Фальшивые нотки церковно-государственной симфонии

Аўтар: 
Василевич Наталья, Агенство политической экспертизы BISS

Уже почти месяц назад состоялась традиционная встреча Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко с Синодом Белорусского Православной Церкви, на котором белорусские епископы привычно благодарили президента за помощь и просили ее продолжать, но сейчас основное внимание обращалось не на введение православного образования в школе, которого добиться не получается уже много лет, но хотя бы на то, чтобы в школе проводилось семейное воспитание.

Уже почти месяц назад состоялась традиционная встреча Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко с Синодом Белорусского Православной Церкви, на котором белорусские епископы привычно благодарили президента за помощь и просили ее продолжать, но сейчас основное внимание обращалось не на введение православного образования в школе, которого добиться не получается уже много лет, но хотя бы на то, чтобы в школе проводилось семейное воспитание. Вопрос демографии выходит на первый план в обсуждении - на Синоде поднимались также вопросы о необходимости ограничения абортов, социальной рекламы их недопустимости, в то время как необходима такая реклама для института семьи, материнства, ценности человеческой жизни. Как выяснится позже, митрополит Филарет в своей речи, казалось, намекал на готовящийся законопроект о «репродуктивных технологиях», обсуждение которого уже шло в БПЦ, однако напрямую обратиться к президентупо поводу этого вопроса он так и не решился.

Потом же вопрос репродуктивных технологий и их недопустимости, а также то, что к голосу Православной Церкви никто не прислушался, вдовольно жесткой форме затронул новый пресс-секретарь Минской епархии прот. Сергий Лепин. В частности, он заявил, что принятый В первом чтении Палатой представителей законопроект "О вспомогательных репродуктивных технологиях" "находится в резком противоречия сточкой зрения Православной Церкви, ее учением. В социальной концепции Русской Православной Церкви, принятой на последнем Архиерейском соборе, церковь однозначно выразило свое отношение к подобного рода технологиям".

Это уже не первый раз, когда православный священник позволяет себе вы сказы ваться в СМИ с критикой законодательных актов. В мае 2007 г. о необходимости изменения закона "О свободе совести" выступил священник Александр Шрам ко. Реакция со стороны государственных органов была очень быстрой, сначала священника вызвали в Аппарат Уполномоченного по делам религии, где сообщили, что Белорусскому Экзархату были высказаны претензии по поводу заявлений священника и ожидается, что БПЦ оттаких заявлений должно дистанцироваться, что в конце концов привело к поспешному церковному суду и запрету Александра Шрамко в служении. Интересно, что тогда священник Сергей Лепин полностью поддержал этот запрет и высказался о недопустимости предоставления серьезных ком ментариев касательно законов без благословения иерархии, так как иначе это будет вмешательством в политику.

Теперь же в сложную ситуацию попал сам прот. Лепин, жестким, к тому же не совсем компетентным, комментарием вызвав недовольство Министерства здравоохранения - которое и разрабатывало данный законопроект. Более того, сама позиция данного священника как пресс-секретаря подразумевает, что его заявления, в отличие от заявлений упомянутого священника Шрамко, носят официальный характер. Интересно проследить, чем же закончится назревший конфликт, чью сторонузаймет руководство БПЦ.

