БЕЛАРУСЬ: «Я хочу прочитать последние молитвы над телом моего сына»

Аўтар: 
Ольга Глейс

Тамара Селюн, мать казненного заключенного Павла Селюна, добивается получения его тела.  «Я хочу прочитать последние молитвы над телом моего сына и похоронить его как христианина, - заявила она в разговоре со службой Форума 18. - Но мне сказали, что тело не может быть отдано». Служба Форума 18 видела письмо, в котором глава СИЗО №1 полковник Викентий Варикаш указывал ей: «Тела для погребения не передаются, и место захоронения не сообщается». И Тамара Селюн, и Любовь Ковалева, которая также пытается вернуть тело своего казненного сына еще с 2012 года, в разное время утверждали службе Форума 18, что они не собираются сдаваться. Тем временем, власти отклонили прошения на разрешение служить в Беларуси двум иностранным католическим священникам. Один был приходским ксендзом в Могилеве на протяжении семи лет. На вопрос что должны делать прихожане теперь, после того как государство лишило их приход пастыреслужителя, официальный представитель отдела по делам религий Владимир Мартыновский ответил: «Они должны молиться Богу». КГБ, похоже, приостановило уголовное дело против католического священника о. Владислава Лазаря.

Спустя восемь недель после казни Павла Селюна в середине апреля, его мать Тамара Селюн не прекращает требовать возврата его тела или хотя бы информации о месте, где его тело было захоронено. «Я хочу прочитать последние молитвы над телом моего сына и похоронить его как Христианина», - заявила она службе Форума 18. «Но мне сказали, что тело не может быть отдано». В Беларуси у родственников казненных заключенных за плечами долгая и тщетная компания борьбы на получение тел для погребения или хотя бы информации о месте их захоронений. О времени осуществления казни родственникам не сообщается ни до, ни после ее.

Тем временем, власти отклонили прошения Католической Церкви о разрешении двум священникам служить в Беларуси. Один был приходским ксендзом в Могилеве на протяжении семи лет (см. ниже).

Секретная служба КГБ, похоже, приостановила уголовное дело против католического священника о. Владислава Лазаря, который содержался на протяжении шести месяцев 2013 года в тюрьме КГБ по обвинению в шпионаже (см. ниже).


«Тела для захоронения не выдаются, о месте захоронения не сообщается»


24-х летний Павел Селюн был казнён 18 апреля, вероятно вместе с другим заключенным-смертником: 45-летним Григорием Язепчуком. Оба они были приговорены к смертной казни за убийство и оба содержались в следственном изоляторе № 1 в столице Беларуси Минске. Беларусь остается единственной страной в Европе, в которой до сих пор применяется смертная казнь.

Тамара Селюн первая узнала о том, что ее сын был казнен; в то время когда адвокат пытался посетить Павла Селюна в тюрьме, ему сообщили что он «ушёл». Позже Тамара обращалась за телом в Минский следственный изолятор № 1. Однако в ответе от 22 мая глава следственного изолятора полковник Викентий Варикаш сообщил, что в соответствии со статьей 175, части 5 Уголовно-исполнительного кодекса: «тело для захоронения не выдается, о месте захоронения не сообщается». Варикаш использовал стандартную формулировку касательно казненных заключенных.

В Беларуси для людей очень важно совершить все традиционные погребальные обряды и иметь возможность посещать могилу, - рассказал Форуму 18 Андрей Палуда, координатор компании защитников прав человека против смертной казни в Беларуси.

От лица Тамары Селюн, Палуда направил письма в Департамент исполнения наказаний МВД, который занимается захоронением тел после казней, прокурору и в Верховный суд, который рассматривал апелляцию Павла Селюна. В ответ Департамент исполнения наказаний рекомендовал обращаться в Верховный суд. «Я не могу поверить, что мой сын мертв и это невыносимо - оставаться в таком подвешенном состоянии», -  пожаловалась Тамара Селюн службе Форума 18.

