Закон об альтернативной службе: совесть или вероисповедание?

Аўтар: 
Павел Лещинский

10 ноября 2014 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь был принят в первом чтении проект закона «Об альтернативной службе» (далее – «Законопроект»). Необходимость незамедлительного принятия закона об альтернативной службе или внесение необходимых изменений и дополнений в Закон «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» с целью определения механизма реализации права на альтернативную службу была отмечена в Решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 26 мая 2000 года № Р-98/2000 «О некоторых вопросах реализации статьи 57 Конституции Республики Беларусь». Однако, разработка и принятие данного Законопроекта была включена лишь в п. 3 плана подготовки законопроектов на 2013 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 03 января 2013 года № 1. Следует отметить, что принятие Закона «Об альтернативной службе» будет, несомненно, способствовать реализации конституционных  положений, закреплённых в части второй статьи 57 Конституции Республики Беларусь, которая предусматривает, что основания и условия замены воинской службы альтернативной определяются  соответствующим законом.

Законы об альтернативной службе имеют место в законодательстве многих зарубежных стран, а также стран бывшего СССР (Российская Федерация, Украина, Грузия, Эстония, Литовская Республика, Республика Узбекистан, Республика Кыргызстан и др.). Также ещё 16 октября 1999 года в г.Санкт-Петербурге Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств № 14-11 был принят модельный закон «Об альтернативной (вневойсковой) службе».

В соответствии со статьей 3 Законопроекта на альтернативную службу могут направляться граждане, для которых несение воинской службы противоречит их «религиозным убеждениям в той мере, в которой становится невозможным прохождение воинской службы». Таким образом, законодатель увязал возможность несения альтернативной службы с наличием исключительно религиозных взглядов граждан. Такая позиция не соответствует нормам международного права, в том числе документам международных организаций, членом которых является также и Республика Беларусь. Так, например, в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, на который в своём Решении от 26 мая 2000 года № Р-98/2000 ссылается Конституционный Суд Республики Беларусь, указывается, что Комиссия по правам человека ООН признала «право каждого отказываться от военной службы по убеждениям совести». В связи с этим можно отметить, что принятый в первом чтении Законопроект позволяет реализовать гражданам своё право на свободу вероисповедания, но ограничивает их в реализации права на свободу совести, которое также, как и право на свободу вероисповедания, закреплено в Конституции Республики Беларусь. При этом часть 2 статьи 57 Конституции Республики Беларусь не ставит возможность реализации гражданами своего права на несение альтернативной службы в зависимость только от их религиозных убеждений.

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
2 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.