Проект «дорожной карты» для продвижения Беларуси и Армении в рамках инициативы Восточное партнерство: «Право на свободу религии и убеждений»

Аўтар: 
Дина Шавцова (Беларусь), Наталия Кутузова (Беларусь), Оганнес Оганнисян (Армения)

(в рамках платформы «Демократия, права человека, надлежащее управление и стабильность»)

 

Дина Шавцова (Беларусь), юрист, Гражданская инициатива «За свободное вероисповедание»; Наталия Кутузова (Беларусь), председатель правления международного общественного объединения «Центр изучения современной религиозности», кандидат философских наук, доцент; Оганнес Оганнисян (Армения), председатель общественного объединения «Центр сотрудничества во имя демократии»

 

Введение: сущность и значение свободы религии и убеждений, цели «дорожной карты»

 

Тема данной «дорожной карты» не выделена как самостоятельная в документах инициативы «Восточное партнерство» и не обозначена в качестве одной из целей рабочей программы на 2009-2011 гг. (Eastern Partnership. Platform 1 “Democracy, Good governance and Stability. Core objectives and Work Programme 2009-2011). Однако, как свидетельствуют многие события, именно религиозные убеждения, порой, являются определяющими при принятии решений на различных уровнях, начиная от вопросов семейной, социальной жизни и до принятия политических решений. Также в условиях, когда человеческое достоинство и права человека стали неотъемлемыми институтами и условиями развития демократии, религиозный мир стал стремительно развиваться, и сегодня он намного более разнообразен, чем это было на протяжении предыдущих столетий. Наряду с существованием традиционных религий, появляются все новые верования, и увеличивается количество их приверженцев. В таких условиях реальные гарантии, обеспечивающие реализацию права на свободу религии и убеждений и соответствующие принятым в международном сообществе стандартам, являются одним из факторов развития демократии, а также стабильности и безопасности общества.

Значимость свободы религии и убеждений очень точно определена в одном из решений Европейского Суда по правам человека о данном праве: «Закрепленная в статье 9 (ЕКПЧ) свобода мысли, совести и религии – одна из основ демократического общества согласно значению Конвенции. Именно религиозное измерение является одним из наиболее важных элементов, составляющих личность верующих и их восприятие жизни, оно также представляет ценность для атеистов, агностиков, скептиков и безразличных. От свободы мысли, совести и религии зависит плюрализм, неразрывно связанный с демократическим обществом, которое дорогой ценой завоевывалось столетиями». (Коккинакис против Греции. Решение Европейского Суда по правам человека от 25 мая 1993 г.,)

Данный проект «дорожной карты» посвящен именно данному праву, свободе религии и убеждений, как одному из базовых прав в системе прав человека.

Для государств европейского пространства актуальными международными актами, закрепляющими данное право, являются Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, культурных и социальных правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений и ряд других документов. В настоящее время отсутствует единый международный акт, посвященный данному праву. Международные стандарты свободы религии и убеждений сформулированы во многих документах, в том числе и документах, являющихся источниками так называемого «мягкого» права, - резолюции конференций, рекомендации международных организаций. Перечень норм и документов, формирующих стандарты свободы религии и убеждений, приведен в конце данного проекта.

Свобода религии и убеждений включает в себя свободу исповедания какой-либо религии или убеждения, как в одиночку, так и в сообществе с другими, как публично, так и в частном порядке, через богослужение, следование религиозным обычаям или обучение. Свобода религии и убеждений также включает в себя право не иметь религии или убеждения, а также менять свою религию. Крайне важным является создание условий для свободного выражения своих религиозных взглядов и убеждений, а также обстановки толерантности. Это возможно при активном участии самих религиозных организаций. Необходим диалог между лидерами, членами религиозных общин, неправительственными организациями, учеными и представителями властей. Такой диалог необходимо поощрять и поддерживать. Именно диалог способствует открытости общества, утверждению толерантности и взаимного уважения независимо от убеждений, предотвращает конфликты.

