Международная научная конференция «Религия и образование в светских обществах: опыт, проблемы, перспективы» состоялась в Минске 27-28 мая 2014 г.

Конференция была организована Институтом философии Национальной академии наук Беларуси по инициативе и при участии Консультативного межконфессионального совета при Уполномоченном по делам религий и национальностей. На конференции состоялась дискуссия по вопросам методологических подходов к формированию перспективных стратегий и технологий образования и воспитания; религиозных и научных компонентов образования, их роли в формировании мировоззрения человека; теоретических основ религиозной педагогики и эффективных практик религиозного образования в различных странах; практики преподавания религии в светских учреждениях образования.

Данное мероприятие стало первым примером организации межконфессионального взаимодействия в рамках конкретного мероприятия, а также широкого диалога представителей религиозных организаций с научным сообществом. В работе конференции приняли участие представители 9 религиозных объединений республики, а также РКЦ и Белорусской греко-католической церкви, а также Уполномоченный по делам религий и национальностей, Министр культуры РБ, руководство НАН Беларуси, представители академической и вузовской науки Республики Беларусь и зарубежных стран (Россия, Украина, Казахстан, Азербайджан, Польша, Хорватия) – философы, социологи, религиоведы, ученые-богословы различных религиозных традиций, руководители и специалисты религиозных воскресных школ, высших духовных учебных заведений. В насыщенную программу конференции было включено свыше 100 пленарных и секционных докладов, а также выступлений в дискуссиях и круглых столах.

Основная дискуссия развернулась вокруг целесообразности преподавания курса о религии (религиях) в светских учреждениях образования. Большинство светских ученых высказались в пользу тезиса о том, что образовательные инициативы религиозных организаций необходимо рассматривать в соответствии с правовым полем Беларуси, международных стандартов обеспечения прав несовершеннолетних в области свободы совести и вероисповедания, а также в контексте необходимых критериев для соответствующих уровней обучения.

Наиболее часто светские религиоведы (Н.Кутузова, С.Карасева, В.Старостенко) цитировали международные документы: «Белый доклад по межкультурному диалогу» Совета Европы (White Paper on Intercultural Dialogue, Council of Europe 2008) и «Толедские руководящие принципы преподавания знаний о религиях и убеждениях в светских школах» ОБСЕ (Toledo Guiding Principles on Teaching about Religions and Beliefs in Public Schools OSCE 2007). Оба документа подчеркивают важность диалога между представителями разных верований и мировоззрений в контексте межкультурного преподавания и обучения.
Большой интерес на конференции вызвала также дискуссия о семейном воспитании и взаимодействии религиозных и светских ценностей, представители религиозных объединений поделились опытом методической работы для популяризации ценностей семьи, противодействию вредным привычкам и пр. В рамках конференции состоялась выставка религиозной учебно-методической и популярной литературы. Конференция способствовала созданию условий для более тесного сотрудничества религиозных организаций республики и академического научного сообщества, ученых и богословов по созданию эффективных научно обоснованных методик духовно-нравственного воспитания на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей.

С целью изучения общественного мнения относительно возможной перспективы включения курса о религии в школьную программу, центр религиоведческих исследований факультета философии и социальных наук БГУ инициировал в 2011 г. комплексное изучение вопроса на основе сочетания количественных и качественных методов социологии. В 2011–2013 гг. были проведены опросы старшеклассников и родителей школьников (2011, анкетный опрос), а также педагогов и руководителей школ (2012–2013, фокусированное интервью, анкетный опрос) г. Минска.

Доклады С.Карасевой и Е.Шкуровой были посвящены изучению общественного мнения, а также анализу практики школьных инициатив по включению знаний о религии в учебный процесс.  докладах было  показано, что вопрос о разработке и введении подобного курса в школьную программу в настоящее время актуален. Такое включение возможно без нарушения конституционного принципа светскости государственной системы образования – через разработку именно светского курса о религии / религиях. Для этого необходимо строгое теоретическое и юридическое различение религиозного (вероучительного) и светского (религиоведческого) подходов к преподаванию знаний о религии. Устойчивая культура такого различения еще не сформировалась в белорусском обществе, причем не только на уровне массового сознания, но и в среде специалистов-гуманитариев, а также в среде государственных служащих системы образования. В частности по этой причине сложилась некоторая напряженность между правомерной, но жесткой государственной установкой на исключение знаний о религии из школьной программы (в силу их понимания как только религиозных) и общественной потребностью в таких знаниях. Между тем, осознание и разъяснение различия между религиозным и светским подходами к преподаванию знаний о религии могло бы создать условия для рассмотрения вопроса о законном включении общественно необходимых сведений о религии в школьное обучение. Религиозное образование представляет собой форму религиозной деятельности, состоящую в передаче истин традиции детям последователей или вновь обращенным людям. Это – вероучительное образование (обучение основам веры, приобщение к религиозному смыслу и образу жизни данной религии), которое осуществляется внутри традиции старшими поколениями последователей в отношении младших и / или религиозными специалистами (священнослужителями, религиозными просветителями, др.) в отношении всех последователей и внешнего мира. Анализ результатов проведенных исследований позволил сформировать ряд предложений и рекомендаций относительно перспектив, оптимального формата и условий возможного включения курса о религии / религиях в школьную программу

В рамках дискуссионных заседаний конференции представители религиозных организаций поднимали вопрос о необходимости более глубокой проработки правового статуса высших духовных учебных заведений, в том числе уравнения студентов в правах со студентами светских ВУЗов (отсрочка от военной службы и пр.). Данная тема звучала в докладе С.Поднюка – ректора Теологического института Объединенной Церкви Христиан веры евангельской.
В докладе ксендза А.Зноско были проанализировано правовое положение  высших духовных семинарий Римско-католической церкви в Республике Беларусь. В частности было отмечено, что по своей организационно-правовой форме высшие духовные семинарии являются религиозными организациями.

Большой интерес на конференции вызвала также дискуссия о семейном воспитании и взаимодействии религиозных и светских ценностей, представители религиозных объединений поделились опытом методической работы для популяризации ценностей семьи, противодействию вредным привычкам и пр. В рамках конференции состоялась выставка религиозной учебно-методической и популярной литературы. Стенды с учебной литературой и  разнообразными буклетами религиозных объединений, которые призваны формировать здоровое и социально позитивное поколение, особенно привлекли внимание светских ученых-методологов, состоялась дискуссия на тему перспектив межконфессионального и конфессионально-общественного взаимодействия в данной сфере.
В целом конференция способствовала созданию условий для более тесного сотрудничества религиозных организаций республики и академического научного сообщества, ученых и богословов по созданию эффективных научно обоснованных методик духовно-нравственного воспитания на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей.
 

Дапісаць новы камэнтар

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
6 + 5 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.