Религиозный фактор в общественном пространстве Беларуси

Аўтар: 
Кутузова Наталья

Рост религиозности населения Республики Беларусь произошел в конце 90-х годов. По данным социологических опросов, в 1994 г. верующими себя признавали около 33%, а в 1998 г. - 47,5% опрошенных.  Опросы показывают, что количество верующих в настоящее время менее 60%. По социологическим данным, среди верующих около 70% - православные, около 14% - католики, менее 1% - протестанты,  1,5% - лица, которые идентифицируют себя как верующие «христиане в целом» без конфессиональных различий. Рост религиозных организаций происходит в основном в восточном и центральном регионах, а также вдоль трансъевропейского коридора (Брест - Минск - Орша) в крупных населенных центрах [1].

Исследования показывают, что в структуре идентификационных процессов превалирует этноконфессиональный фактор (например, «православные - русские, белорусы и украинцы», «поляки, белорусы- католики», «тaтapы -мусульмане», «евреи - иудеи», «старообрядцы - русские» и т.д.). Определяя социальные функции религии, граждане Республики Беларусь практически единодушно связывают феномен религии с этнической культурой и традициями и считают, что религия выполняет мировоззренческую, интегрирующую и социально-регулятивную функции. В национальном разрезе картина конфессиональной самоидентификации такова, что 77% белорусов, 76,7% украинцев, 71,6% русских, 6,3% поляков и почти половина (41,7%) представителей других национальностей отождествляют себя с православием. С католицизмом идентифицируют себя 89,1% поляков, 9,3% украинцев, 8,3% других национальностей, 5,8% белорусов и 3,4% русских. К мусульманской и иудейской религии относят себя соответственно 16,7% и 11,1% представителей других (кроме белорусов, русских, украинцев и поляков) национальностей.

Этноконфессиональная самоидентификация в мультикультурном обществе придает присутствию религиозного фактора в любых сферах общественного пространства политический и одновременно правовой характер. Если даже и не принимать во внимание сугубо политико-правовые аспекты религиозного фактора. то в любом случае последний, сочетаясь иными факторами общественной жизни, вступает во взаимодействие со сферой образования, коммуникации, затрагивает процесс социализации.

Религиозность можно рассматривать как комплексную характеристику общественного сознания, которая проявляется в специфических особенностях веры (ее направленности на объект сверхъестественного мира, глубине психологических переживаний, степени воцерковленности, конфессиональной идентификации). При этом надо учитывать, что формирование социальных и политических ценностей у верующих происходит под влиянием двух информационных потоков: официальных религиозных доктрин (концепций, позиций теологов и иерархов), собственных представлений о каждом конкретном объекте в сочетании с некоторыми принятыми общественным мнением (или его сегментом) идеями.

Далеко не все конфессиональныe группы в Беларуси имеют официальную позицию по современным злободневным темам, к которым относится проблема смертной казни, социальной и гражданской активности верующих, межконфессиональныx коммуникаций Отчасти выявление степени конфессиональной идентичности позволяет увидеть те сегменты общества, которые потенциально открыты для конфессиональной работы по формированию определенных ценностей и социальных качеств верующих. Например, социологи отмечают сокращение доли внеконфессиональныx верующих с 20% (1998 г.) до 14% (2006 г.); сокращение доли «христиан в целом» с 5,6% (1998 г.)до 1,8% (2006 г.). Выросла численность неверующих, которые культурно идентифицируют себя с православием (почти вдвое): в 1998 г. -15%, в 2006 г. - 28%. В целом улучшилась церковная дисциплина верующих: в 1998 г. знали молитвы 45% от числа верующих, в 2006 - 68%. В 1998 г. постоянно соблюдали религиозные праздники 20%, в 2006 г. - 34%.

Однако результаты исследования демонстрируют существенные конфессиональные различия в культовом поведении. Общий низкий уровень церковной дисциплины, характерный для верующих в целом, в значительной степени определен конфессиональным поведением православных, количественно доминирующих и в структуре верующих, и в выборочной совокупности. Регулярное посещение богослужений присуще 40% респондентов в малочисленной группе протестантов, мусульман, иудеев, старообрядцев и практически такому же числу католиков (38,8%). Если в целом по выборке постоянно посещающих богослужения 15,7%, то среди православных - 12,3% (более половины представителей этой конфессии (57,6%) богослужение проводят нерегулярно). Более половины  респондентов, идентифицировавших себя как «христиане в целом», не посещают церковные службы вообще и только 7,4% верующих этой группы постоянно бывают на богослужениях.

Таким образом, практически не участвует в культовых богослужениях более половины «христиан в целом», более четверти состава иных конфессий (26,7%), почти треть православных (30,1%) и только каждый шестой католик. данные результаты наглядно показывают, что преувеличивать влияние конфессиональных доктрин и лидеров на верующих (особенно православных) нельзя в силу низкого уровня церковной дисциплины.

