Нужно ли Белорусской Церкви самоуправление? (+ИНФОГРАФИКА)

Аўтар: 
Наталья Василевич

В воскресенье 18 января в вечерней программе телеканала "ОНТ" возглавляющий Белорусскую Православную Церковь Митрополит Павел (Пономарев) заявил, что снимает с повестки дня вопрос о предоставлении Белорусскому Экзархату более высокого статуса самоуправляемой Церкви, который сам на Общем собрании епархий Минской митрополии озвучил и предложил внести в Итоговый документ.

В понедельник на открытии своей пресс-конференции он вновь повторил это заявление.

Митрополит Павел, объясняя причину такого шага, выдвинул ряд аргументов (цитаты из двух выступлений).

Во-первых, это непроработанность вопроса о самоуправляемом статусе теми, кто его инициировал, до озвучивания на крупномасштабном публичном мероприятии:

Когда я разговаривал со священниками, я говорю: “Ну вы-то хоть понимаете, в чем дело, да?” Честно сказать, мне никто так и не объяснил, в чем они видят цель. Понимаете, вот на сегодняшнем фоне, вот это выглядит как знаете… у меня такое впечатление, как будто пар выпустили люди, прокричали “ура!”, а потом начинаешь спрашивать “а в чем дело?”, а никто толком объяснить и не может.

...

Замест таго, каб весці дыскусію сярод кампетэнтных людзей, і гэта вынесці на абмеркаванне Сіноду, потым, калі Сінод прыме нейкае пэўнае рашэнне, ў выпадку станоўчага рашэння, можна было выносіць гэта на абмеркаванне Свяцейшага Патрыярха і Свяшчэннага Сіноду. Насамрэч дыскусія выйшла да грамадства неапрацаваная.

Во-вторых, это отсутствие необходимости изменения статуса церкви для осуществления пастырской деятельности Белорусской Православной Церкви, и в целом бессмысленность подобного изменения, поскольку разницы в статусе таких форм как "экзархат" и "самоуправляемая церковь" практически нет.

И я вот сейчас оглядываясь на то, что происходило, и то, что происходит, говорю, что друзья мои, вы знаете, если сейчас изучить Устав наш сегодняшний Белорусского Экзархата, то вы поймете, что всё, что необходимо для спасения души каждого человека, у нас в Экзархате всё есть.

...

Но еще раз хочу сказать: у нас сегодня у Экзархата в Уставе даже больше заложено возможностей, чем у самоуправляемой Церкви. Вот если Вы прочитаете внимательно Устав, у нас даже есть преимущества. Разница там, между самоуправляемой и Экзархатом минимальная, ее может отличить только специалист. Ну будет титул немножко другой, если самоуправляемая. Будут решения Синода Белорусской Церкви окончательными. А что касается избрания епископов - у нас даже больше преимуществ, чем у самоуправляемой Церкви.

Вот это две-три детали.

В-третьих, неудачный выбор момента для озвучивания вопроса, возможно, умышленно спровоцированный извне.

Сегодня, вот знаете, на фоне того, что происходит в Европе и в мире, сегодня вот эта мысль - она звучит несколько тенденциозно. Знаете, у меня сложилось такое впечатление, как будто вот эту идею, с одной стороны, ее специально сегодня подбросили, и она сегодня как никогда невовремя прозвучала, да? 

В-четвертых, предание данного собутия публичной огласке и и его чрезмерный общественный резонанс.

Был один сильно благочестивый человек, который на рабочем совещании включил микрофон» и таким образом вопрос был предан широкой огласке.

[...] сколько шума из-за этого. И вот сегодня весь этот шум создает эффект, знаете вот “разорвавшейся бомбы”. И сегодня я должен совершенно официально сказать, что весь этот ажиотаж или шум, он сегодня, кроме вреда, он ничего, оказывается, не принёс.

В-пятых, наличие по данному вопросу серьёзных разногласий внутри церкви, его непринятия со стороны значительного количества людей.

Я вот слушаю со стороны мнения, ведь сегодня сразу это решение, вернее, даже не решение, пожелание собрания Минской епархии, оно вызвало со стороны огромного количества людей бурю негодования. Были со стороны одобрение и поддержка этого пожелания, но основная масса людей была категорически против. Даже не осознавая, может быть, деталей и тонкостей.

