БЕЛАРУСЬ: От долгожданного закона об альтернативной службе отказались?

Аўтар: 
Ольга Глейс

Почти 20 лет после закрепления в Конституции Республики Беларусь 1994 года права на альтернативную военную службу для молодых людей, Закон “Об альтернативной службе” был разработан и направлен в парламент. В законопроекте предусматривалась возможность отказа от обязательной срочной службы только по религиозным основаниям, с продолжительностью альтернативной гражданской службы на две трети дольше продолжительности военной службы. Но как только законопроект поступил в Парламент, он сразу же был отозван, якобы для «технических» поправок. «Нам не удалось увидеть проект закона, так как он был отменен где-то 20 декабря прошлого года [2013]», - сообщила Форуму 18 Валентина Гошко, работница парламента. «Как только будут сделаны все поправки, проект будет отправлен обратно на рассмотрение в парламент», - сказала корреспонденту Форума 18 Вера Чаушник, сотрудница Национального центра законодательства и правовых исследований. Елена Тонкачева, сотрудница Центра правовой трансформации Lawtrend выразила беспокойство, что предлагаемый закон может теперь совсем исчезнуть, так как «даже в нынешней форме, власти видят в нем угрозу».

Надежды белорусских правозащитников и отказников на основании убеждений на принятие долгожданного закона об альтернативной службе - хоть он и не идиального - натолкнулись на непреодолимые препятствия. Пресс-службе Форума 18 стало известно, что законопроект был отозван из парламента в середине декабря 2013 года, почти сразу же, как только поступил туда. Выяснилось, что он был отослан назад для поправок в Министерство труда и социальной защиты, которое готовило его, однако пресс-секретарь Министерства отказался эту информацию подтвердить или опровергнуть Форуму 18. Не было также определена дата возвращения проекта в парламент.

«Может пройти достаточно много времени, прежде чем закон об альтернативной службе будет принят и введен в действие»,- заявила Форуму 18 Елена Тонкачева, начальник Центра правовой трансформации Lawtrend, который проводит кампанию в поддержку данного закона в столице Беларуси городе Минске. Она обеспокоена тем, что в последнем законопроекте предлагается лишить отказников на основании нерелигиозных убеждений возможности проходить альтернативную служба, и что ее продолжительность будет носить карательный характер, так как будет на две трети больше, чем продолжительность военной службы.

Все мужчины в возрасте от 18 до 27 лет (с некоторыми исключениями или отсрочками по состоянию здоровья или семейным обстоятельствам) обязаны нести военную службу на протяжении 12 или 18 месяцев. Беларусь остается одним из немногих государств-участников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), не дающим юридической возможности отказникам от обязательной военной службы на основании убеждений проходить гражданскую альтернативную службу (см. ниже). Заявленные ранее планы по принятию такого закона в Беларуси не были реализованы. Самый последний вариант проекта закона должен был быть принят «самое раннее к лету 2014» (см. Форум 18 от 10 января 2013 по-англ.)

Когда законопроект поступил в нижнюю палату парламента, Палату представителей, в декабре 2013 года он должен был быть направлен в Постоянную комиссию по труду и социальным вопросам Палаты представителей. Однако как только законопроект поступил в парламент, он был снят с рассмотрения, видимо, Советом Министров.
Начальник отдела по обеспечению работы Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Валентина Гошко заявила, что Комиссия даже не приступила к работе над проектом. «Мы не видели проект, так как он был снят с рассмотрения где-то 20 декабря прошлого года»,- сообщила она Форуму 18 из Минска 20 января. - «Возможно, сейчас он находится в Правительстве».

Проект «будет направлен обратно в парламент»

Тем не менее, заместитель начальника управления социального законодательства Национального центра законодательства и правовых исследований Вера Чаушник 20 января заверила Форум 18, отзыв законопроекта из парламента для улучшения является обычным явлением. «Как только поправки будут сделаны, проект будет направлен обратно на рассмотрение в парламент, и чтобы быть принятым, он не должны обязательно быть одобрен в законодательном плане», -пояснила она.

Чаушник добавила, что снятый с рассмотрения законопроект должен быть возвращен в учреждение, ответственное за его подготовку, которым в данном случае является Министерство труда и социальной защиты.

Представительница Министерства труда и социальной защиты, которая не хотела бы называть своего имени, 29 января отказалась давать какую-либо информацию Форуму 18. «Пожалуйста, пришлите официальный запрос со всеми подписями. Таково правило».

