Проект «дорожной карты» для продвижения Беларуси в рамках инициативы Восточное партнерство:

Аўтар: 
Шавцова Дина, Кутузова Наталья

Введение: сущность и значение свободы религии и убеждений, цели «дорожной карты»

Тема данной «дорожной карты» не выделена как самостоятельная в документах инициативы Восточное партнерство и не обозначена в качестве одной из целей рабочей программы на 2009-2011 гг. (Eastern Partnership. Platform 1 "Dетосгасу, Good governance and StaЬility. Соге objectives and Work Programme 2009-2011). Однако, как свидетельствуют многие события, именно религиозные убеждения, порой, являются определяющими при принятии решений на различных уровнях, начиная от вопросов семейной, социальной жизни, и до принятия политических решений. Также в условиях, когда человеческое достоинство и права человека стали неотъемлемыми институтами и условиями развития демократии, религиозный мир стал стремительно развиваться, и сегодня он намного более разнообразен, чем это было на протяжении предыдущих столетии. Наряду с существованием традиционных религий, появляются все новые верования, и увеличивается количество их приверженцев. В таких условиях реальные гарантии, обеспечивающие реализацию права на свободу религии и убеждений, и соответствующие принятым в международном сообществе стандартам, являются одним из факторов развития демократии, а также стабильности и безопасности общества.

Значимость свободы религии и убеждений очень точно определена в одном из решений Европейского Суда по правам человека о данном праве:

«Закрепленная в статье 9 (ЕКПЧ) свобода мысли, совести и религии - одна из основ демократического общества согласно значению Конвенции. Именно религиозное измерение является одним из наиболее важных элементов, составляющих личность верующих и их восприятие жизни, оно также представляет ценность для атеистов, агностиков, скептиков и безразличных. От свободы мысли, совести и религии зависит плюрализм, неразрывно связанный с демократическим обществом, которое дорогой ценой завоевывалось столетиями», (Коккинакис против Греции. Решение Европейского Суда по правам человека от 25 мая 1993 г.,)

Представленный проект «дорожной карты- посвящен именно данному праву – свободе религии и убеждений как одному из базовых прав в системе прав человека.

Для государств европейского пространствами актуальными международными актами, закрепляющими данное право, являются Всеобщая Декларация прав человека, международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, культурных и социальных правах, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений и ряд других документов. В настоящее время отсутствует единый международный акт, посвященный свободе религии. Международные стандарты свободы религии и убеждений сформулированы во многих документах, в том числе и документах, являющихся источниками так называемого «мягкого» права, - резолюции конференций, рекомендации международных организаций. Перечень норм и документов, формирующих стандарты свободы религии и убеждений, приведен в конце данного проекта.

Свобода религии и убеждений включает в себя свободу исповедания какой-либо религии или убеждения, как в одиночку, так и в сообществе с другими, как публично, так и в частном порядке, через богослужение, следование религиозным обычаям или обучение. Свобода религии и убеждений также включает в себя право не иметь религии или убеждения, а также менять свою религию. Крайне важным является создание условий для свободного выражения своих религиозных взглядов и убеждений, а также обстановки толерантности. Это возможно при активном участи и самих религиозных организаций. Необходим диалог между лидерами, членами религиозных общин, неправительственными организациями, учеными и представителями властей. Такой диалог необходимо поощрять и поддерживать. Именно диалог способствует открытости общества, утверждению толерантности и взаимного уважения независимо от убеждений, предотвращает конфликты.

Когда мы говорим о данном праве, важно понимать, что ограничения свободы исповедовать религию или убеждения допускаются лишь в том случае, если эти ограничения предписаны законом и необходимы для защиты общественной безопасности, порядка, здоровья и морали или фундаментальных прав и свобод других. Налагаемые ограничения не могут быть применены способом, который исказил бы суть права.

Воспитание терпимости (толерантности) и недискриминации должно происходить в различных сферах, включая семью, общество, религиозные общины, политические партии и масс-медиа. Обучение в школе в особенности подходит для убеждения в том, что ценности, поддерживающие права человека, углубляют и укрепляют культуру веротерпимости и прав человека.

Целями данной «дорожной карты» являются:

- предложение видения состояния свободы религии и убеждений в Беларуси в актуальный момент,

- предложение первоначальных шагов для продвижения по обозначенным рамкам и ориентирам, основанным на международных стандартах свободы религии и убеждений.

