Государство и Церковь в 2006 году: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос»

Аўтар: 
Валентина Тригубович

Статья подготовлена специально для «Белорусского ежегодника — 2006». Этот сборник обзорных и аналитических материалов по развитию ситуации в Республике Беларусь в 2006 году издан в Вильнюсе (2007).

Своего рода ключом к пониманию истинного отношения государства к религии стало выступление академика Анатолия Рубинова, первого заместителя главы Администрации президента Республики Беларусь. Опубликованное в главной государственной газете, оно удивило (или шокировало), пожалуй, лишь тех, кто черпает информацию о жизни общества исключительно из передач Белорусского телевидения. Академик был достаточно прям и откровенен: «усиление влияния религии означает одновременно ослабление влияния государства, государственной идеологии», «государству уже будет трудно перетягивать на свою сторону тех, кто попал под влияние и контроль церкви»1. Анатолий Рубинов не употребляет в своем выступлении понятия «атеизм», но из контекста легко можно почувствовать, что физику по образованию и чиновнику по положению ближе и понятнее люди советской формации, верящие директивам и лозунгам, а не Всевышнему, какое бы имя Он ни носил в учении иудеев, христиан, мусульман... (Феномен религии господин Рубинов трактует в своей статье настолько вульгарно и упрощенно, что даже спрашивать не стоит, читал ли он по этой теме что-либо, кроме шпаргалок по атеизму в студенческие годы.) Академик-чиновник ратует за возвращение государственного безбожия, потому что не понимает верующих людей, страшится их силы духа, не может ничего этому противопоставить, кроме нелогичных фантазий и собственных предубеждений. С подобным комплексом советского сознания правозащитники Гражданской инициативы «За свободное вероисповедание» столкнулись еще в 2002 году, когда принимался Закон «О свободе совести и религиозных организациях». Преобладающее большинство депутатов Палаты представителей никак не могло понять, о какой дискриминации пытаются им сказать независимые эксперты, в чем верующие видят оскорбление чувств или ущемление прав.

«Советское» сознание изначально безальтернативно, не признает инакомыслия, и все многолетние старания православного клира стать для власти «своими» этим выступлением Анатолия Рубинова старательно перечеркнуты. Нынешняя власть БОИТСЯ верующих, даже если они ведут себя тише воды, ниже травы (общины почти всех зарегистрированных конфессий и направлений придерживаются подобной тактики, замыкаясь в своей среде, в своих внутренних проблемах). И все равно власть старается при каждой возможности ограничить деятельность верующих и контролировать каждый их шаг. Можно предположить, что вскоре и православные испытают немалые трудности. Ведь они были (порой сами того не подозревая) действенной частью проекта «союзное государство». Рушится проект, страдают исполнители. Разве что попробовать «колебаться вместе с линией»: коль глава государства заговорил о незыблемости суверенитета, независимости, может, стоит вспомнить об автокефалии.