Похоже, что если бы руководство БПЦ действительно хотел о высказаться по поводу законопроекта, то на Синоде у митрополита Филарета был неплохой шанс включить обсуждение данного вопроса в повестку дня встречи с Президентом, но тот ограничился действующим постановлением Совета Министров NQ 1580 от 23.10.2008, в котором оговорены социальные показания для проведения в учреждениях здравоохранения абортов, а также высказался относительно добровольности в отношении использования электронных средств идентификации граждан (речь идет об индивидуальных идентификационных номерах в паспортах нового образца). Так вот, сейчас, всложившихся условиях, кого поддержит руководство - своего пресс-секретаря (и тогда, как и католический иерарх митрополит Кондрусевич выступит с заявлением критики законопроекта) или Минздрав? Тем более, что аргументы первого о несоответствии положений разработан ного текста христианским ценностям и "асновам социальной концепции РПЦ" достаточно сомнительны. Последняя не видит проблемы в использовании репродуктивных технологий как таковых, если при этом используется генетический материал в пределах пары, которая находится в браке, а также исключается уничтожение оплодотворенных яйцеклеток и последующая редукция эмбрионов для избежания многоплодности. Претензии высказываются, в первую очередь, в отношении использования донорских половых клеток, а также услуг суррогатной матери. Однако нельзя не заметить, что закон, который принимается Палатой представителей, намного ближе стоит к защите человеческой жизни, в т.ч. И на ран них стадиях развития (ВВОДИТ ограничения для донорсгва, использования ЭКО, а также предусматривает более строгую регламентацию суррогатного матери нства), чем законодательство, действующее в Беларуси сейчас. В частности, любые манипуляции с половыми клетками возможны только с согласия доноров, а с эмбрионами - только с согласия родителей, существуют ограничения по количеству подсаживаемых эмбрионов, что хотя И может уменьшить эффективность ЭКО, но позволяет достичь минимальной угрозы редукции и ТД. Вообще же, детально в Православной Церкви данный вопрос не разработан и существует много спорных моментов.

Вернемся же квопросам, которые поднимались на Синоде. Так, Президент снова традиционно отметил роль Православной Церкви в межконфессиональном мире и стабильности, а также традиционно напомнил о той финансовой помощи, которую государство оказывает БПЦ. Не новым мотивом в этом контексте прозвучали слова Александра Лукашенко о том, чего теперь он от Православной Церкви ждет: «Белорусская Православная Церковь призвана жить интересами страны, используя при необходимости для их защиты все свои связи и международный авторитет ... Это обязанность Церкви служить народу, государству, в которой живет этот народ... Сегодня ваша гражданская позиция и пастырское слово призваны способствовать укреплению стабильности и спокойствия В обществе». Это звучит целиком в русле политики «сергианства», связанной с декларацией Митрополита Сергия Страгородского, где он отождествляет интересы Советского Союза с интересами Церкви: «Мы хотим быть православными и того же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бой кот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла ... сознается нами как удар, направленный в нас». В принципе, можно сказать, что пока Православная Церковь, особенно ее руководство, не давала повода заподозрить себя в «антигосударственной деятельности. Как же будут преодолеваться конфликтные моменты, подобные заявлению прот. Лепина? Какова будет здесь роль православной общественности, которая после 19 декабря позволила себе вступить внекоторое противостояние с иерархией по поводу интерпретации событий, связанных с президентскими выборами. Напомним, что и предшественник Сергия Лепина в должности пресс-секретаря Андрей Петрашкевич высказал довольно оппозиционное мнение, настаивая на необходимости печатания известных писем православных верующих в официальной газете Минской епархии «Церковное слово» , за что, в т.ч., и был уволен с занимаемой должности.

Довольно ярким примечанием в контексте охлаждения отношений президента с БПЦ стало его следующее заявление на встрече с Синодом: «Думаю, что И Церкви в том числе, надо перестать рассчиты вать только на ресурсы государства. Надо быть активнее самим, шире привлекать спонсорскую поддержку и пожертвования». На самом деле такая позиция может привести к улучшению материального положения Церкви, при условии, что государство будет разрешать открыто получать гранты церковным учреждениям, т. к. те финансовые поступления, что может предложить государство, слишком малы в сравнении с возможной иностранной спонсорской помощью. Как сообщают источники в церковных ресурсных организациях, действительно, получение таких зарубежных грантов значительно упростилось в последние месяцы. Вероятно, что это связано с нехваткой в стране валюты, а церковные гранты могут стать источником легального поступления этой валюты через банковскую систему. Более того, в скором времени может сложиться совершенно противоположная ситуация: при дефиците финансовых ресурсов в государстве уже не государство будет финансировать Православную Церковь, но будет брать ресурсы у Православной Церкви. И здесь речь идет не только о грантах церковных организаций, но и о возможном взаимодействии с теми церковными организациями, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность. Например, Свято-Елизаветинский монастырь пользуется тем, что как религиозная организация при распространении своей (и не только своей) продукции освобождается от налогов, т. к. продажа предметов религиозного назначения в полном смысле не является продажей, но передачей культового предмета за пожертвование. Данный монастырь ведет широкую экономическую деятельность в странах ближнего, дальнего и очень дальнего зарубежья, получая таким образом довольно впечатляющий валютный финансовый поток. И если такая деятельностьлишь изредка привлекала внимание государственных органов, в частности, таможенного комитета, и оканчивалась конфискацией мизерной части продукции, то теперь, без сомнения, государство будет следить за такой деятельностью более внимательно, конвертируя международные связи БПЦ не только в символический, но и во вполне реальный финансовый капитал.