Ссылаясь на свой источник, Тонкачева из Lawtrend подтвердила, что проект закона был направлен обратно в Министерство труда и социальной защиты для переработки некоторых «технических деталей». Ей пообещали, что в ближайшее время он будет направлен назад в парламент. «Мне не смогли объяснить, какие именно техничесие детали должы быть пересмотрены», - сказала она 27 января Форуму 18.

Государство рассматривает альтернативную службу «как угрозу»?

Тонкачева из Lawtrend убеждена, что отзыв законопроекта из парламента показывает, что государство не готово ввести гражданскую альтернативную службу. «Я думаю, что это произошло не потому, что кто-то решил сделать проект более современным или гуманным,» - с настойчивостью заявила она Форуму 18. - «Это означает, что даже в нынешней форме, власти видят в нем угрозу».


Основываясь на своем опыте в подобных ситуациях, она не может с точностью сказать, будет ли законопроект возвращен в парламент. «Это мягкий ход, который избавляет от необходимости давать какие-либо объяснения общественности, потому что здесь [в Беларуси] никто не обязан информировать общественность,» - сказала она Форуму 18. - «Власти надеются, что о законопроекте забудут».

Международные обязательства в области прав человека

Право на отказ от прохождения военной службы является частью права каждого человека на свободу мысли, совести и религии, гарантированного статьей 18 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), который Беларусь ратифицировала в 1976 году. Об этом четко говорится в Замечаниях общего порядка №22 Комитета Организации Объединенных Наций (ООН) по правам человека к статье 18 МПГПП. Международные нормы в области прав человека уже неоднократно подчеркивали это (см. личный комментарий Дерека Бретта, представителя Международной организации за совесть и мир на созантельный отказ от прохождения воинской службы и международного права, по-англ.)

Проект включенный в 2013 году в законодательную программу

Последний проект закона об альтернативной гражданской службе был включен в законодательную программу на 2013 год, утвержденную указом Президента от 3 января 2013 года. Она возложила работу по подготовке Закона на Совет Министров и Национальный центр законодательства и правовых исследований. Также предусматривалось завершение работы над текстом проекта к июлю 2013 года и его представление в нижнюю палату Парламента в октябре 2013 года (см. Форум 18 от 10 января 2013, по-англ.).


Текст проекта закона об альтернативной гражданской службе был опубликован правительственным правовым сайтом «pravo.by» в декабре 2013 года, примерно в то же время, когда этот же проект был передан на рассмотрение в парламент, а затем отозван.


Отказ на основании только религиозных убеждений, карательная продолжительность

Статья 3 предлагаемого закона позволила бы обращаться с заявлениями на прохождение альтернативной гражданской службы только лицам, для которых «принятие военной присяги, ношение, применение оружия или непосредственное участие в производстве и обслуживании оружия, боевых припасов и боевой техники противоречит их религиозным убеждениям в той мере, в которой становится невозможным прохождение воинской службы».

Таким образом, данная статья исключает тех, кто хотел бы отказаться от прохождения военной службы по нерегилиозным мотивам. Данная формулировака может также быть истолкована таким образом, чтобы исключить лиц, принадлежащих к религиозным общинам, которые не склонны выступать против всех форм военной деятельности.

Профессор Белгосуниверситета Григорий Василевич, член Совета по вопросам правовой и судебной деятельности и бывший генеральный прокурор, подтвердил Форуму 18 в апреле 2012 года, что альтернативная служба должна вводиться постепенно и «что еще слишком рано говорить об альтернативной гражданской службе для всех, кто от нее отказывается на основании нравственных убеждений»(см. Форум 18 от 4 мая 2012, по-англ.).

Представители кампании «За альтернативную гражданскую службу в Беларуси», инициатором которой выступил Lawtrend, пожаловалась, что закон будет применяться только к тем, кто имеет религиозные основания к отказу и может доказать их.


Статья 15 предлагаемого закона позволила бы подавать заявления на прохождение альтернативной службы только в течение 10 дней с момента призыва на военную службу или с момента поступления в резерв на прохождение воинской службы. Таким образом, закон не предусматривает возможности для тех, кто уже проходит военную службу, подавать заявления на перевод на альтернативную гражданскую службу, если они меняют свои взгляды на несение воинской службы по религиозным или другим убеждениям во время военной службы.

Статьей 19 проекта закона предусматривается, что продолжительность прохождения альтернативной службы для лиц с высшим образованием составит 20 месяцев, а без высшего образования - 30 месяцев, по сравнению с 12 и 18 месяцев военной службы соответственно. Продолжительность альтернативной служба, таким образом, станет карательный. Другие статьи законопроекта содержат указания на то, что те, кто проходит альтернативную службу будут уметь 48-часовую рабочую неделю, 10 дней отпуска в год и небольшое финансовое содержание.