 

Состояние свободы религии и убеждений в Беларуси в актуальный момент

Экспертные оценки, доклады неправительственных организаций, в том числе международных, позволяют выделить следующие основные проблемы в сфере свободы религии и убеждений в Беларуси

1. Отсутствие эффективной системы партнерства между государством, большинством религиозных организаций, экспертными сообществами (правозащитными, научными), общественностью в широком смысле. В результате государственная конфессиональная политика носит субъективный характер и является непрозрачной для акторов гражданского общества, отсутствуют механизмы ее корректировки акторами гражданского общества. Негативными результатами подобной политики являются ограничение права на совместное исповедание религии под угрозой уголовной ответственности, создание законодательных предпосылок для дискриминации по конфессиональному признаку, вмешательство во внутриконфессиональную деятельность путем нормативно-правового регулирования ряда вопросов (миссионерство, приглашение иностранных священнослужителей и др.), ограничение возможностей распространения религии, отсутствие прозрачных и доступныхмеханизмов получения земельныx участков для строительства свободно доступных мест богослужений, продолжающееся распространение в средствах массовой информации, печатных изданиях информации содержащей оскорбительныe суждения о некоторых конфессиях и верованиях.

2. Общественные комиссии по контролю за соблюдением прав граждан в области свободы совести и вероисповедания, созданные при государственных и местных органах власти, работают неэффективно, выполняя скорее декоративную формальную роль. В состав Общественных комиссий входят преимущественно чиновники, представители государственных учреждений образования, фактически не представлены, либо представлены слабо представители большинства религиозных организаций, общественных объединений республики. Отсутствует законодательная база функционирования подобных общественных комиссий, экспертных советов и прочих структур гражданского общества, способных выступать партнерами государства в проведении конфессиональной политики, а также оказывать влияние на корректировку конфессиональной политики в целях демократии.

3. Недостаток правовой грамотности граждан (как верующих, так и неверующих), в особенности педагогов в учреждениях образования; невостребованность информации о международных стандартах обеспечения свободы совести и религии; полное отсутствие данной информации в образовательном и воспитательном пространстве; отсутствие квалифицированныx специалистов (юристов, педагогов, психологов), имеющих опыт работы в обеспечении прав на свободу совести и вероисповедания, особенно в регионах РБ.

 

Рамки и ориентиры в области свободы религии и убеждений, к которым должны стремиться страны, определяются соответствующим и стандартами, закреплёнными в международных документах. Практические шаги, которые должны предпринять государства, чтобы обеспечить свободу личности исповедовать религию и убеждения, были детально сформулированы в итоговых документах Венской встречи 1986 года представителей государств-участников ОБСЕ, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, и относящихся к дальнейшим шагам после Совещания (4 ноября 1986 года - 19 января 1989 года). На основе данных документов (принципы 16, 17, 19,21) можно обозначить следующие рамки, ориентиры и направления действий, следуя которым государство будет продвигаться по пути реального обеспечения свободы религии и убеждений:

1. Государство принимает эффективные меры по предотвращению и ликвидации дискриминации лиц или объединений на почве религии или убеждений в отношении признания, осуществления и пользования правами человека и основными свободами во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и по обеспечению действительного равенства между верующими и неверующими;

2. Государство способствует климату взаимной терпимости и уважения между верующими различных объединений, а также между верующими и неверующими;

3. Государство предоставляет религиозным объединениям (сообществам), исповедующим или готовым исповедовать свою веру в конституционных рамках, признание статуса, предусмотренного соответствующим национальным законодательством;

4. Государство уважает права религиозных объединений (сообществ):

основывать и содержать свободно доступные места богослужений или собраний;

организовываться в соответствии со своей собственной иерархической и институциональной структурой;

выбирать, назначать и заменять свой персонал согласно своим соответствующим требованиям и стандартам, а также любым свободно достигнутым договоренностям между ними и государством;

испрашивать и получать добровольные финансовые и другие пожертвования;

5. Государство стремится к лучшему пониманию потребностей религиозных свобод путем вступления в диалог и консультации с религиозными объединениями (сообществами);

6. Государство уважает право каждого давать и получать религиозное образование на яэыке по своему выбору:

7. Государство уважает свободу родителей обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями;

8. Государство разрешает подготовку религиозного персонала в соответствующих заведениях;

9. Государство уважает право верующих и религиозных объединений приобретать и использовать священные книги, репигиозные издания на языке по своему выбору и другие предметы и материалы, относящиеся к исповеданию религии или веры, и владеть ими;

10. Государство разрешает религиозным культам, учреждениям и организациям производить, импортировать и распространять религиозные издания и материалы:

11. Государство благожелательно рассматривает заинтересованность религиозных объединений в участии в общественном диалоге, в том числе через средства массовой информации.

 

Первоначальные практические шаги для создания гарантий свободы религии и убеждений

Реализация предлагаемых шагов возможна в тесном сотрудничестве организаций гражданского общества и государственных органов. Данные шаги сформулированы с учетом актуального состояния отношений в сфере свободы религии и убеждений в Беларуси.