Еще один важнейший показатель, иллюстрирующий источник веры, причины выбора конфессиональной принадлежности. В рейтинге таких причин лидирует семья - почти 60%, родители - 70%. «собственные духовные искания- назвали в качестве основной причины около 20% респондентов. Роль семьи оказалась наиболее значимой для католиков (85%) и протестантов (90%), для православных значительно меньшей - 56%. Этот показатель позволил понять такой важный аспект социальной активности верующих, как лоббирование собственных интересов: православные настаивают на введении специального учебного (или факультативного) предмета в учреждениях образования, посвященного православной культуре и вере, католики и протестанты довольствуются тем, что подобная информация распространяется в семье или специализированныx религиозных (воскресных) школах.

Тип религиозного сознания (от собственно религиозного до атеистического) зависиттакже ОТ уровня образования: социологи фиксируют собственно религиозный тип сознания в группе с начальным (средним образованием) - до 75%, в группе лиц с высшим образованием - до 50%. В группе с высшим образованием стабильно отмечается около 14-15% убежденных атеистов. Однако в группе лиц с высшим образованием стабильно отмечается около 7% с квазирелигиозным сознанием (верят в сверхъестественные силы), около 27% колеблющихся. Отношение к науке, равно как и отношение к паранаучным или квазирелигиозным сведениям, не формируется внутри конфессиональных групп, оно приходит в сознание верующих из общественного мнения, фокусированного СМИ.

Социологические исследования характера межконфессиональных отношений показывают, что в последние 10 лет увеличилась доля верующих, которые не испытывают неприязни ни к каким религиям - до 76% (для сравнения в 1998 ГОДУ этот показатель Был 50%), среди неверующих - 84%. Однако можно предположить, что эти ценности толерантности формируются в большей степени благодаря мультикультурному пространству Беларуси, нежели работе самих конфессиональныx групп и их лидеров.

Еще один выразительный показатель - интерпретация роли государства. 63,6% православных ощущают поддержку государства, среди католиков и «христиан в целом» таких меньше почти в полтора раза (48,9% и 44,4% соответственно), а среди представителей других конфессий это число еще меньше (30%). При этом треть относящихся к другим конфессиям (33,3% мусульман, протестантов, иудеев и т.д.) считает, что государство занимает безразличное отношение ких конфессиям, а каждый десятый говорит о дискриминации их конфессии со стороны государства. Среди католиков и «христиан в целом» такое мнение только у 2,2% и 3,7% соответственно, а среди православных - 0,4%. Необходимо заметить, что подобное мнение является довольно субъективным и вполне коррелируется с распространенным в нашем общественном сознании этатизмом, согласно которому государство рассматривается и как главный патрон, и спонсор, и объект для жалоб, в том числе в нарушениях прав граждан и религиозных организаций в области свободы вероисповедания. Это подтверждается исследованиями следующего показателя - степени удовлетворенности религиозных чувств с учетом наличия культового здания.

16% респондентов, относящих себя к какой-либо религиозной конфессии, указали на отсутствие по месту их жительства возможности и условий для посещения богослужений и совершения религиозных обрядов. Только 9,5% респондентов назвали отсутствие храма и священнослужителей по месту жительства в числе причин, мешающих регулярному посещению богослужений их конфессии. Не имеют возможности и условий для посещения богослужений и совершения религиозных обрядов 14,7% опрошенных православных и почти четверть католиков, христиан в целом и членов других конфессий (23%, 25,9% и 23,3% соответственно). Отсутствие храма, культового объекта стоит на 3-м месте среди причин нарушения церковной дисциплины опрошенных православных, католиков и христиан в целом, и на 1-м - у представителей других конфессий. По Минску потребность в храмах удовлетворена на 99,9%, однако именно в Минске православные заявляют о недостатке культовых зданий. И это несмотря на то, что действуют 15 и строятся 14 церквей. Для сравнения: Римо-католическая церковь имеет в Минске 6 культовых зданий, 3 строятся.

Социологический портрет современной религиозности в Республике Беларусь позволил выделить наиболее существенные черты для понимания присутствия религиозного фактора в общественном пространстве Беларуси: а) преобладание этноконфессионального фактора. а не чисто религиозного; б) низкий уровень церковной дисциплины верующих не позволяет преувеличивать влияние конфессиональных доктрин и лидеров на верующих (особенно православных): в) стабильно высокий уровень взаимной веротерпимости у представителей всех конфессиональных групп; г) этатизм, который переносит акцэнты внимания верующих и конфессиональных лидеров от собственной социальной активности и ответственности на деятельность государства, направленную на удовлетворение потребностей конфессиональныx групп.

В иерархии религиозных потребностей первое место занимает обеспечение прав граждан в области свободы совести и вероисповедания. Вне всякого сомнения, государство выступает главным актором политической жизни, но не единственным субъектом, обеспечивающим права в области свободы совести и вероисповедания. Религиозные организации являются полноценными акторами гражданского общества, их численность в настоящее составляет более трех тысяч. Значение их в структуре гражданского общества довольно велико, учитывая относительно высокий уровень (около 60%) религиозности белорусского общества.

