Правовые условия реализации права на свободу вероисповедания в Беларуси: анализ отдельных норм национального законодательства в соотношении с международными стандартами

Аўтар: 
Шавцова Дина

Свобода религии или вероисповедания: содержание права и источники формирования международных стандартов (обзор)

Свобода религии или вероисповедания (далее будем использовать термин «свобода вероисповедания») является важнейшим, фундаментальным правом человека. Данное право относится к категории личных прав и свобод, неотчуждаемо и не может быть ограничено даже в условиях чрезвычайного или военного положения.

Cодержание данного права раскрывается в ряде международных документов.

ООН признала важность права на свободу вероисповедания во Всеобщей Декларации прав человека, статья 18 которой гласит: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения».

В 1966 году был принят Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 18 которого гарантирует:

1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении.

2. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

3. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

4. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

Данное право закреплено и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 9) и в Декларации ООН о ликвидации всех форм нетерпимости на основе религии и убеждений.

Международные стандарты свободы вероисповедания, вытекающие из норм перечисленных договоров, конкретизируются в ряде источников, к которым относятся сообщения Комитета по правам человека ООН и решения Европейского суда по правам человека по соответствующим делам, акты международных конференций (Итоговый документ Венской встречи государств-участников ОБСЕ, 1989 «Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе»), документы принятые специальными международными органами и содержащие толкование норм международных договоров (Замечания общего порядка № 22, приняты Комитетом ООН по правам человека, сорок восьмая сессия, 1993 г.) и рекомендации по их применению (Рекомендации по анализу законодательства о религии и вероисповедании, утверждено Венецианской Комиссией 18.06.2004, одобрено Парламентской Ассамблеей ОБСЕ 5.07.2004. ОБСЕ/БДИПЧ 2004; Свобода религии или убеждений: законы, влияющие на структуризацию религиозных общин. Обзорная конференция ОБСЕ, сентябрь 1999, справочный документ БДИПЧ 1999/4).

Также особо следует отметить, что стандарты данной свободы формируются и нормами законодательства о свободе объединения, о свободе выражения мнения и о правах родителей.

 

Законодательство Республики Беларусь о свободе вероисповедания

Говоря о национальном законодательстве, в первую очередь следует отметить, что свобода вероисповедания гарантирована статьей 31 Конституции Республики Беларусь, которая отчасти воспроизводит содержание статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах: «Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религии или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом».

Основы взаимоотношений государства и религиозных организаций закреплены в статье 16 Конституции: «Религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности».

Отдельно следует сказать о Международном пакте о гражданских и политических правах как части национального законодательства. Данный пакт является международным договором Организации Объединенных Наций, который был ратифицирован Республикой Беларусь в 1973 году и, соответственно, носит обязательный для государства характер.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона «О международных договорах Республики Беларусь» «Нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта […]».

Право на свободу религии и связанные с ним правоотношения регулирует Закон «О свободе совести и религиозных организациях», принятый в 1992 г. и действующий в редакции 2002 г. с последующими изменениями и дополнениями. Наряду с данным Законом действуют подзаконные нормативные акты, в частности, Положение об Уполномоченном по делам религий и национальностей, Положение о порядке приглашения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республику Беларусь в целях занятия религиозной деятельностью, Положение об Экспертном совете при Уполномоченном по делам религий и национальностей и порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы, Положение о порядке, условиях содержания и формах взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся и другие.

В Законе «О свободе совести и религиозных организациях» право на свободу вероисповедания закреплено в статье 5 следующих образом: «Каждый имеет право свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться какому-либо принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций. Родители или лица, их заменяющие, по взаимному согласию вправе воспитывать своих детей в соответствии со своим собственным отношением к религии. Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям угрожает непосредственно жизни или здоровью ребенка, нарушает его законные права».

Нельзя не отметить, что первоначальная редакция Закона «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», действовавшая с 1992 по 2002 год, при определении права на свободу вероисповедания практически в полном объеме воспроизводила статью 18 Пакта, включая описание допустимых ограничений права. В целом, данный закон в первоначальной виде в большей степени содействовал свободе вероисповедания, чем ныне действующий.

 

Анализ отдельных положений законодательства на предмет соответствия международным стандартам

Отдельные нормы действующих в Республике Беларусь законодательных актов при их применении вместо гарантий свободы вероисповедания приводят к ее ограничению, в частности, при совместном исповедании религии.

Остановимся на одном общеизвестном в Беларуси примере: группа граждан, приверженцев одной религии, регулярно собираются вместе с целью совершения богослужений, обрядов, иных религиозных действий, изучения религиозного вероучения и религиозного просвещения. Какие требования закона данные граждане должны выполнить, чтобы их действия оценивались как «правомерные»?