 

Мониторинг, просветительская и образовательная работа

1. Создание системы мониторинга состояния свободы религии и убеждений с участием государственных органов и представителей гражданского общества.

2. Создание сети информационно-консультативных центров и электронного ресурса для оказания соответствующей правовой, экспертной помощи лицам и религиозным организациям;

3. Создание и внедрение в системе образования, повышения квалификации, ПОДГОТОВКИ и переподготовки работников государственных, правоохранительных, судебных органов учебных курсов, посвященны~x свободе религии и убеждений в контексте прав человека.

Недискриминацияитолерантность 4. Внедрение в систему учебно-воспитательной работы европейского опыта преподавания религиоведения (теологии) в государственных школах на основе «Толедских принципов» ОБСЕ (2007), подчинённых принципу недискриминации по религиозному признаку и полному соблюдению прав в области свободы совести и вероисповедания.

5. Продвижение идей толерантности: публикации и программы в СМИ с привлечением представителей различных конфессий, создание и распространение соответствующих учебных и просветительских материалов в учреждениях образования, государственных органах.

 

Государственно-конфессиональный и межконфессиональный диалог

6. Создание площадок (семинары, круглые столы и пр.) для межконфессионального, с привлечением максимального числа действующих религиозных организаций, и государственно-конфессионального диалога для совместного открытого обсуждения вопросов свободы религии и убеждений.

 

Законодательство и правоприменение

7. Содействие реальному выпопнению белорусским государством обязательств, ваятых в рамках международных договоров, в области свободы религии и вероисповедания, имплементация между-

народно-правовых стандартов в данной сфере в национальное законодательство.

8. Проведение анализа действующего национального законодательства на предмет соответствия международно-правовым стандартам в области свободы религии и убеждений с привлечением экспертов международных организаций, в частности БДИПЧ ОБСЕ.

Поскольку В настоящее время отсутствует единый международный акт, посвященный свободе религии и убеждений, то представляется затруднительным найти единое для всех стран основание для оценки продвижения по «дорожной карте». В связи с этим полагаем целесообразным всем странам Восточного Партнерства разработать такие критерии оценки, основываясь на международных документах (источниках твердого и мягкого права), формирующих стандарты свободы религии и вероисповедания.

 

Основные документы и нормы, закрепляющие международные гарантии и стандарты свободы религии и убеждений

1) Международные конвенции ООН и ее специализированных структурных подразделений:

Всеобщая Декларация прав человека, статья 18;

международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП), статья 18; международный пакт об экономических, культурных и социальных правах, статья 13;

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений;

Замечания общего порядка № 22 Комитета ООН по правам человека;

доклады специальных докладчиков ООН;

Конвенция «О правах ребенка», статья14;

2) Совет Европы

Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статья 9;

Рекомендация 1556(2002) Парламентской Ассамблеи Совета Европы «Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе»;

Рекомендация ПАСЕ 1720 (2005) «Образование и религия»;

Резолюция ПАСЕ 1464 (2005) «Женщины и религия в Европе»;

Резолюция ПАСЕ 1510 (2006) «Свобода слова и уважение религиозных верований»;

Рекомендация ПАСЕ 1805 (2007) «Святотатство, религиозны оскорбления и враждебные высказывания в адрес лиц в связи с их религией»:

Хартия европейской безопасности (Стамбул, 1999);

Декларация Осло о свободе религии или убеждений (1998).

3) ОБСЕ

Обязательства и итоговые документы (заключительные акты) процесса ОБСЕ (в частности итоговый документ Венской встречи 1986 года представителей государств-участников ОБСЕ, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания (4 ноября 1986 года - 19 января 1989 года);

Свобода религии или вероисповедания: Законы, касающиеся структурирования религиозных сообществ (Справочный документ БДИПЧ 1999/4, Обзорная конференция ОБСЕ, сентябрь 1999);

Рекомендации по анализу законодательства о религии или вероисповедании, утверждены Венецианской комиссией 18.06.2004 на 59-м пленарном заседании и одобрены ПА ОБСЕ в июле 2004 года.

Дина Шавцова, Гражданская инициатива «За свободное вероисповедание»

Наталья Кутузова, председатель правления МОО «Центр изучения современной религиозности»

Проект «дорожной карты» для продвижения Беларуси в рамках инициативы Восточное партнерство: «Право на свободу религии и убеждений» в рамках платформы «Демократия, права человека, надлежащее управление и стабильность» - «За свабоднае веравызнанне» № 30, кастрычнік - снежань 2011

 

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
1 + 18 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.