В последние годы в связи с ростом гражданской активности в стране отмечается активизация и религиозных организаций. По данным аналитического проекта «Индекс гражданского общества», неоплачиваемая волонтерская работа как показатель развитости третьего сектора не является популярной в белорусском обществе, однако среди невысоких показателей разных сегментов гражданского общества выделяются 10% респондентов, которые занимаются волонтерством регулярно по инициативе и под руководством религиозных организаций [2].

Активизация третьего сектора (НГО и религиозные организации) привела к разработке проекта «Дорожная карта» для продвижения Беларуси в рамках инициативы Восточного партнерства «Право на свободу религии и убеждений» и тематической платформы «Демократия, права человека, надлежащее управление и стабильность» [3]. Модель проекта «Дорожная карта» представляет собой программу совместной деятельности гражданского общества, в том числе религиозных организаций, и государства для обеспечения так называемых «религиозных свобод» (англоязычный термин, синоним прав в области свободы совести и вероисповедания). Данный документ имеет большое значение не только внутри страны, но и для ее международного имиджа, т.к. в основе критериев и индикаторов выполнения проекта лежат международныe стандарты обеспечения религиозных свобод, в частности стандарты Евросоюза. Важной особенностью полобных программ является их выполнение на основе партнерства государства и субъектов гражданского общества. Субъектами гражданского общества в данной методологической схеме признаются не только легализованныe (зарегистрированные) организации, но и гражданские инициативы, экспертные сообщества.

Прецедент такого совместного проектирования по международным стандартам сделал возможным появление нового для Беларуси факта - общественно-конфессиональныx отношений и общественной политики как полноценной сферы партнерства государства и гражданского общества.

В рамках проекта впервые были приведены в систему правовые, государственно-политические, общественные, государственно-конфессиональные, межконфессиональные приоритеты, а также была отмечена важность и необходимость построения конструктивного государственно-конфессионального диалога в целях активизации потенциала религиозных организаций и создания условий для реализации права на свободу религии и убеждений, созидания шлерантных отношений. Исключительно важным признано приведение национального законодательства о свободе совести, религиозной деятельности и религиоэныхорганизациях в соответствие с международным стандартами.

Проект «Дорожная карта» Был озвучен на Втором форуме гражданского общества Восточного партнерства (Берлин, 18-19 ноября 2010 г.). Проект требует в настоящее время разработки долгосрочной перспективной программы партнерства государственных органов, религиозных организаций, экспертных сообществ, как в национальном масштабе, так и в регионе Восточного партнерства, в перспективе согласования с практикой и нормативными стандартами Евросоюза.

Одной из наиболее важных и перспективныx тем проекта является поиск сфер для совместных социальных проектов религиозных организаций (экологических, охрана культурно-исторического наследия, собственно социальная работа, включая волонтерство, молодежные проекты),

Таким образом, в настоящее время происходит изменение привычных трендов «государственно-конфессиональные отношения» и «межконфессиональные отношения», их преобразование в многосторонние общественныe - государственные - конфессиональныe отношения.

Особенностями нового тренда являются:

- политика партнерства и максимально полной координации и взаимодействия всех субъектов;

- имплементация в национальное законодательство и правоприменительную практику международных стандартов обеспечения свободы совести и вероисповедания;

- тесное взаимодействие и корреляция национальных процессов проявлений религиозного фактора с консолидационными европейскими, вовлечение религиозного фактора в правовые рамки.

Религиозный фактор в современной культуре не только не теряет своего влияния в современной социально-политической жизни, но и усиливает его путем актуализации новых социальных проектов. Современный перечень социальных моделей конфессиональных организаций представляет собой своеобразную «линейку» от крайних форм социального традиционализма (старообрядцы) до самых современных проектов протестантских организаций (молодежная активность, популяризация здорового образа жизни и пр.) с разнообразными инвариантами. Вопреки утверждениям об отмирании религиозности по мере технологического развития общества современные религиозные организации демонстрируют новыe формы социальной активности, лоббируют свои интересы в сфере политики. Это реалии, которые необходимо учитывать при выстраивании отношений государства, общества и конфессиональныx организаций, при аналитической работе в этой сфере.

 

1. В данном разделе используются материалы социологических мониторингов Аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей Республики Беларусь (2006-2007 гг.), а также Пирожник, И.И. Социально-географические тенденции изменения конфессиональной структуры населения Беларуси І И.И. Пирожник, Г.З. Озем, В.П. Сидоренко, С.А. Морозова и др. ІІ Вестник БГУ. - 2007. - №1. - С.76-84.

2. Индекс гражданского общества в республике Беларусь. Проект. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://civilsociety.blog.tut.by/. Дата доступа : 15.11.2010

3. Кутузова, Н., Шавцова, Д. Проект «Дорожная карта» для продвижения Беларуси в рамках инициативы Восточное партнерство «Право на свободу религии и убеждений» в рамках тематической платформы «Демократия, права человека, надлежащее управление и стабильность» ІІ материалы консорциума «Евробеларусь». [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://eurobelarus.info. Дата доступа : 01.12.2010.

 

Кутузова Н. Религиозный фактор в общественном пространстве Беларуси - «За свабоднае веравызнанне» № 30, кастрычнік - снежань 2011

 

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
5 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.