По смыслу Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» добровольное объединение граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, признается религиозной организацией (в данном случае, религиозной общиной). В соответствии со статьей 16 Закона религиозная организация подлежит обязательной государственной регистрации. Для регистрации религиозной общины необходима инициатива не менее двадцати граждан Республики Беларусь. При этом описанная деятельность граждан без соответствующей государственной регистрации религиозной общины может повлечь уголовную ответственность, предусмотренную статьей 193-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

В течение последних лет известны случаи применения данной статьи Уголовного кодекса. В частности, за организацию и участие в деятельности религиозной организации без государственной регистрации в 2012 году в городе Мозыре прокурор вынес официальное предупреждение троим гражданам, участвовавшим в создании протестантской общины. Предупреждение было обжаловано в вышестоящую прокуратуру и в суд, но в результате признано законным. В текущем 2013 году в отношении Алексея Щедрова, католического верующего, было возбуждено уголовное дело. Данное дело было прекращено. Известны и другие случаи вынесения официальных предупреждений гражданам за участие или организацию деятельности незарегистрированных религиозных организаций.

Посмотрим на данную ситуацию с точки зрения как международных стандартов свободы вероисповедания, так и Конституции Республики Беларусь.

Пункт 3 статьи 18 МПГПП предусматривает, что «свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных свобод других лиц». В Замечаниях общего порядка № 22 Комитета по правам человека также указано, что «ограничения могут устанавливаться лишь для тех целей, для которых они предназначены, и должны быть прямо связаны с конкретной целью, достижение которой ими преследуется, и быть ей соразмерны». В соответствии со статьей 23 Конституции ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Не вызывает сомнения, что существование угрозы уголовной ответственности за деятельность религиозной общины без регистрации, является ограничением права. Как уже упоминалось ранее, предыдущая (до 2002 года) редакция Закона не содержала подобного ограничительного требования.

Как отмечают некоторые эксперты, «Вряд ли существует какая-либо острая социальная необходимость, которая «делала бы запрещение защищенной религиозной деятельности «пропорциональной» реакцией. Более того, тяжело согласиться, что регистрация небольших неформальных групп является «необходимой в демократическом обществе»[1].

Обязательная государственная регистрация никоим образом не выполняет функции охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, основных прав и свобод других лиц. Такая охрана обеспечивается при помощи норм уголовного, административного, гражданского законодательства. Тем более, несоразмерно установление уголовной ответственности за деятельность религиозной общины без регистрации.

В Рекомендациях по анализу законодательства о религии или вероисповедании[2] указано: «Регистрация религиозных организаций сама по себе не должна быть обязательной, хотя требование от организации регистрации для приобретения ею правосубъектности и подобных правомочий (льгот) является возможным. Частным лицам и группам лиц должно предоставляться право исповедовать свою религию без регистрации, если они этого хотят[…]»

В Заключении Венецианской комиссии «О соответствии универсальным стандартами прав человека статьи 193-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь» (№ 633/2011 от 18 октября 2011 г.) разъясняется, что наличие статьи 193.1, которая вводит уголовную ответственность индивида за участие в незарегистрированных объединениях, является одной из форм принуждения, несовместимым с добровольным характером этого права (п.69). Венецианская комиссия считает, что национальное законодательство может потребовать какую-либо регистрацию объединений, а также, что отказ в регистрации может иметь определенные последствия для правового статуса и правоспособности таких ассоциаций (п.75). Тем не менее, Венецианская комиссия напоминает, что такое правовое требование не может быть необходимым условием для существования ассоциации, поскольку это позволило бы местным органам контролировать саму сущность осуществления права на свободу ассоциаций (п.76).

Таким образом, само существование в национальном законодательстве нормы, предусматривающей уголовную ответственность за деятельность незарегистрированного объединения, противоречит Пакту.

Такая ситуация несовместима с обязательствами Республики Беларусь по Пакту, согласно статье 2 которого государство обязуется предпринять все меры, необходимые для осуществления всех прав, признаваемых в Пакте. Согласно статье 3 Закона Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» «исполнение международных договоров Республики Беларусь осуществляются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, общепризнанными принципами международного права, Венской конвенцией о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, другими международными договорами Республики Беларусь, настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь».

Статья 26 Венской конвенции о праве международных договоров (вступила в силу для Республики Беларусь 31.05.1986 г.) устанавливает: «Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться» (рacta sunt servanda). Эта норма, в силу ее универсальности, императивности и последовательного применении государствами, имеет статус общепризнанного принципа международного права. Указанный принцип закреплен в Уставе ООН, преамбула которого подчеркивает решимость членов ООН создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права.

Конституция Республики Беларусь в статье 8 признает приоритет общепризнанных принципов международного права, что означает их более высокую юридическую силу по отношению к законодательству государства.

Часть 1 статьи 33 Закона Республики Беларусь «О международных договорах» также закрепляет принцип добросовестного исполнения международных договоров. В соответствии со статьей 27 Венской конвенции о праве международных договоров, участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора. Следовательно, если какая-либо норма внутреннего законодательства, в данном случае статья 193-1 УК Республики Беларусь, является препятствием к добросовестному исполнению международного договора, в данном случае – Пакта, то она не соответствует статье 8 Конституции и не должна применяться.

 

 

 

 



[1] Свобода религии или убеждений: законы, влияющие на структуризацию религиозных общин. Обзорная конференция ОБСЕ сентябрь 1999. Справочный документ БДИПЧ 1999/4

[2] утв. Венецианской комиссией на 59-ом Пленарном заседании 18-19 июня 2004 года, одобрено Парламентской Ассамблеей ОБСЕ на ежегодном заседании 5-9 июля 2004 г

 

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
10 + 8 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.