Когда мы говорим о данном праве, важно понимать, что ограничения свободы исповедовать религию или убеждения допускаются лишь в том случае, если эти ограничения предписаны законом и необходимы для защиты общественной безопасности, порядка, здоровья и морали или фундаментальных прав и свобод других. Налагаемые ограничения не могут быть применены способом, который исказил бы суть права.

Воспитание терпимости (толерантности) и недискриминации должно происходить в различных сферах, включая семью, общество, религиозные общины, политические партии и масс-медиа. Обучение в школе в особенности подходит для убеждения в том, что ценности, поддерживающие права человека, углубляют и укрепляют культуру веротерпимости и прав человека.

Когда мы говорим о данном праве, важно понимать, что ограничения свободы исповедовать религию или убеждения допускаются лишь в том случае, если эти ограничения предписаны законом и необходимы для защиты общественной безопасности, порядка, здоровья и морали или фундаментальных прав и свобод других граждан. Налагаемые ограничения не могут быть применены способом, который исказил бы суть права.

Целями данной «дорожной карты» являются:

- предложение видения состояния свободы религии и убеждений в Беларуси и Армении в актуальный момент;

- предложение первоначальных шагов для продвижения по обозначенным рамкам и ориентирам, основанным на международных стандартах свободы религии и убеждений.

 

Состояние свободы религии и убеждений в Беларуси в актуальный момент

Экспертные оценки, доклады неправительственных организаций, в том числе международных, позволяют выделить следующие основные проблемы в сфере свободы религии и убеждений в Беларуси:

1. Отсутствие эффективной системы партнерства между государством, большинством религиозных организаций, экспертными сообществами (правозащитными, научными), общественностью в широком смысле. В результате государственная конфессиональная политика является непрозрачной для акторов гражданского общества, отсутствуют механизмы ее корректировки акторами гражданского общества. Негативными результатами подобной политики являются ограничение права на совместное исповедание религии под угрозой уголовной ответственности, создание законодательных предпосылок для дискриминации по конфессиональному признаку, вмешательство во внутриконфессиональную деятельность путем нормативно-правового регулирования ряда вопросов (миссионерство, приглашение иностранных священнослужителей и др.), ограничение возможностей распространения религии, отсутствие прозрачных и доступных механизмов получения земельных участков для строительства свободно доступных мест богослужений, продолжающееся распространение в средствах массовой информации, печатных изданиях информации, содержащей оскорбительные суждения о некоторых конфессиях и верованиях;

2. Общественные комиссии по контролю за соблюдением прав граждан в области свободы совести и вероисповедания, созданные при государственных и местных органах власти, работают неэффективно, выполняя скорее формальную роль. В состав Общественных комиссий входят преимущественно чиновники, представители государственных учреждений образования, фактически не входят представители большинства религиозных организаций, общественных объединений республики. Отсутствует законодательная база функционирования подобных общественных комиссий, экспертных советов и прочих структур гражданского общества, способных выступать партнерами государства в проведении конфессиональной политики, а также оказывать влияние на корректировку конфессиональной политики в целях демократии;

3. Недостаток правовой грамотности граждан (как верующих, так и неверующих), в особенности педагогов в учреждениях образования; невостребованность информации о международных стандартах обеспечения свободы совести и религии; полное отсутствие данной информации в образовательном и воспитательном пространстве; отсутствие квалифицированных специалистов (юристов, педагогов, психологов), имеющих опыт работы в обеспечении прав на свободу совести и вероисповедания, особенно в регионах РБ.

