О толерантности

Аўтар: 
Борис Черноглаз

Отрицание свободы... влечет за собой отрицание моральной ответственности и, следовательно, делает человека морально невменяемым. Тогда лишается почвы всякая мораль.

С. А. Левицкий. Трагедия свободы.

chernoglaz.jpgУ каждого, кто чувствует свою ответственность за происходящее в белорусском обществе, за его настоящее и будущее, не может не вызывать тревоги состояние морали, как личностной, так и общественной.

Мы живем на развалинах тоталитарной системы, которая десятилетиями уничтожала свободу личности, и большинство из нас, в той или иной степени, являются «жертвами» этой системы. Один из результатов этого — неспособность множества людей нести ответственность за свою жизнь и, как следствие, за общество, в котором они живут. Люди привыкли к тому, что «сверху» им будут «спущены» указания, что им делать, а чего не делать, где работать, во что верить — и т.д., и т.п. Еще более серьезный результат господства тоталитаризма — дух человеконенавистничества, насаждавшийся десятками лет в нескольких поколениях наших соотечественников и имевший воплощение в репрессиях против различных групп людей по классовому, национальному, религиозному и другим признакам. Права личности, включая право на жизнь, были обесценены.

К сожалению, сегодня мы должны констатировать печальный факт: вместо заботы об исцелении от последствий коммунистического тоталитаризма белорусскому обществу все более активно предлагают возврат в «темное прошлое». И жонглируя термином «толерантность», не раскрывают его смысл. Между тем ТОЛЕРАНТНОСТЬ — это особое нравственное качество, отражающее активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами иной национальной, религиозной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения.

Цель воспитания толерантности — формирование в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с вышеназванными людьми и группами. Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в двух взаимосвязанных блоках:

I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

1. Формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме.

2. Формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре.

3. Развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию.

4. Развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума, независимо от их групповой принадлежности и мировоззрения.

5. Формирование умения определять границы толерантности.

II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:

1. Профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе.

2. Гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания.

3. Включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности.

4. Реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.

Борис Черноглаз

--------

Подходы к воспитанию толерантности:

Личностно-ориентированный:

— признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;

— признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;

— опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, «Я-концепцию» партнера;

— индивидуальный подход.

Деятельностный:

— опора на активность, сознательность и самостоятельность;

— ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка;

— обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;

— построение воспитания посредством специально организуемой деятельности и общения детей.

Черноглаз Б. О толерантности. - «За свабоднае веравызнанне» № 19, красавік — май 2008

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
1 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.