І гэта, натуральна, выклікала цэлы шэраг самых розных неўразуменняў, дыскусій, рознагалоссяў. І як толькі гэта зрабілася здабыткам галоснасці, натуральна, гэта выклікала адназначную пазіцыю, нават, з майго боку. Паколькі, вы самі разумееце, усе рашэнні, якія прымае царква, яны мусяць быць у духе аднадумства, у духе братэрскай любові і згоды, і ўсе рашэнні, якія прымае Сінод, яны служаць і мусяць служыць царкве. А тое, што адбылося, выклікала, як я ўжо сказаў, рознагалоссі, і, канешне, працягваць працу ў гэткай сітуацыі, у гэтым накірунку – цалкам бессэнсоўна.



Царкоўныя пытанні ніколі не вырашаліся на барыкадах, царкоўныя пытанні ніколі не вырашаліся на рынках або нейкіх грамадскіх пляцоўках, царкоўныя пытанні заўсёды былі збалансаванымі. Яны заўсёды былі вельмі сур’ёзнымі і яны заўсёды служылі царкве. У дадзеным выпадку гэтая пазіцыя, прадстаўленая не паслужыла царкве, а наадварот, паслужыла рознагалоссю сярод вернікаў.

Не затрагивая вопроса о состоятельности всех приведенных аргументов в рамках данного комментария (их разбор см. в статье "Единожды солгавшему кто теперь паверит" и записе в блоге "Солгавшему не единожды"), рассмотрим аргумент о том, соответствует ли статус Экзархата реальному положению Белорусской Православной Церкви в составе Русской Православной Церкви и в мировом православии в целом.

1. Белорусская Православная Церковь действует в условиях независимого государства - Республики Беларусь, с почти 9 миллионным населением, которое по результатам социологических исследований в большинстве ассоциирует себя с православием. На 1 января 2014 года из 3280 религиозных общин православные составляли 1615 - ок.50%.

2. Православная Церковь на территории Беларуси имеет более чем тысячелетнюю традицию: первая епархия в Полоцке была основана в 992 г.

3. Белорусская Православная Церковь состоит из 1615 общин, объединенных в 14 епархий, в ней служит 1691 священник и 16 епископов.

4. Между экзархатом и самоуправляемой церковью в Уставе РПЦ есть значительная разница в следующих вопросах:

4.а. Порядке выбора предстоятеля,

4.б. Порядке избрания епископов,

4.в. Порядке утверждения решений Синода (публикация журналов Синода),

4.г. В отсутствии/наличии такого органа как Собор.

Более подробно: см. статью Шрамко А., свящ. Автокефалия, автономия, самоуправление (с инфографикой Дмитрия Шило).

5. Идея о необходимости изменения статуса имеет значительную поддержку в среде духовенства Белорусской Православной Церкви, о чем однозначно свидетельствует реакция на данное предложение на Общем собрании, когда оно дважды сопровождалось овациями.

Митрополит Павел утверждает, что вопрос об изменении статуса БПЦ, он снял с повестки дня, даже определив временные рамки в двадцать пять, а то и пятьдесят лет. Но, во-первых, в истории Церкви двадцать пять лет - довольно значительный период: на протяжении двадцатого века за такое время происходили потрясения: трижды Белорусская Церковь объявлялась ее епископами автокефальной, на протяжении двадцатилетия входила в состав Польской Православной Церкви, некоторое время - 1937-1939 гг. в ней не действовало ниодного храма, все епископы и абсолютное большинство священников были репрессированы, один раз ее епископы в полном составе переходили в юрисдикцию Русской Православной Церкви за границей; создавались белорусские приходы в составе Константинопольского Патриархата; ок. 25 лет назад изменился статус БПЦ от рядовой епархии да Экзархата. 

Во-вторых, не Митрополит Павел такой вопрос инициировал - он всего лишь озвучил те настроения, которые уже имели место в Белорусской Церкви. И снять закрыть такой вопрос он не может, теперь любые попытки снять его с повестки дня только будут радикализировать эти настроения.

Инфографика: Дмитрий Шило

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
11 + 8 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.