 

Состояние свободы религии и убеждений в Армении в актуальный момент

  1. Распространяется негативная информация о религиозных меньшинствах в средствах массовой информации, создается образ врага.
  2.  Власти создают искусственные препятствия для религиозных меньшинств, касающиеся аренды и строительства культовых зданий. Иногда органы местного самоуправления также принимают участие в этом процессе, но он не имеет массового характера, и такие случаи нарушения прав меньшинств быстро устраняются после вмешательства СМИ.
  3. Еще одной проблемой является несовершенное законодательство. В настоящее время в Национальном Собрании РА обсуждаются два проекта изменений в закон «О свободе совести и религиозных организациях", принятый в 1991 г. Мнение Венецианской комиссии по обоим проектам было отрицательным.
  4. Следующий вопрос касается поправок к закону об альтернативной службе, которые были направлены в Национальное собрание правительством. Основные требования организации Свидетелей Иеговы были включены в проект закона.
  5. Общественные организации и объединения экспертов не имеют возможности оказывать помощь религиозным организациям.

 

Рамки и ориентиры в области свободы религии и убеждений, к которым должны стремиться страны, определяются соответствующими стандартами, закрепленными в международных документах. Практические шаги, которые должны предпринять государства, чтобы обеспечить свободу личности исповедовать религию и убеждения, были детально сформулированы в итоговых документах Венской встречи 1986 г. представителей государств-участников ОБСЕ, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, и относящихся к дальнейшим шагам после Совещания (4 ноября 1986 г. – 19 января 1989 г.). На основе данных документов (принципы 16, 17, 19, 21) можно обозначить следующие рамки, ориентиры и направления действий, следуя которым государство будет продвигаться по пути реального обеспечения свободы религии и убеждений:

1. Государство принимает эффективные меры по предотвращению и ликвидации дискриминации лиц или объединений на почве религии или убеждений в отношении признания, осуществления и пользования правами человека и основными свободами во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и по обеспечению действительного равенства между верующими и неверующими;

2. Государство способствует климату взаимной терпимости и уважения между верующими различных объединений, а также между верующими и неверующими;

3. Государство предоставляет религиозным объединениям (сообществам), исповедующим или готовым исповедовать свою веру в конституционных рамках, признание статуса, предусмотренного соответствующим национальным законодательством;

4. Государство уважает права религиозных объединений (сообществ) основывать и содержать свободно доступные места богослужений или собраний; организовываться в соответствии со своей собственной иерархической и институциональной структурой; выбирать, назначать и заменять свой персонал согласно своим соответствующим требованиям и стандартам, а также любым свободно достигнутым договоренностям между ними и государством; испрашивать и получать добровольные финансовые и другие пожертвования;

5. Государство стремится к лучшему пониманию потребностей религиозных свобод путем вступления в диалог и консультации с религиозными объединениями (сообществами);

6. Государство уважает право каждого давать и получать религиозное образование на языке по своему выбору;

7. Государство уважает свободу родителей обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями;

8. Государство разрешает подготовку религиозного персонала в соответствующих заведениях;

9. Государство уважает право верующих и религиозных объединений приобретать и использовать священные книги, религиозные издания на языке по своему выбору и другие предметы и материалы, относящиеся к исповеданию религии или веры, и владеть ими;

10. Государство разрешает религиозным культам, учреждениям и организациям производить, импортировать и распространять религиозные издания и материалы;

11. Государство благожелательно рассматривает заинтересованность религиозных объединений в участии в общественном диалоге, в том числе через средства массовой информации.

 

Первоначальные практические шаги для создания гарантий свободы религии и убеждений

Реализация предлагаемых шагов возможна в тесном сотрудничестве организаций гражданского общества и государственных органов. Данные шаги сформулированы с учетом актуального состояния отношений в сфере свободы религии и убеждений в Беларуси и Армении.

 

Мониторинг, просветительская и образовательная работа

1. Создание системы мониторинга состояния свободы религии и убеждений с участием государственных органов и представителей гражданского общества.