Предыдущее отказы

Владислав Ковалев был казнен в марте 2012, после приговора к смертной казни по предполагаемой причастности к взрыву в Минском метро в апреле 2011. Он, его семья и правозащитники отвергли обвинения. После приведения приговора в исполнение, его мать, Любовь Ковалева пыталась получить тело своего сына для Христианского погребения, тогда она говорила Форуму 18: «важно предоставить Владиславу, так же как и другим людям – Христианское погребение».  (см. новости Форума 18 от 15 мая 2012, по-англ.).
4 июня 2014 Любовь Ковалева из Витебска посетовала службе Форума 18 на то что, несмотря на старания всей семьи, тело её сына так и не было выдано для погребения, также семье не сообщили и о месте его захоронения.

В октябре 2012 Комитет по правам человека ООН в ответ на жалобу ее и ее семьи заключил, что отказ государства на передачу тел казненных заключенных и отказ сообщать место захоронения «имеют эффект запугивания или наказания семьи через преднамеренное оставление семьи в состоянии неопределенности и психического расстройства». Рассматривая этот прецедент как сопоставимый с бесчеловечным обращением в нарушение международной Конвенции по гражданским и политическим правам (статья 7 – свобода от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания), Комитет не рассматривал жалобу женщины о том, что статья 18 о свободе религий или верований также была нарушена (Communication No. 2120/2011). (см. обозрение Форума 18 религиозной свободы в Беларуси, по-англ.).
7 мая 2012 Любовь Ковалева подала запрос на объяснение необходимости практики невыдачи тела семье и не сообщения места захоронения в обе Палаты Парламента, в Департамент исполнения наказаний МВД, в Верховный суд, Генеральному прокурору и Президенту. Зачем эти предписания должны быть в законодательстве - на это не смогла представить внушительного обоснования ни один из данных органов.

Отказано в посещениях священниками

Палуда заметил, что многие заключенные-смертники, ожидая казни, принимают религиозные верования. Он отметил, что отношение Селюна к религии резко изменилось от оккультизма к протестантизму. Он также подтвердил Форуму 18, что между Селюном и протестантским центром изучения Библии осуществлялась долгая и регулярная корреспонденция. «Он даже получил сертификат знатока Библии», - рассказал Палуда.

Палуда также заметил, что православным священникам легче посещать заключенных в Минском следственном изоляторе № 1. Он отметил, что иногда исключения делаются для католических священников, но никогда для протестантских пасторов.

В разговоре с Форумом 18, который состоялся 6 июня, дежурный служащий следственного изолятора №1, который не назвал своего имени, отказался комментировать затруднения касательно посещений заключенных священниками.

Эдуард Лыков, человек неопределенного происхождения, был приговорен к смертной казни 26 ноября 2013. Он содержится в Минском следственном изоляторе № 1. В этой тюрьме он принял католичество и даже изменил свое имя. Палуда рассказал Форуму 18, что только после огромных усилий Лыкову разрешили увидеться с католическим священником и только один раз. Палуда направил апелляцию Лыкова в ООН.
Форум 18 отмечает что заключенные, приговоренные к смертной казни содержатся в том же Минском следственном изоляторе № 1, где содержатся заключенные ожидающие судебного разбирательства. И тем и другим администрация тюрьмы одинаково отказывает в посещении священников, - для этого надо получить разрешение от следователя или суда. (см. новости Форума 18 от 4 июля 2011, по-англ.).

В нарушение как белорусского, так и международного права, узникам совести, чья оппозиционная политическая деятельность является частью их христианской веры, во время их заключения запрещаются посещения священников, богослужения и религиозная литература. Обычным заключенным аналогично может быть отказано в свободе религий или верований (см. обозрение Форума 18 религиозной свободы в Беларуси, по-англ.).

Нет исповеди перед казнью

Кроме Селюна, Язепчука и Лыкова известен как минимум еще один человек в Беларуси, который был приговорен к смертной казни в 2013.

Заключенным-смертникам не сообщается о времени их казни вплоть до последней минуты. По этой причине они не имеют возможности встретиться со священником для последней исповеди и причастия, если они этого захотят (см. новости Форума 18 от 20 октября 2010, по-англ.).

Тамара Селюн пожаловалась Форуму 18, что для неё неожиданное известие о казни её сына 18 апреля оказалось плевком, прямо в канун праздника Пасхи. Она была записана на посещение сына в тюрьме на 24 апреля.