Выступление главного идеолога страны (именно так воспринимается должность первого заместителя главы Администрации) не могло быть отражением его личных симпатий-антипатий. Возможно, идет разработка некой новой «линии поведения» в отношении верующих и высказанные «тезисы» являются этаким пробным шаром: как среагируют те, кого это непосредственно задевает. Несмотря на вежливую констатацию реалий («в Беларуси сосуществуют разные религии»), все претензии, все недовольство «излишней активностью церкви» прочитываются как упрек церкви православной. Парадокс? Ведь именно она самая приближенная, финансируемая из госбюджета. Заключенное в 2003 году соглашение между Белорусской православной церковью (экзархатом Русской православной церкви Московского патриархата) и белорусским государством дало ей монопольное право на деловое сотрудничество с различными структурами более чем десяти министерств и ведомств. То есть, приблизило ее к государственным рычагам. (Что негативно было воспринято не только инославными, но и частью православного люда.) А теперь вдруг, словно окрик, напоминание: «не надо забывать, что церковь у нас отделена от государства», «стремление проникнуть в среднее и высшее образование вызывает озабоченность». Во-первых, слова про отделение — это у господина Рубинова воспоминание о советской Конституции, в нынешней такого текста нет. Во-вторых, министерства, отвечающие за образование, присутствуют в упомянутом соглашении, следовательно, решать вопросы надлежит в рабочем порядке. Аргументированные замечания и протесты общественности по этим вопросам власть предержащие все годы полностью игнорировали. И вдруг… Можно предположить, что власти обижены, недовольны, поскольку не получили того, на что рассчитывали в своем советском самомнении. Церковь не создала в стране рабское послушание правящей вертикали и всеобщий «одобрям-с». Лояльные правителям православные клир и паства в преобладающем большинстве Закон Божий чтят выше президентских декретов и правило «Богу — Богово, кесарю — кесарево» не переписывают. Как бы ни старались официальные журналисты, цитируя президента, доказать, что «у государства и церкви одни и те же цели — общественное согласие и единство народа»2, Православная церковь (любая религия!) имеет собственные цели и задачи, ими она и озабочена в первую очередь. Управлять общиной верующих можно лишь до определенного предела, отпор она также способна дать консолидированный. 2006-й показал это очень убедительно на примере протестантской церкви «Новая жизнь». Но об этом немного позже.

Предупреждая «своих» церковников, академик Рубинов тем самым ясно дает понять остальным: не надейтесь на свободу и послабления, мы видим ваши «вражеские происки», идеологические отклонения от «правильной линии», от государственной идеологии.

В Белорусском экзархате отреагировали на это выступление в прессе. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, патриарший экзарх всея Беларуси, обратился с письмом в Администрацию президента Александра Лукашенко с просьбой прокомментировать публикацию в «Советской Белоруссии», которая содержит «некорректные высказывания и оскорбляющие верующих положения»3. Официального ответа на его письмо до конца года не получили, но косвенно некоторое охлаждение отношений подтвердилось на встрече президента с членами синода Белорусской православной церкви 21 декабря. Выказав горячие заверения в дальнейшей поддержке и обещание финансировать, поблагодарив за активизацию социального служения и озвучив ряд других рассуждений, президент напомнил, что Беларусь многоконфессиональная страна и политика в ней «направлена на поддержание веротерпимости, мира и согласия между людьми разных вероисповеданий. Ставить православную идею в основу государственной идеологии пока нельзя»4. (Интересно было бы прочесть подобный проект и узнать имя автора! Не с ним ли — анонимом для читателей — полемизировал главный идеолог страны?)

Выступление академика Рубинова не обошли вниманием многие издания, но, несомненно, наиболее детально рассмотрел его христианский публицист и философ (католический монах) Петр Рудковский. Он полагает, что статья — «серьезный вызов всему христианскому сообществу в Беларуси, которое составляет (по официальным данным) около 85% населения», и аргументированно опровергает многие инсинуации автора о религии как таковой и ее месте/роли в обществе. Вот его комментарий к опасению главного идеолога страны относительно ослабления влияния государства при усилении влияния религии: «Действительно, религия, первым повелением которой есть: «Не имей иных богов, кроме Меня», является реальным конкурентом для такого модерного бога, как государство. Религия учит, что человек — это «образ и подобие Бога», а это дает людям чувство собственного достоинства и освобождает от всяких детерминизмов — исторических, культурных, политических, идеологических. Государственная идеология говорит человеку: ты — продукт общества, без общества ты — никто, нуль, пустое место; в то время как христианская религия говорит иначе: ты — Личность, ты — ценность сама в себе, твоя ценность не зависит от общества, от государства, от истории. За что преследовали христиан в Древнем Риме? За неверность государственной идеологии, за то, что они не хотели признать, что император — это бог. И если кто-то хочет по той самой причине начать преследование христиан в Беларуси, то пусть сначала вспомнит, чем это кончилось в Римской империи...»5. Первая реакция на выступление господина Рубинова уже замечена: в провинции идеологически чуткие библиотекари убрали с открытых стендов книги и журналы религиозного содержания. Неважно, православные они, католические, протестантские или какие-нибудь иные.

