Вера, закон и мы: Религиозные свободы в Беларуси глазами американских аналитиков

Аўтар: 
Я.Б.

Государственный департамент США, который уже много лет проводит мониторинг соблюдения основных прав человека во всем мире, опубликовал свой очередной доклад, в котором значительное место отведено анализу религиозной ситуации в Беларуси и взаимоотношениям государства с основными конфессиями, деноминациями и отдельными религиозными группами, действующими в стране. Рассматриваются события, которые произошли в Беларуси в 2006-2007 годах.

old-woman.jpg

Голодовка католиков в Гродно. 6 декабря 2006

Было отмечено, что правительство США стремится постоянно обсуждать вопросы свободы вероисповедания с белорусскими властями в рамках общей политики содействия соблюдению прав человека, однако «должностные лица не единожды отклоняли предложения представителей правительства США встретиться, чтобы обсудить те акции, которые воспринимаются как нарушения».

Основной вывод, который сделан в докладе, неутешителен: правительство Беларуси «продолжает ограничивать свободу вероисповедания на основании отдельных положений Закона о свободе совести и религиозных организациях».

На 1 января 2007 года в стране было зарегистрировано 25 конфессий и деноминаций, объединяющих 3103 религиозные организации (2953 религиозные общины и 150 республиканских и конфессиональных объединений (монастырей, братств и т.д.).

Из общего числа приходов: 1399 — православных, 440 — римско-католических, 267 — евангельских христиан-баптистов, 74 — адвентистов седьмого дня, 54 — христиан полного Евангелия, 46 — иудеев, 33 — старообрядцев, 27 — лютеран, 26 — свидетелей Иеговы, 24 — мусульман, 21 — новоапостольской церкви, 13 — греко-католиков, 9 — христиан веры апостольской, 6 — кришнаитов, 5 — бахаев, 5 — церкви Христовой, 4 — мормонов, 2 — мессиан, по одному — реформистов, пресвитерианцев, армян веры апостольской, католиков латинского обряда и Иоганской церкви (данные Аппарата уполномоченного по делам религий и национальностей). В целом в Беларуси около 50% населения причисляет себя к верующим.

Несмотря на то, что в Конституции Республики Беларусь утверждается равенство религий и конфессий перед законом, в ней же содержится ограничительная формулировка, устанавливающая, что отношения между государством и религиозными организациями «регулируются с учетом их вклада в формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа». Это противоречие позволяет осуществлять определенный контроль со стороны властей за деятельностью религиозных групп. К примеру, Закон требует получения предварительного разрешения властей на ввоз и распространение религиозной литературы, не позволяет иностранным гражданам руководить религиозными организациями, ограничивает деятельность общин канонической территорией, устанавливает сложные требования к регистрации и т.д. В результате религиозные общины не раз выставляли требование отменить, по крайней мере, часть дискриминационных положений Закона 2002 года.

Неравенство взаимоотношений государства с религиозными структурами подчеркивает Соглашение 2003 года, заключенное с Белорусским экзархатом Русской православной церкви (Белорусской православной церковью), которое предполагает сотрудничество в осуществлении политики в различных областях, включая образование, развитие и защиту культурного наследия и безопасность, борьбу с «псевдорелигиозными структурами, представляющими опасность для личности и общества» (которые документально так и не были обозначены), и т.д. Государство оказывает православной церкви значительную материальную поддержку: только в 2006 году на осуществление проектов Белорусской православной церкви было выделено три миллиона долларов.

По отношению ко многим другим религиозным организациям правительство не только не осуществляло материальной поддержки, но нередко создавало серьезные препятствия для выполнения обрядов и соблюдения традиций. Чаще всего это делалось не впрямую, а косвенно, опосредованно: всё больше чинилось препятствий иностранным миссионерам, священнослужителям и работникам благотворительных организаций, которым без серьезных оснований отказывали в визе или аннулировали ранее выданные визы, а уже работающих на территории Беларуси депортировали, нередко по надуманным причинам. Иногда к ним со стороны чиновников проявлялось откровенное неуважение или даже нетерпимость на религиозной почве, а правительство при этом не выступало с осуждением таких явлений.

Получению разрешения на посещение страны священнослужителями из-за рубежа часто предшествуют продолжительные бюрократические процедуры. Закон требует от них получения многоразовых виз, в которых было бы отмечено специальное разрешение заниматься «религиозной деятельностью». Аппарат уполномоченного по делам религий и национальностей принимает решение в течение 20 дней. Механизма, который бы позволял обжаловать решение, не существует. В требования к процедуре получения визы в феврале 2006 года были внесены изменения, но единой системы таких требований, тем не менее, нет, что серьезно затрудняет возможность для миссионеров и сотрудников благотворительных миссий жить и работать в стране.

Весной 2006 года власти отказались возобновить разрешение на работу в Беларуси основателю Минской церкви «Новый завет», пастору ее мессианской еврейской общины, американскому гражданину, который до этого работал в Беларуси в течение 10 лет. В 2007 году пастор покинул страну.