2. Создание сети информационно-консультативных центров и электронного ресурса для оказания соответствующей правовой, экспертной помощи лицам и религиозным организациям;

3. Создание и внедрение в систему образования, повышения квалификации, подготовки и переподготовки работников государственных, правоохранительных, судебных органов учебных курсов, посвященных свободе религии и убеждений в контексте прав человека.

 

Недискриминация и толерантность

4. Внедрение в систему учебно-воспитательной работы европейского опыта преподавания религиоведения (теологии) в государственных школах на основе “Толедских принципов” ОБСЕ (2007 г.), подчиненных принципу недискриминации по религиозному признаку и полному соблюдению прав в области свободы совести и вероисповедания.

5. Продвижение идей толерантности: публикации и программы в СМИ с привлечением представителей различных конфессий, создание и распространение соответствующих учебных и просветительских материалов в учреждениях образования, государственных органах.

 

Государственно-конфессиональный и межконфессиональный диалог

6. Создание площадок (семинары, круглые столы и пр.) для межконфессионального, с привлечением максимального числа действующих религиозных организаций, и государственно-конфессионального диалога для совместного открытого обсуждения вопросов свободы религии и убеждений.

 

Законодательство и правоприменение

7. Содействие реальному выполнению белорусским государством обязательств, взятых в рамках международных договоров, в области свободы религии и вероисповедания, имплементация международно-правовых стандартов в данной сфере в национальное законодательство.

8. Проведение анализа действующего национального законодательства на предмет соответствия международно-правовым стандартам в области свободы религии и убеждений с привлечением экспертов международных организаций, в частности БДИПЧ ОБСЕ.

 

Поскольку в настоящее время отсутствует единый международный акт, посвященный свободе религии и убеждений, то представляется затруднительным найти единое для всех стран основание для оценки продвижения по «дорожной карте». В связи с этим полагаем целесообразным всем странам Восточного Партнерства разработать такие критерии оценки, основываясь на международных документах (источниках твердого и мягкого права), формирующих стандарты свободы религии и вероисповедания.

 

Основные документы и нормы, закрепляющие международные гарантии и стандарты свободы религии и убеждений

 

1) Международные конвенции ООН и ее специализированных структурных подразделений:

Всеобщая декларация прав человека, статья 18;

Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП), статья 18;

Международный пакт об экономических, культурных и социальных правах, статья 13;

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений;

Замечания общего порядка № 22 Комитета ООН по правам человека;

Доклады специальных докладчиков ООН;

Конвенция «О правах ребенка», статья 14;

 

2) Документы Совета Европы

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, статья 9;

Рекомендация 1556 (2002 г.) Парламентской ассамблеи Совета Европы «Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе»;

Рекомендация ПАСЕ 1720 (2005 г.) «Образование и религия»;

Резолюция ПАСЕ 1464 (2005 г.) «Женщины и религия в Европе»;

Резолюция ПАСЕ 1510 (2006 г.) «Свобода слова и уважение религиозных верований»;

Рекомендация ПАСЕ 1805 (2007 г.) «Святотатство, религиозные оскорбления и враждебные высказывания в адрес лиц в связи с их религией»;

Хартия европейской безопасности (Стамбул, 1999 г.);

Декларация Осло о свободе религии или убеждений (1998 г.).

 

3) ОБСЕ

Обязательства и итоговые документы (заключительные акты) процесса ОБСЕ (в частности итоговый документ Венской встречи 1986 г. представителей государств-участников ОБСЕ, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания (4 ноября 1986 г. – 19 января 1989 г.);

Свобода религии или вероисповедания: законы, касающиеся структурирования религиозных сообществ (справочный документ БДИПЧ 1999/4, Обзорная конференция ОБСЕ, сентябрь 1999 г.);

Рекомендации по анализу законодательства о религии или вероисповедании, утверждены Венецианской комиссией 18.06.2004 г. на 59-м пленарном заседании и одобрены ПА ОБСЕ в июле 2004 г.

 

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
1 + 8 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.