Несмотря на то, что формально альтернативная служба должна быть социально полезным трудом, она не регулируется трудовым кодексом, который предусматривает 40-часовую рабочую неделю, 24 выходных дня ежегодно и выплату зарплаты в соответствии с квалификацией и должностью. Чтобы компенсировать минимальное пособие для тех, кто проходит альтернативную службу, государство будет предоставлять жилье и платить за коммунальные услуги на весь срок прохождения альтернативной службы.

Альтернативная служба должна была выполняться в наименее популярных секторах трудоустройства, таких как учреждения здравоохранения, социальные учреждения, содержание города и сельское хозяйство, дорожные строительные организации и подразделения по чрезвычайным ситуациям.

Тонкачева из Lawtrend посетовала Форуму 18, что эти условия поставят лиц, отказывающихся нести военную службу по религиозным или иным убеждениям, в невыгодное положение по сравнению с теми, кто несет военную службу. «Условия, прописанные в проекте закона будут унижать альтернативщика, будут стимулировать его искать иные источники приработка (что запрещено законом), делать работу спустя рукава»,- предупредила кампания «За альтернативную гражданскую службу в Беларуси».

Тонкачева отметила только одно положительную норму в законопроекте - это возможность получить образование. «Мы знаем, что это положение было предметом споров с Министерством обороны, но, как мы видим, компромисс был достигнут», - сказала она Форуму 18.

Публичного обсуждения не будет?

Тонкачева из Lawtrend беспокоится, что у общественности не будет возможности влиять на содержание законопроекта. «С одной стороны, власти не заинтересованы в проведении открытых общественных дискуссий, тогда как с другой стороны, государство имеет все защитные механизмы для игнорирования общественного мнения,» - посетовала она.

Команда кампании «За альтернативную гражданскую службу в Беларуси» представила аналитический доклад сравнения различных моделей альтернативной службы. «Мы считаем, что модель альтернативной службы в Молдове является самой успешной в регионе и наиболее подходит для стран с переходной экономикой,» - пояснила Тонкачева. Она заверила Форум 18, что, несмотря на то, что шансы поучаствовать во внесении поправок в законопроект низки, активисты «За альтернативную гражданскую службу в Беларуси» обратятся к членам парламента снова.

В июле 2010 года группой неправительственных организаций было разработано и публично представлено предложения о принятии Закона о прохождении альтернативной службы. Правительство все еще ничего не ответило на эти предложения (см. Форум 18 от 30 июля 2010 года, по-англ.).

Является ли приемлемой предлагаемая альтернативная служба?

Три отказника на основании убеждений по отдельности выразили свое сомнение Форуму 18, отвечая на вопрос, смогли бы ли они выбрать альтернативную службу в соответствии с положениями, предлагаемыми проектом «Об альтернативной гражданской службе в Беларуси».

«На таких условиях я бы не использовал закон, но попытался бы найти какие-нибудь другие пути,» - сообщил 27 января Форуму 18 Андрей Черноусов. В мае 2012 Черноусов, пацифист из Лиды, был помещен в психиатрическую больницу для установления соответствия его убеждений, которые привели его к отказу от призыва на военную службы, с «нормами психического здоровья» (см. Форум 18 от 4 мая 2012, по-англ.).

Мессианский еврей Иван Михайлов из Минска сказал, что когда у него были проблемы с воинской частью, ему такой закон был бы полезным. «Не то, чтобы мне он [законопроект] нравился, но тогда в прошлом из-за отсутствия других альтернатив, я бы проходил гражданскую службу,» - заявил он 27 января Форуму 18. Он признался, что его финансовое и семейное положения повлияли бы на его решение. Михайлов провел почти три месяца в тюрьме за отказ от прохождение военной службы, после чего, в конце концов, он был оправдан в мае 2010 года (см. Форум 18 от 28 июня 2010, по-англ.).

Свидетель Иеговы Александр Белоус, который находился под угрозой уголовного преследования после того, как в призывном пункте он объявил о своих религиозных возражениях против прохождения военной службы, сообщил из Гомеля 28 января корреспонденту Форума 18, что он бы подал заявление на прохождение альтернативной службы, чтобы освободить себя от давления, которое он испытал при каждом призыве на протяжении девяти лет, потому что «у него не было другого выхода».

