Юридический комментарий по вопросу государственной регистрации религиозных общин с связи с делом Боровика

Аўтар: 
Дина Шавцова, юрист

В действиях Валентина Боровика отсутствует состав административного правонарушения.

1. В постановлении указано, что «В нарушение указанных требований (прим. — ст. 14 Закона РБ «О свободе совести и религиозных организациях) Боровик В. И. создал религиозную общину, в которой в настоящее время состоит менее 20 человек, достигших 18-летнего возраста, и которая действует без государственной регистрации, что является недопустимым».

Боровик В. и другие граждане являются верующими — христианами. В соответствии с Библией они регулярно собирались для совместной молитвы, изучения Священного Писания, что не является нарушением законодательства, а лишь реализацией конституционного права на совместное исповедание религии. При проведении религиозных собраний общественный порядок, права и интересы граждан не нарушались.

На собраниях, как правило, присутствовало менее 20 человек.

Данные действия суд признает правонарушением и полагает необходимым применить меры административной ответственности, предусмотренные статьей 9.9 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь. Тем самым суд признает обязательным условием реализации права на совместное исповедание религии наличие зарегистрированной в установленном порядке религиозной организации. То есть граждане в количестве менее двадцати человек не имеют права проводить совместные религиозные собрания, но в то же время у них нет возможности и зарегистрировать религиозную общину, поскольку в соответствии со статьей 14 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» для ее создания требуется 20 граждан Республики Беларусь.

Такое применение действующего законодательства противоречит Конституции Республики Беларусь и нормам международного законодательства и нарушает конституционное право граждан на свободу вероисповедания:

1) Конституция Республики Беларусь устанавливает:

Статья 31. «Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом».

Статья 23. «Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц».

Конституция имеет высшую юридическую силу и является актом прямого действия.

2) в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах (ратифицирован Республикой Беларусь и является частью национального законодательства) «Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц». Регистрация религиозной организации в качестве юридического лица не может являться условием для реализации гражданами права на совместное исповедание религии, поскольку ограничивает данное право.

Верующие имеют право регистрировать религиозную организацию в качестве юридического лица, но не обязаны это делать, что указано также в Рекомендациях по анализу законодательства о религии или вероисповедании (утверждено Венецианской Комиссией на 59-м Пленарном заседании (г. Венеция, 18-19 июня 2004 года), одобрено Парламентской Ассамблеей ОБСЕ на ежегодном заседании (г. Эдинбург, 5-9 июля 2004 года):

«Е. Законы, регулирующие регистрацию религиозных организаций и организаций, придерживающихся определенных убеждений:

1. Регистрация религиозных организаций и организаций, придерживающихся определенных убеждений. Законы о религиозных организациях, регулирующие приобретение правосубъектности посредством регистрации, инкорпорации и т.д., являются наиболее важными для религиозных организаций. Далее перечислены некоторые из наиболее серьезных проблем в этой области:

— Регистрация религиозных организаций сама по себе не должна быть обязательной, хотя требование от организации регистрации для приобретения ею правосубъектности и подобных правомочий (льгот) является возможным;

— Частным лицам и группам лиц должно предоставляться право исповедовать свою религию без регистрации, если они этого хотят...».

3) В соответствии со статьей 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права. Также статья 40 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» устанавливает, что «если международным договором, заключенным Республикой Беларусь, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора».

Ни Конституция, ни Международный пакт о гражданских и политических правах, ратифицированный Республикой Беларусь и являющийся частью национального законодательства, не устанавливают никаких ограничений для совместного исповедания религии, не устанавливают обязательное требование создавать религиозную организацию в качестве юридического лица для реализации права на совместное исповедание религии. В силу перечисленных норм законодательства такие действия, как «создание религиозной организации или руководство ею без государственной регистрации в установленном порядке» (часть 1 статьи 9.9 КоАП РБ) не образуют состава административного правонарушения.

Шавцова Д. Юридический комментарий по вопросу государственной регистрации религиозных общин с связи с делом Боровика. - «За свабоднае веравызнанне» № 20, жнівень — кастрычнік 2008

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
2 + 3 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.