В октябре 2006 года власти также отказались возобновить визы 12 римско-католическим сестрам и ксендзам из Польши, которые до этого отработали в Беларуси 10 лет, объяснив, что все дело в необходимости трудоустраивать выпускников римско-католических семинарий.

Власти создают искусственные трудности для работы иностранных миссионеров. Например, им не разрешают принимать участие в религиозной деятельности вне приглашающих организаций, а каждый случай перехода следует согласовывать с государственными органами. В противном случае священнослужителя ждут штрафные санкции, как это было с римско-католическим священником Антонием Качко.

В Беларуси как зарегистрированные, так и незарегистрированные религиозные группы сталкивались со сложностями при попытке арендовать или купить недвижимость для проведения богослужений, построить культовое здание или вернуть себе некогда реквизированное государством. Нередко государство создает искусственные сложности при решении вопросов, связанных с переводом помещений из жилого фонда в нежилой для последующего использования в религиозных целях. Как правило, случается это с протестантскими церквами или иными «нетрадиционными» группами, которые оказываются в искусственно созданном замкнутом круге: они получают отказ на аренду или строительство из-за того, что являются незарегистрированными группами, а пройти регистрацию не могут из-за отсутствия юридического адреса. В условиях такого прессинга длительное время находится целый ряд протестантских общин.

Нередко сложности с оформлением документации длятся годами. В докладе Госдепартамента приводится такой факт: Евангелическо-Лютеранская церковь пытается зарегистрироваться как республиканское объединение, начиная с октября 2004 года провела за это время в Бобруйске четыре учредительные конференции, стремясь соответствовать требованиям регистрации, а в регистрационных документах чиновники все равно обнаруживают «технические ошибки».

Для официального признания тех общин, деятельность которых с точки зрения властей является нежелательной на территории страны, создаются и иные препятствия для официального признания, например, отказ в предоставлении помещений для богослужений. При этом идет ссылка на постановления по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий. Должностные лица (чаще всего это, естественно, директора Домов культуры) отказываются заключать или продлевать уже существующие договоры с религиозными группами. Так, 28 декабря 2006 года власти сорвали семинар, посвященный проблеме семейных отношений, который проводился в помещении воложинского Дома культуры. В тот же день администрация Воложинского района уволила 15 сотрудников Дома культуры, допустивших проведение этого семинара. А все дело в том, что семинар проводил пастор церкви евангельских христиан-баптистов.

goncharenko2.jpg

Пастор протестантской церкви «Новая жизнь» Вячеслав Гончаренко во время совместной молитвы верующих-протестантов, Минск, 3 мая 2007 года.

Для принятия негативного решения для неугодной религиозной организации нередко используется санитарная служба или пожарная команда, которые заявляют о невозможности эксплуатации помещений по санитарному или противопожарному их состоянию. Чаще всего тенденциозность таких заявлений (а также и властей, которые стоят за всем этим) видна невооруженным глазом. К примеру, 4 декабря 2006 года по требованию санитарной службы станция технического обслуживания отказала в помещении Минскому обществу сознания Кришны, хотя другим арендаторам было позволено остаться.

Нередко поведение властей вызывает возмущение верующих и подталкивает их к экстремальным действиям, после чего власти вынуждены уступить. Так было принято администрацией города Гродно решение о строительстве костела римско-католической общиной Найсвятейшей Панны Марии, Матери Милосердия, насчитывающей несколько тысяч верующих. Этого разрешения община добивалась 8 лет и получила его лишь тогда, когда группа прихожан объявила в декабре 2006 года голодовку.

Часто причины отказа в предоставлении помещений поражают своим откровенно неуважительным характером. Так, 25 июня 2007 года администрация Центрального района г. Минска сообщила церкви «Иоанн Предтеча», что та не может арендовать помещение во Дворце профсоюзов «из-за сложностей с составлением расписания».

В учебных заведениях страны используются книги, способствующие воспитанию религиозной нетерпимости к «нетрадиционным» верованиям. Несмотря на протесты со стороны религиозных групп, эти учебные пособия не переиздаются, а если и переиздаются, то в тексты не вносится почти никаких изменений. К примеру, в учебнике «Человек, общество и государство» до сих пор общины протестантов и кришнаитов называют сектами. (С советских времён это слово воспринимается людьми крайне негативно. — Ред.)

Власти используют административный ресурс для силового подавления недовольства религиозных организаций политикой властей в вопросах свободы вероисповедания. В докладе Государственного Департамента США приводится, в частности, такой факт: Минский горисполком 4 июня 2007 года не дал разрешения незарегистрированной партии «Белорусская христианская демократия» провести на площади Свободы акцию протеста против подавления в Беларуси религиозных свобод.

Всё вышеперечисленное свидетельствует о том, что проблема религиозных свобод в стране ещё далека от решения, и американские аналитики заостряют на этом свое внимание.

Я.Б. Вера, закон и мы: Религиозные свободы в Беларуси глазами американских аналитиков. - «За свабоднае веравызнанне» № 19, красавік — май 2008

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
1 + 11 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.