Тем не менее возвращение христианства (и других религий также) в повседневную жизнь людей, активно начавшееся в годы горбачевской перестройки, продолжается. Можно констатировать спад экзальтированности, моды на демонстрацию собственной причастности к религиозному сообществу, что наблюдалось вначале, зато стала ярче видна забота церквей (руководства общин, объединений, самих верующих) об укреплении своих позиций, умножении своих рядов. Так, шесть протоиереев Минской епархии направили в июне «Пастырское увещевание» издателю В. Чертовичу. Этот руководитель ЗАО «Православная книга», в котором значительная доля акций принадлежала епархии, много лет поставлял на рынок литературу расистского, шовинистического характера, но критика его деятельности озабоченной этими вопросами общественности не доходила до святых отцов. Наконец, В. Чертович перешел «черту». Злые языки утверждают: книгой, где карикатур на Владимира Путина больше, чем даже на сионистов. Официально: опубликовав «одиозные материалы, нередко почерпнутые из чуждых Церкви источников»6. Епархия вышла из состава акционеров, запретив В. Чертовичу пользоваться прежним названием. Но под вывеской «Христианской инициативы» он продолжает ту же самую деятельность, понося к тому же вчерашних союзников на страницах одиозных российских изданий. Достаточно ли будет «пастырского увещевания» или понадобится применить закон, покажет ближайшее время. Обошлась ведь Церковь без сотрудничества с режиссером Ю. Азаренком на «Вербном кирмаше» (в первоначальной программе планировалась творческая встреча с ним). Показ фильмов и встречу отменили, поскольку «священники и верующие выступили против идеологизации мероприятия». Мотив «только без политики!» характерен теперь для всех религиозных объединений, хотя уже самим фактом своего существования они в ней замешаны. Подрывают же авторитет той либо иной церкви, а вместе с этим — и доверие к самому вероучению порой такие мелкие, необязательные действия… Вроде вручения церковного ордена человеку, которого общественное мнение считает убийцей политических оппонентов нынешней власти. Трудно переступить через подобное.

Может, именно потому часто не вероучительные отличия становятся предметом дискуссий или объектом выбора для новообращенных, а только положение той или иной церкви (конфессии) в системе «государство — общество». Словно в противовес этому, хотя с совершенно иной мотивацией, возникло движение «Молитва за Беларусь». В нем участвуют православные и католики, евангельские христиане и все совестливые люди. Цель: объединиться в общей молитве (сообразно принятым формам вероисповедания каждого участника), чтобы просить Божьей милости для оздоровления нашей нации. По пятницам в 20:00 инициаторы этого движения предлагают всем обратить свои сердца к Господу, чтобы совместная молитва была Им услышана и «принесла благословение, истину и свободу в нашу страну»7. Это неформальное объединение людей исключительно на уровне молитвы, духовного общения возникло из желания, «чтобы правда и справедливость взяли верх на нашей земле, а всякое беззаконие было посрамлено». Известный белорусский поэт и философ Алесь Разанов назвал эту христианскую инициативу событием номер один 2006 года. К ней уже присоединились тысячи людей по всей стране, сотни людей поставили свои подписи под воззванием нового движения на сайте www.zabelarus.info. Всего-то и надо: помолиться каждую пятницу. В 20:00. Искренне, истово. Попытайтесь… Бог милостив. «И суд отступил назад, и правда стала вдали; ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти. И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам его, что нет суда». (Исаия, 59:14—16)

