, в том числе заведомо владеющим государственным языком, ответственно исполняющих свое служение в Беларуси, никаких "пьяных за рулём" правонарушений не совершающих, безосновательно не продляются или не выдаются разрешения на осуществление религиозной деятельности в Беларуси. Более подробно об этом - в статье "Беларусь: візавы бан-ліст для ксяндзоў", в которой, однако, два аспекта проблемы смешаны.

Относительно же дипломатии - отношений белорусского государства с государством Ватикан, то здесь, при той же политике, риторика другая, риторика "высокой оценки", "конструктивности" и "сбалансированности". Своих внутри страны можно давить и распекать (и этим воздействовать не только непосредственно на них же, но опосредованно - и на Ватикан), с самим же Ватиканом, отношения с которым проходят по внешнеполитическому ведомству и имеют свои внешнеполитические цели, диалог ведется подчеркнуто дружелюбно, поскольку Ватикан находится вне юрисдикции белорусского политического режима.

Вряд ли такой политики "Ватиканские котлеты отдельно" белорусский режим при новом Папе, новом государственном секретаре Ватикана, и относительно новом апостольском нунции в Беларуси сможет придерживаться достаточно долго.

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
5 + 15 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.