Иван Михайлов, Дмитрий Смык и Евгений Яковенко - все, кто были осуждены с конца 2009 года из-за отказа от прохождения военной службы по религиозным убеждениям - по-отдельности заявили Форуму 18 в июне 2010 года, что они хотят, чтобы предложенный закон об альтернативной службе ввел полную гражданскую службу, а его длительность не носила карательного характера. Они также заявили, что должна быть введена настоящая альтернативная служба, которая должна быть открыта для всех отказников на основании убеждений, будь то религиозных или нет (см. Форум 18 от 29 июня 2010, по-англ.).

Альтернативная служба «нарочно» менее привлекательна?


«Я уверена, что закон составлен таким образом, чтобы сделать альтернативную службу менее привлекательной для молодых людей. И это делается нарочно,» - настаивает Тонкачева из Lawtrend.

Лидер Свидетелей Иеговы Павел Ядловский с осторожностью высказался о том, верит ли он, что законопроект будет приемлем для Свидетелей Иеговы. «Закон покажет на практике, будет ли он приемлем или нет,» - сказал он Форуму 18 из Минска 20 января.

Ядловский настаивает, что «это право каждого человека - выбрать прохождение альтернативной службы и мириться с дискриминационными условиями, или отбывать тюремное наказание за отказ от прохождения военной службы». Однако он признает, что следует рассматривать как прогрессивный тот факт, что проект закона попадет в парламент. «Государство само должно решить, когда оно готово ввести альтернативную службу, а нам лучше подталкивать его к этому,» - по-философски высказался он Форуму 18.

Он отметил, что в настоящее время призывные пункты идут на уступки тем, кто отказывается от военной службы по религиозным мотивам. «Мы выдали около 50 справок, подтверждающих религиозную принадлежность заявителей в прошлом году, и до сих пор никто не сообщил о каких-либо проблемах,» - сказал он Форуму 18.

Напротив, пацифист Черноусов отметил, что ни он, ни его друзья, разделяющие те же пацифистские взгляды, не нашли понимания в местных призывных пунктах. «Имея те же проблемы с призывным пунктом, мы ищем зацепку, чтобы избежать военной службы,» - признался он Форуму 18.

Несмотря на то, что нет никакого правового основания для прохождения альтернативной службы для тех, кто отказывается от военной службы по соображениям совести, им предлагается в качестве альтернативы проходить службу военно-транспортном отделе или военной строительном дивизионе, не принимая военной присяги.

Михайлов, Белоус и Черноусов каждый по-отдельности заявили, что они считают такую службу неприемлемой. «Это касается не только клятвы, в транспортных и строительных войсках обязательно носить военную форму, которая также напрямую связана с армией,» - сообщил Черноусов Форуму 18. Белоус выразил готовность работать в железнодорожных или строительных отделениях, но только при условии, что они находятся за пределами военной структуры.

Двадцатилетнее ожидание

На протяжении почти 20 лет молодые люди не могут реализовать свое конституционное право на прохождение альтернативной гражданской службы. Статья 57 Конституции Республики Беларусь 1994 года гласит: «Защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь. Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом». Однако никакого правового механизма по регулированию альтернативной гражданской службы до сих пор не введено.

В результате, призывнику, требующему реализации своего конституционного права на альтернативную службу, может быть предъявлено обвинение в уклонении от мероприятий призыва на воинскую службу в соответствии со статьей 435, частью 1 Уголовного кодекса. Наказание по этой статье предусматривает штраф, либо лишение свободы на срок до двух лет.

Первая попытка принять закон о прохождении альтернативной службы была принята в 1992 году, когда проект прошел первое чтение в парламенте, но не смог пройти дальше. Аналогичная попытка провалилась в 2004 году, когда Министерство обороны отказалось одобрить законопроект.

Несмотря на два постановления Конституционного суда по этому вопросу, достигнутый прогресс по этому вопросу был незначительным. В своем постановлении от 26 мая 2000 года (решение R-98/2000), Конституционный суд подчеркнул, что пробел в законодательстве дает почву для появления конфликтов между некоторыми гражданами и государством, которое игнорирует права, гарантированные Конституцией. Суд призвал «срочно» принять правовые механизмы касательно альтернативной службы (см. Форум 18 от 10 января 2013, по-англ.).

Председатель Конституционного суда Петр Миклашевич поддержал принятие закона об альтернативной службе в ходе онлайн пресс-конференции на сайте официального информационного агентства БелТА, прошедшей 15 марта 2013 года. Эта было повторением более раннего обращения Миклашевич, сделанного как раз перед тем, когда один из отказников от военной службы был заключен в тюрьму в январе 2010 (см. Форум 18 от 1 февраля 2010, по-англ.).