К общественным межконфессиональным инициативам следует отнести и «круглый стол», проведенный 18—19 декабря в офисе Партии БНФ. Он назывался «Христианские ценности в современной Беларуси: сохраненные традицией, внедренные образованием, отброшенные безверием» и ставил своей целью рассмотреть, как христианское мировосприятие воздействует на стереотипы советского сознания, как оно влияет на сложившуюся в стране общественно-политическую ситуацию. Доклады и дискуссии были очень интересны, но число участников невелико. И это показательно. Хотя организаторы приглашали для беседы людей лично знакомых, небезразличных к заявленной теме, многие (с объяснением или без) не решились участвовать в «круглом столе». Причин несколько. Во-первых, место проведения. Посетить офис оппозиционной партии — это дать повод властям заподозрить тебя в нелояльности, а любой, имеющий контакты с госструктурами, знает, что это может обернуться против человека в любой момент. Во-вторых, белорусское общество еще очень разделено мелкими групповыми интересами, интеграционные идеи формируются медленно. Каждая группа при этом агрессивно претендует на истину в последней инстанции, не слушая других. Это наблюдается в общественно-политической сфере, жесткие границы и «рамки» существуют в конфессиональных образованиях. Даже за «круглым столом» были попытки свое понимание христианства представить как единственно правильное, обвинить всех остальных в ереси. Но организаторами ставилась задача поговорить о том, что всех объединяет, с чем христиане разных деноминаций вместе могут выйти к атеистам и просто неосведомленным о Доброй Вести своим согражданам, как они могут повлиять на лидеров и активистов, чтобы белорусская политика была более моральной, чтобы открытость, правда и справедливость доминировали в ней. И потому терминология была выбрана чисто светская, ведь в храмах не пользуются выражением «христианские ценности». Белорусам же очень нужно научиться говорить друг с другом, нужен постоянный диалог на всех уровнях социальной лестницы.

И если инициаторы такого диалога или всеобщей молитвы сегодня многим кажутся белыми воронами, то, заметим, уже само их появление свидетельствует о динамике общественных процессов, о трансформации общественного сознания. Попутно отметим, что Партия БНФ, в программных документах которой христианские ценности фигурировали со времени ее создания, именно в последнее время стала все чаще обращаться к разговорам на эту тему. И среди своих членов, и при контактах с единомышленниками за рубежом, где она является членом «семьи» консервативных (народных) и христианско-демократических партий. Так, например, на проходившем 9—10 ноября в Братиславе Десятом диалоге между Православной церковью и Группой европарламентариев Народной партии (христианские демократы) и Европейских демократов председатель Партии БНФ Винцук Вячорка выступал с докладом. Продолжается подготовительная работа по созданию в Беларуси христианско-демократической партии. Две инициативные группы разрабатывают программные документы и определяются с будущими членами и союзниками. Как скоро дело дойдет до организационных мероприятий, трудно предположить. Уж больно неблагоприятный климат в стране для регистрации и деятельности любой независимой структуры.

Вот опять мы невольно вышли на актуальную для многих общин тему — взаимоотношения с государством. Протестанты здесь самые пострадавшие. Судебными решениями были ликвидированы минские общины, пасторами которых являлись Эрнст Сабила, Лявон Липень и Георгий Вязовский. Формальное основание: отсутствие юридического адреса в нежилом фонде. (Но в этом «фонде» что-то получить сегодня «не своим» практически невозможно.) Административные штрафы стали обычной практикой. Самые, пожалуй, курьезные случаи: наказание за проведение богослужения без разрешения властей получил 78-летний ксендз Антоний Кочко, за крещение на водохранилище в Барановичах — пастор Сергей Познякевич, за уклонение от регистрации — Илья Радкович из местечка Повить Кобринского района. Юрист Сергей Шавцов за организацию семинара на библийную тему, а пастор Георгий Вязовский за проведение богослужения в частном (собственном!) доме отсидели по 10 суток. (Тюремное наказание за богослужение в постсоветское время было применено впервые.) Отсидел срок в Жодинской тюрьме и отец Андрей Сидорович, монах-марианин, имевший до того приход в Орше. По велению души оказался он в марте на протестующей Октябрьской площади в Минске, переименованной борцами за свободу и справедливость в площадь Калиновского, и исполнял свои пастырские обязанности на протяжении всего срока существования палаточного лагеря. Там было немало представителей разных конфессий, и лозунг, начинавшийся словом «верим!», для них наполнялся особым смыслом. Похоже, после Площади и тюрьмы отец Андрей отправлен своим руководством в ссылку, он получил назначение в глухую деревню на Витебщине. Пусть и с очень богатой историей... Будет время у пастыря для размышлений.