Дальнейшие усилия

И Любовь Ковалева, и Тамара Селюн в разное время утверждали службе Форума 18, что они не собираются сдаваться и будут продолжать обращаться к властям, чтоб узнать места захоронений и получить разрешение на перезахоронение тел своих сыновей. Матери сказали, что будут делать все возможное, чтоб избежать подобных ситуаций в будущем.

«Среди такой секретности и недостатка информации есть много слухов о том, где они могли быть захоронены, если они вообще захоронены. Я убеждена, что у наших детей даже нет могилы,  - сетует Форуму 18 Любовь Ковалева. Если бы мне вернули тело моего сына, я бы привезла его домой для погребения».

Защитник прав человека Роман Кисляк, который давно участвует в компании по отмене смертной казни, выразил надежду, что в дальнейшей перспективе ожидаются некоторые поправки в Уголовно-исполнительный кодекс касательно передачи тел родственникам, также ожидается пятилетняя отсрочка исполнения смертной казни, чтоб дать возможность заключенному-смертнику направить жалобу в Комитет ООН по правам человека. «Пока что наша инициатива отклонялась, но мы не сдаёмся,» - заверил он из Бреста службу Форума 18.

Двум католическим священникам отказано в разрешении на служение

О том, что двум польским католическим священникам было отказано в разрешении проводить религиозную деятельность в Беларуси, сообщил архиепископ Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич на предпасхальной пресс-конференции 15 Апреля. Один из них - о. Роман Шульц, священника Доминиканского ордена который служил в храме св. Казимира и Ядвиги в Могилеве на протяжении семи лет, другой священник из ордена Францисканцев, чьё имя не было названо, собирался служить в Ивенце, Минской области.

Спикер Конференции Католических Епископов Беларуси, о. Юрий Санько сказал, что власти не предоставили оснований для этих отклонений.

Он объяснил Форуму 18, что кроме выдачи визы, что является прерогативой Министерства внутренних дел, иностранные религиозные работники должны получить разрешение на ведение религиозной деятельности от Уполномоченного по делам религий и национальностей из Минска. Такое разрешение дается на основании приглашения от зарегистрированного религиозного объединения.

На вопрос службы Форума 18, заданный 10 июня, почему были отклонены прошения Католической Церкви для служения двух священников в Беларуси, глава отдела религий аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей Елена Радченко абсолютно отказалась давать какие-либо комментарии. Она заявила, что любые комментарии будут «неправильно интерпретированы» и отослала все вопросы к своему начальству: Леониду Гуляке и Владимиру Ламеко. Она также сказала, что они оба доступны и находятся в офисе, однако в тот же день секретарь ответил Форуму 18, что они оба отсутствуют.

«Они должны молиться Богу»

Владимир Мартыновский, глава отдела по делам религий и национальностей Могилевской области, заверил, что решение не продлевать о. Шульцу разрешение на осуществление религиозной работы не принималось на местном уровне. 12 июня на вопрос Форума 18, кто виноват в том, что прихожане костела св. Казимира и Ядвиги теряют своего пастыря после семи лет служения, он ответил: «Гуляко не виноват – он принял решение». Мартыновский отметил, что пять других граждан Польши имеют разрешения на ведение религиозной работы в Могилевской области.

На вопрос, что прихожане должны делать сейчас, когда государство лишило их своего пастыря, Мартыновский ответил: «Они должны молиться Богу. Они должны обратиться к своему руководству. Это никак не связано с властями», после этого он положил трубку.
Когда служба Форума 18 пыталась дозвониться в отдел по делам религий и национальностей Минской области 10 и 11 июня, телефоны все время не отвечали.

В соответствии с Положением о порядке приглашения иностранных граждан для ведения религиозной деятельности в Беларуси, утвержденным Советом Министров 30 января 2008 (и с внесенными поправками в июле 2010), Уполномоченный по делам религий и национальностей определяет период действия разрешения, имеет право укоротить его, а также не обязан сообщать причины отказа.