В 2009 году, по информации кампании «За альтернативную гражданскую службу в Беларуси», было подано 25 заявки на альтернативную службу, пять из которых остались без ответа. «Шансы на принятие закона появились, когда участилось инициирование дел гражданами, которые хотели бы подать заявку на альтернативную службу,» - сказала Тонкачева из Lawtrend Форуму 18.

В феврале 2010 года президент Александр Лукашенко поручил секретарю Совета безопасности Леониду Мальцеву подготовить проект закона об альтернативной гражданской службе. «Альтернатива военной службе существует,» - сказал тогда Мальцев по национальному телеканалу ОНТ. - «Вполне возможно получить военную подготовку, которая длится всего шесть месяцев, в военных учреждениях. Но есть и другая категория граждан, их около 50-60 молодых людей за период призывной кампании, кто не может брать в руки оружие по так называемым религиозным причинам».

Законопроект об альтернативной службе был включен в законодательную программу 2010 года, но вскоре был удален оттуда без объяснения причин (см. Форум 18 от 18 января 2010, по-англ.).

В июле 2010 года группа неправительственных организаций вынесла на публичное обсуждение свои предложения относительно закона об альтернативной службе. Правительство никак не отреагировало на эти предложения (см. Форум 18 от 30 июля 2010, по-англ.).

В феврале 2012 года Совет по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте начал работу над законодательной процедурой по введению полной альтернативной гражданской службы. Совет состоял из представителей судов, генеральной прокуратуры, адвокатов и профессоров вузов.

На протяжении многих лет проект закона разрабатывался Министерством труда и социальной защиты в качестве “документа для внутреннего пользования” и не был доступен для публичного обсуждения и критики (см. Форум 18 от 4 мая 2012, по-англ.).

Отрицание права на отказ от воинской службы на основании убеждений

Азербайджан, Турция и Туркменистан являются другими государствам-участникам ОБСЕ, которые формально не предлагают полную гражданскую альтернативу обязательной военной службе. А вот Армения, напротив, в 2013 году освободила всех заключенных, отбывающих срок за отказ от воинской службы на основании религиозных или других убеждений и ввела альтернативную гражданскую службу (см. Форум 18 от 28 ноября 2013, по-англ.).

В Азербайджане 18-летний отказник по убеждениям, Кямран Шихалиев, был принудительно отправлен в воинскую часть. Разбирательство в военном суде назначено на четверг 13 февраля. «Несмотря на физическое насилие, словесные унижения и психологическое давление, Шихалиев отказался надеть военную форму, выполнять военные обязанности, или приносить военную присягу», - было сказано Форуму 18 (см. Форум 18 от 10 февраля 2014, по-англ.).

Решения военных судов Турции, касающиеся жалоб по отказу от воинской службы по соображениям религиозных или иных убеждений, демонстрируют избирательное и не полное признание права на отказ от военной службы, даже после оказания давления со стороны Совета Европы на турецкое правительство для исполнения постановлений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) (см. Форум 18 от 1 мая 2012, по-англ.).

В Туркменистане в настоящее время известно о девяти отказниках на основании убеждений, являющихся узниками совести. Последний, кто был помещен в тюрьму за отказ от военной службы по соображениям религиозных или других убеждений и о котором стало известно, - это 18-летний Свидетель Иеговы Сухраб Рахманбердиев, приговоренный к 18-месячному тюремному заключению в ноябре 2013 года (см. Форум 18 от 20 декабря 2013, по-англ.).

Непризнанная отделившаяся административно-территориальное образование Нагорный Карабах на Южном Кавказе также заключает в тюрьму отказывающихся проходить военную службу на основании убеждений. Свидетель Иеговы Карен Арутюнян в декабре 2011 года был приговорен к 30 месяцам лишения свободы и до сих пор находится в тюрьме (см. Форум 18 от 17 января 2012, по-англ.). (конец)

Для ознакомления с комментариями Антония Бокуна, пастора минской церкви пятидесятнков, на тему борьбы белорусских граждан за возвращение их историю как земля религиозной свободы , см. Форум 18 от 22 мая 2008: по-англ.
Для получения более подробной информации смотрите исследование Форума 18 о религиозной свободе в Беларуси: по-англ.

Полные отчеты о свободе мысли, совести и убеждений в Беларуси: по-англ.

Компиляция Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) о свободе религии или убеждений: по-англ., по-русски.



Карта Беларуси в версия для печати.

Пресс служба Форума 18. - BELARUS: Long-awaited Alternative Service Law abandoned? - Перевод на русский язык - Алена Василевич, специально для forb.by

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
6 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.