В 2006 году достойно выстояла и победила (отстояла свой храм!) в противоборстве с чиновниками минская церковь «Новая жизнь», входящая в Религиозное объединение христиан полного Евангелия. (Правда, судебные разборки еще продолжаются.) Эта более чем тысячная община верующих купила в 2002 году заброшенный колхозный коровник на минской окраине, своими руками и средствами превратила его в ухоженное и удобное помещение, где проходят богослужения, занятия детской воскресной школы, различные культурные мероприятия. Но чиновники Мингорисполкома отказались перерегистрировать здание как культовое, вследствие чего администратора церкви и пастора постоянно штрафовали за проведение богослужений без разрешения властей. В 2005 году церковь лишили права на пользование прилегающим земельным участком. (Дескать, нецелевое использование земли, вот если бы они коров разводили… Чистая демагогия: разведение скота в городе запрещено.) Одновременно было принято решение о принудительном выкупе здания. (Зачем? Оно стоит на далекой окраине, в чистом поле. Никаких официальных планов застройки этой территории на суде предъявлено не было.) Сумма, которую Мингорисполком после суда оперативно перевел на счет церкви «Новая жизнь», не позволяет купить в Минске даже однокомнатную квартиру, а тут во владении общины более 1600 кв. метров «освоенной» площади. И люди сказали: «По собственной воле мы храм не покинем». 5 октября 2006 года началась акция протеста — пост-голодовка. Она продлилась 23 дня и была прекращена лишь после получения известия, что коллегия Высшего хозяйственного суда опротестовала предыдущее решение в отношении церкви «Новая жизнь» и дело будет пересматриваться.

Что предшествовало такому решению властей? Юристы церкви годами вели тяжбу. Все документы на собственность были оформлены надлежащим образом. На решения судов писались жалобы и апелляции, десятки их шли во все соответствующие инстанции. Информация о положении дел тут же передавалась как членам общины и единоверцам в Беларуси и мире, так и журналистам, всем интересующимся. Оперативно обновлялись новости на сайте www.newlife.by. Готовясь к акции протеста, «Новая жизнь» договорилась о сотрудничестве с Международной телерадиосетью TBN. Постоянно «были на связи» и белорусские правозащитники. В истории белорусского сопротивления последних лет это была одна из самых удачных, подготовленных и грамотно проведенных акций. В ней все участвовали по убеждению, люди были готовы за свою веру, за свои принципы идти до конца. В первый вечер голодовку объявили 16 членов общины во главе с пастором Вячеславом Гончаренко, через несколько дней голодающих были сотни — в самой церкви, в других общинах Минска и Беларуси. Кампания солидарности набирала скорость лавины: письма со словами поддержки и благодарности за отвагу в отстаивании благородных убеждений и человеческого достоинства шли на адрес церкви от людей разных вероисповеданий, национальностей и гражданской принадлежности, от общественных организаций, демократических партий, религиозных объединений. Тысячи писем протеста против несоблюдения прав и свобод были направлены из разных стран мира в Администрацию президента, посольства Беларуси, другие учреждения. Незнакомые люди приходили помочь, поддержать, приносили матрацы, одеяла, теплую одежду. Когда местные врачи отказались вести постоянное наблюдение за состоянием здоровья голодающих, этим занялся Артем Адаменко, евангельский христианин из Брагина Гомельской области. Анестезиолог-реаниматолог, он специально ради этого приехал в столицу. Церковь в дни голодовки посетили многие политики и общественные деятели, люди культуры и искусства, представители дипломатического корпуса. И хотя официальные белорусские СМИ «не замечали» это событие, а попытка Столичного телевидения извратить факты вынудила юристов «Новой жизни» подать очередной иск, о борьбе протестантской общины за свою веру, за свои права, за свою собственность знали многие. (Отношение к акции было далеко не однозначным, надо признать. Нашлись и вандалы, облившие черной краской здание, втихую написавшие на стене свое «мнение». Бог им судья.)