О. Санько подтвердил что о. Шульц может оставаться в Беларуси до тех пор, пока не истечет срок действия его визы. «Виза о. Шульца не будет продлена и он будет вынужден вернуться назад в Польшу, - сообщил он Форуму 18. Что касается другого священника, он даже не приехал в Беларусь». Он указал на то, что епархия уже ищет замену, однако отказался обсуждать неудобства, вызванные такими отклонениями, создаваемые для прихожан какой бы то ни было местности.

Служба Форума 18 не смогла найти о. Шульца для комментариев. Однако 5 июня член прихода св. Казимира и Ядвиги, который предпочел остаться анонимным, сообщил Форуму 18, что власти продлили о. Шульцу разрешение на проведение религиозной деятельности на 10 дней, чтобы предоставить возможность совершить богослужение на Пасхальное Воскресение, 20 апреля. Хотя о. Шульц все еще находится в Беларуси, власти больше не разрешают ему совершать религиозные обряды.

Будничные богослужения в его церкви должны были прекратиться, и службы совершались другим священником лишь по Воскресениям. Член прихода в разговоре Форумом 18 отметил, что в Могилеве есть два других католических храма и прихожанам рекомендовали ходить туда. «Для настоящих верующих личность священника не должна быть важной, поскольку они пришли в храм к Богу».

Власти уже давно выражали пожелание уменьшить количество иностранцев осуществляющих религиозную деятельность в Беларуси. Так в 2009 г. было отказано в государственном  разрешении на продолжение религиозной деятельности в Беларуси о. Яну Боньковскому, который был со своим приходом на протяжении 20 лет (см. обозрение Форума 18 религиозной свободы в Беларуси, по-англ.).

В своем отчете за 2013 год, кабинет Уполномоченного по делам религий и национальностей гордо отметил, что Католической Церкви удалось уменьшить количество иностранных священников. На просьбу Форума 18 прокомментировать это утверждение, о. Санько ответил, что благодаря тому факту, что в Беларуси действуют две семинарии, количество белорусских священников увеличилось и необходимость иностранных священников, включая польских, уменьшилась.

«Шпионское» дело прекращено?

Сопредседатель партии Белорусской христианской демократии Павел Северинец 11 июня сообщил Форуму 18, что секретная служба КГБ прекратила уголовное преследование по обвинению в шпионаже в отношении священника о. Владислава Лазаря из-за отсутствия доказательств. Он также выразил сомнения в том, что об отмене этого дела будет заявлено официально, утверждая, что оно будет замалчиваться «как провал КГБ». Он добавил, что государство не принесло извинений о. Лазарю.

11 и 12 июня службе Форума 18 не удалось найти никого в КГБ  Минска, чтобы выяснить, было ли следствие в отношении о. Лазаря действительно прекращено. В январе представитель КГБ Артур Стрех утверждал Форуму 18, что следствие в отношении о. Лазаря продолжается и что он «будет предан суду» (см. новости Форума 18 от 13 января 2014, по-англ.).

«Кто несёт ответственность за арест невиновного человека без сообщения об этом его семье и за очернение его доброго имени? - спрашивает Северинец. - Так называемое «уголовное дело» развалилось, не дойдя до суда». Он убежден, что уголовное дело в отношении о. Лазаря было попыткой запугивания Католической Церкви.

31 мая 2013 г. КГБ арестовало о. Лазаря, священника прихода Сошествия Святого Духа в Борисове Минской области, по обвинению в шпионаже. Перед тем, как отправить его под домашний арест, они удерживали его на протяжении шести месяцев в следственном изоляторе КГБ в Минске. (конец)

Для ознакомления с комментариями Антония Бокуна, пастора минской церкви пятидесятнков, на тему борьбы белорусских граждан за возвращение их историю как земля религиозной свободы , см. Форум 18 от 22 мая 2008: по-англ.
Для получения более подробной информации смотрите исследование Форума 18 о религиозной свободе в Беларуси: по-англ.

Полные отчеты о свободе мысли, совести и убеждений в Беларуси: по-англ.

Компиляция Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) о свободе религии или убеждений: по-англ., по-русски.



Карта Беларуси в версия для печати.

Пресс служба Форума 18. - BELARUS: "I want to read the last rites over my son's body", 12 июня 2014. - Перевод на русский язык – Иван Кукс, специально для forb.by

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
10 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.