Если раньшетрадиционным было посещение А. Лукашенко пасхального богослужения в кафедральном соборе - главном храме страны, то сейчас очевидно, что у президента выработалась новая традиция - в кафедральном соборе на праздники не бывать. Он проигнорировал богослужения в прошлом году, а в этом году на Рождество был на закрытой встрече во Всех-Святском храме, где настоятельствует лояльный к нему прот. Федор Повный, а на Пасху - на богослужении в Чернобыльском регионе. Такая тенденция может свидетельствовать о том, что президент больше не чувствует себя уютно среди широкого круга православных верующих, т. к. высказываний лояльности со стороны православной общественности и священнослужителей в его отношении все меньше. Возможно, он боится и каких-то провокаций, так как контролировать большую группу народа в кафедральном соборе намного сложнее, чем в закрытом пространстве «только для избранных» или в регионах.

Еще одно со бытие, о котором стоит упомянуть, говоря о церковно-государственных отношениях, это попытка посещения священниками БПЦ политзаключенных в СИЗО КГБ, в частности, Павла Северинца. Договоренности о возможности такого посещения между БПЦ и КГБ есть, но в данном случае государство не придерживается взятых на себя обязательств допускать священника к заключенным в данном учреждении, и никоим образом достичь этого невозможно, даже если за дело берется не простой священник, а иерарх, как в данном случае, епископ Вениамин. Безусловно, дЛЯ БПЦ этот вопрос не столь принципиальный, может, даже некоторые люди из руководства и довольны, что посетить Северинца не могут изза позиции государственных органов. Таким образом, получается и государство особо не злить, и лицо передоппозицией сохранить, однако все же довольно большое количество священников пыталось навестить Павла в заключении, и это не могло остаться незамеченным со стороны государственных органов, тем более тех, в ведомстве которых и находится изолятор. Со стороны же православной общественности - как мирянской, так и священнической - не может остаться незамеченной настоящая позиция государственных органов относительно любых соглашений и касательно Православной Церкви вообще: лояльный - значит православный, нелояльный - значит никакие преимущества, которые дают договоренности с Церковью, на тебя не распространяются.

и эта ситуация в конце концов может взорваться. Возможно, что такой взрыв произойдет и на предстоящем в конце мая общем епархиальном собрании Минской епархии, куда соберутся практически всеклирики, представители монастырей и Минских духовных школ. Проведение такого собрания - это уже взрыв, так как последний раз подобное мероприятие, хотя по уставу РПЦдолжно ПрОИСХОДИТЬ регулярно не реже одного раза в год, последний раз имело место в начале 2000-х годов. Надо отметить, что вследствие состояния здоровья правящего архиерея, а также большего разрастания епархии, связь между клириком и епископом стала не только менее интенсивной, но и опосредованной через благочиния и епархиального секретаря. К тому же, долгое время подобные мероприятия не ПрОВОДИЛИСЬ, и в ,все вышеперечисленное ПОрОДИЛО фрустрацию у кгира, у которого накопилось много вопросов и проблем. Поэтому ход епархиального собрания трудно даже прогнозировать, но явно, если не в повестке дня, то в кулуарах священнослужители обсудят и имеющуюся в епархии ситуацию, и ситуацию в стране вообще.

Возможно, что нас в сфере государственно-конфессиональных отношений ждут значительные изменения, как шутят на этот счет в блогах - "запасаемся попкорном", хотя пока не ясно, что нам придется созерцать: комедию, психологическую драму, триллер или фильм ужасов.

Васілевіч Н. Фальшивые нотки церковно-государственной симфонии - «За свабоднае веравызнанне» № 28, красавік - чэрвень 2011

 

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
2 + 8 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.