Законодательство и практика религиозного воспитания

Аўтар: 
Дина Шавцова

Основы, определяющие отношения системы образования и религиозных организаций, а также отношение государства к религии (и религиозным организациям соответственно) в рамках образовательного процесса, изложены в нескольких нормах законодательных актов.

Как с позиции законодательства, так и на практике порядок взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями различных конфессий определен следующим образом: «Учреждения образования в вопросах воспитателshavtsova.jpgьной деятельности на основании письменных заявлений законных представителей детей (самих совершеннолетних обучающихся) во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь». (Закон Республики Беларусь «Об образовании», статья 1). Такая же норма содержится и в части четвертой статьи 9 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях». В преамбуле этого Закона государство указало, что оно признает роль отдельных конфессий как оказавших влияние на формирование духовных, культурных и государственных традиций Беларуси. И, как видно на практике, выбрав себе партнера из числа религиозных организаций, государственные органы взаимодействуют с ним в рамках заключаемых соглашений.

Что касается отношения государства к религии в рамках образовательного процесса, то здесь можно обнаружить нарушение законодательного принципа, изложенного в части первой статьи 9 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях»:

 

«Статья 9. Образование и религия

Национальная система образования в Республике Беларусь носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии».

Несмотря на то, что законодательно закреплена позиция государства — «не преследует цели формирования того или иного отношения к религии», — содержание отдельных учебных пособий для учреждений образования свидетельствует об обратном. В разделах учебников, освещающих религиозную жизнь Беларуси, в учебниках по религиоведению дается оценочная характеристика деятельности тех или иных религиозных организаций, их культовой практики. Такие оценки, хотят авторы учебников того или нет, формируют у учащихся и соответствующее этим оценкам отношение к религиям, представляемым организациями различных конфессий, — положительное или отрицательное.

В качестве иллюстрации возьмем учебное пособие «Религиоведение» под редакцией М. Я. Ленсу, Я. С. Яскевич, В. В. Кудрявцева. (Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений философских специальностей. 2-е издание, исправленное. Минск: ООО «Новое знание», 2004).

«Глава 10. Нетрадиционные религии (неокульты)

Феномен нетрадиционной религиозности представляет собой новое явление в духовной культуре международного сообщества. Нетрадиционная религиозность в науке и публицистике определяется по-разному: «неокульты», «религии нового века», «новые духовные объединения», «нетрадиционные религии»,»религиозные «культы», «внеконфессиональные организации», «тоталитарные секты», «деструктивные секты» и т.д.

Неокульты не только сами постоянно меняют названия своих общин, но и создают для вербовки последователей целую сеть общественных организаций...

10.9. Другие неокульты

...Христиане полного Евангелия (ХПЕ, неопятидесятники) зарегистрировали свою общину в Беларуси в 1995 году. Известны также под названиями «харизматы», «харизматики». (...) Ряд особенностей, отличающих ХПЕ от традиционного пятидесятничества (...) позволяет рассматривать неопятидесятничество как неокульт. ХПЕ — очень жестко структурно выстроенная организация, устанавливающая тотальный контроль над каждым своим членом. Мир, по представлению сектантов, делится на «царство Божие» и «царство дьявола».

И в конце данной главы автор подводит итог:

«Более 20 лет деятельности неокультов на постсоветском пространстве показали, что религиозные идеи и культовые действия этих объединений служат лишь прикрытием для реализации их истинных интересов. Деятельность деструктивных сект принесла неисчислимые беды не только молодым людям, но и их семьям, государству, обществу, системе образования и воспитания, национальной культуре и национальной безопасности. (...) Насущная задача государства и общества на современном этапе — воспрепятствовать распространению неокультов».

После изучения данного раздела учебного пособия «Религиоведение» у человека возникает естественная настороженность к описанным в нем религиям, если не сказать более — может появиться ощущение опасности деятельности последователей данных религий. Содержание подобных «учебных пособий» должно рассматриваться и оцениваться с позиций права. В условиях светской системы образования недопустимо, чтобы Министерство образования рекомендовало для учреждений образования учебные пособия, содержание которых не просто противоречит нормам закона, нарушает права личности, но формирует негативное отношение к отдельным религиозным организациям и распространяет семена религиозной розни в обществе, враждебно воздействует на личность на стадии ее формирования. Необходимо соблюдать научные и правовые основы принципов светского образования, а при необходимости предусмотреть и ответственность за их нарушение.

Шавцова Д. Законодательство и практика религиозного воспитания - «За свабоднае веравызнанне» № 19, красавік — май 2008

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
16 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.