Тысячи людей пришли 21 октября на площадь Бангалор в Минске публично выразить свою поддержку. Разговор от частного — ситуации с церковью «Новая жизнь» — естественно перешел на общие проблемы, затронул и Закон «О свободе совести и религиозных организациях», дискриминационные положения которого отрицательно влияют на жизнь верующих. Вот цитата из речи пастора «Церкви Иисуса Христа» Бориса Черноглаза: «То, что долгое время происходит с церковью «Новая жизнь», — не единичный и не частный случай, как это пытаются представить чиновники Мингорисполкома и Комитета по делам религий. К сожалению, в нашей стране несправедливое отношение к евангельским верующим стало закономерностью. Мы не требуем от государства какой-либо поддержки нашим церквам для их деятельности. Евангельские верующие — это люди, которые жертвуют своим временем, финансовыми средствами и многим другим, и это позволяет не только осуществлять служение церквей, но и оказывать помощь малоимущим и сиротам, помогать реабилитироваться алкоголикам и наркоманам, а также осуществлять другие социальные программы. Мы требуем сегодня лишь одного — не мешать нам делать то, что нам как Его церкви предназначил делать Сам Бог. (...) Мы требуем начать процесс внесения изменений в существующий закон с учетом интересов всех религиозных конфессий в Беларуси, а также уже имеющегося опыта действия этого закона. Мы готовы участвовать в этом, готовы к диалогу с властями на основе признания наших прав и взаимного уважения»8.

Консолидированная акция протеста не прерывала молитвенную жизнь общины «Новая жизнь». Богослужения даже стали еще более массовыми, новые люди присоединялись из солидарности, из любопытства, из восхищения… (А может: по вере, по наитию, по промыслу Божию…)

Пастор Вячеслав Гончаренко явно стал открытием для общества, «человеком года». В ходе акции протеста он был вызван в Администрацию президента для беседы с начальником главного идеологического управления Олегом Пролесковским. Именно после этой непродолжительной беседы началось «решение вопроса в правовом поле». Не прошло и недели, как были отменены все 11 предыдущих судебных решений. Умело (правильно) организованная голодовка, несмотря на свою продолжительность, не имела трагических последствий для ее участников. Молитвенная поддержка христиан всего мира — от России до Австралии — постоянно вдохновляла и поддерживала голодающих и постящихся. Акция на определенном этапе приобрела форму марафона. Если по медицинским показаниям кто-то вынужден был остановить голодовку, его место тут же занимал кто-то другой.

Некоторое время спустя после этой общей победы в Религиозном объединении христиан полного Евангелия проходили очередные выборы. И старший пастор церкви «Новая жизнь» Вячеслав Гончаренко стал епископом — главой объединения. Молодой человек с обаятельной улыбкой, сын христианина, много претерпевшего за веру в советское время, отец трех прекрасных дочерей, как любит напоминать он сам, издал в 2006 году книгу «Ты будешь жить вечно». В биографической справке на ее обложке написано: «В возрасте 21 года он был призван Богом на служение. В 1992 году Господь явился ему и дал четкое, ясное видение его жизни, указал направление стартовавшей церкви. Привести свое поколение к Богу — этому посвящена его жизнь». Креативный лидер!

Голодовка как последнее средство, как отчаянный довод при отстаивании своих законных прав в современной Беларуси применялась уже многократно. С разными результатами. Церковь «Новая жизнь» была самой убедительной и успешной в этом. И последователи не заставили себя ждать. 1 декабря в Гродно начали голодовку ксендз Александр Шемет и 11 верующих, среди которых двое 79-летних. Требование к местной власти: дать разрешение на строительство костела, о чем они просят уже 10 лет. Через пять дней вопрос был решен: из облисполкома пришло нужное письмо. Польская «Gazeta Wyborcza» сообщение об этом дала под заголовком «Лукашенко капитулировал перед голодающими»9. Но протест и голодовка более ста верующих в деревнях Лаздуны и Юратишки не принесли желаемого. Люди хотели, чтобы власть предержащие продлили визу их ксендзу Марьюшу Ильяшевичу — гражданину Польши, который служил в Беларуси уже 13 лет. Но ему, как и еще шести ксендзам и пяти монахиням, за которых верующие собрали несколько тысяч подписей, пришлось уехать. «Поздно мы спохватились», — сокрушались истовые деревенские католички. Но зачитанное в костелах Гродненщины пастырское послание епископа Александра Кашкевича, председателя Конференции католических епископов Беларуси, полностью снимает с этих женщин вину. Оказывается, руководство диацезии сделало все возможное, пытаясь отстоять своих людей и свои права, но власти не прислушались к их доводам. Впервые послание Александра Кашкевича было столь резким: «Власть в Костеле, в соответствии с правом Всеобщего Костела, принадлежит епископу. Законодательство нашей страны также оставляет диацезиальному епископу свободу выбора при приглашении на работу граждан других стран. Поэтому внешнее вмешательство в правомочную деятельность диацезиального епископа является нарушением права и нарушением свободы Костела. Еще в июне я подал властям список священников и законных сестер (монахинь. — Ред.), которые останутся работать в нашей Диацезии в 2007 году, и этим выказал им свое пастырское доверие. Не вижу причины, по которой следовало бы это доверие отозвать. Священникам и сестрам, которым отказали в праве на труд, власти также не сообщили причин отказа, которые бы противоречили законодательству нашей страны»10.

«Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» — эти слова из Послания к Галатам (5:1) в Беларуси важны сегодня для каждого верующего. Свои убеждения надо уметь защитить, своими идеями непременно поделиться с другими людьми, о спасении своей души заботиться «без унынья и лени». И мир вокруг будет радовать хорошими вестями. Было ведь их немало и в 2006 году. На XIV Международном фестивале духовной музыки «Магутны Божа» в Могилеве главный приз завоевал молодежный хор «Brevis» Минского государственного колледжа искусств. (А участвовали в нем 13 хоров и 9 вокалистов из шести стран.) Успешно прошел на Витебщине второй Международный фестиваль христианских документальных фильмов и телевизионных программ «Magnifikat–2006». Белорусские староверы-«беспоповцы» провели в ноябре свой собор в Борисове. На нем присутствовали представители 30 приходов. А в декабре в Минском еврейском доме на заседании «круглого стола» положено начало созданию общественного Комитета, который будет координировать совместные действия против экстремизма и неофашизма. Решение об этом межрелигиозном и межэтническом Комитете принимали представители еврейских общественных организаций, Белорусской православной церкви, Католического костела и Мусульманского религиозного объединения.

Министерство информации Республики Беларусь провело в 2006 году общенациональный конкурс среди печатных СМИ на лучшее освещение истории и современности белорусского православия. Его победителем стала журналистка государственной газеты «Звязда» Ольга Медведева. Будет ли объявлен конкурс с религиозной тематикой в 2007 году? А стремление идеологов вернуть советскую модель отношений ограничится ли переименованием председателя Комитета по делам религий и национальностей Леонида Гуляко в простого уполномоченного? Пусть себе и с Аппаратом уполномоченного. Как-то смешно звучит.

---------------

1 Советская Белоруссия, 12 декабря 2006 года.

2 Звязда, 22 снежня 2006 года.

3 www.spring96.org, 22 снежня 2006 года

4 Звязда, 22 снежня 2006 года.

5 www.belintellectuals.com

6 За свабоднае веравызнанне, № 12 (ліпень — верасень 2006 года).

7 www.zabelarus.info

8 За свабоднае веравызнанне, № 13 (спецвыпуск, 2006 год).

9 www.svaboda.org, 7 снежня 2006 года.

10 Наша Ніва, 15 снежня 2006 года.

Тригубович В. «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос» - «За свабоднае веравызнанне» № 14, кастрычнік 2006 — студзень 2007

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
9 + 7 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.