Обращение Якова Басина в поддержку Церкви "Новая жизнь"

Мои дорогие голодающие друзья из общины «Новая жизнь»!

Я глубоко сочувствую вам за те моральные и физические страдания, которые вы вынуждены испытывать, протестуя против произвола нашего откровенно коррумпированного чиновничества и решений прогибающегося перед ним нашего абсолютно бесправного суда. Уверяю вас, что подавляющее большинство из тех, кто вообще знает о драме, происходящей с вашей общиной, испытывают точно такое же чувство. Знаю, насколько тяжело бороться с властью, идущей напролом для достижения своих целей. Знаю, как не стесняются с выбором средств те, кому поручают выполнение грязной работы; как лезут они из кожи вон для того, чтобы оправдать ожидания высокого начальства. Знаю, с какими жертвами может быть связана попытка отстоять свое человеческое достоинство и доказать свою правоту.

Я испытываю сейчас чувство глубокого стыда за государство, которое, забыв про печальный опыт еще недавно процветавшей власти большевиков, идет по их усыпанному трупами пути, пытаясь силовым методом решать свои проблемы. Неужели не нашлось в коридорах власти ни одного нормального человека, который бы мог найти в себе смелость сказать, что недостойно влезать грязными сапогами в одну из самых интимных сторон жизни человека — в его общение со Всевышним?! Неужели история ХХ века так ничему и не научила наше наглое и жиреющее чиновничество?! Неужели еще не ясно, что попытка установить любую форму монополии на духовную жизнь людей путем унижения их человеческого, национального или религиозного достоинства рано или поздно заканчивается крахом всей системы общественного строительства и презрением потомков?!

Сегодня наше государство пытается выстроить свою модель общества, которая очень похожа на то, что было у нас каких-то полвека назад, напоминая при этом армейского капитана с его сакраментальным вопросом: «Если вы такие умные, почему вы не ходите строем?»

Мне стыдно за государство, которое позволяет себе иметь сынов и иметь пасынков. Мне стыдно за тех, кто, принимая решения, считает ниже своего достоинства объяснить их подлинный смысл. Для людей, привыкших мыслить логически, ситуация с общиной «Новая жизнь» абсолютно лишена логики. И в самом деле, кому мешает сообщество людей, которые собираются далеко на окраине города, куда и автобусы-то не ходят, отстраивают какой-то никому не нужный коровник в нормальное отапливаемое здание с одной лишь целью — пообщаться с Богом? Не выпить в компании, не поиграть в рулетку, не потанцевать — помолиться!

Вывод лежит на поверхности: это нужно тем, для кого это сообщество, называемое религиозной общиной, составляет конкуренцию. Не нужно быть большим знатоком и пророком, чтобы понять, что такая община может мешать только другой общине. И хоть первая община верит в те же самые идеалы, но молится иначе, одним этим она подрывает монополию на духовную жизнь, которую пытается установить та, другая община.

Сегодня уже всем ясно, насколько сильны те интимные объятия, в которых слились Государство и Православная Епархия. А поскольку разумных доводов, зачем надо отбирать у протестантов их молитвенный дом, государство не привело, думать приходится об одном: просто Православная Епархия использует административный ресурс для того, чтобы убрать соперников с общего религиозного поля. Этакий современный вариант Варфоломеевской ночи. Если бы это было иначе, православные первые бы встали на защиту попираемых интересов протестантов, таких же христиан, как и они.

Мне, иудею, стыдно за те процессы, которые сегодня происходят в христианском сообществе. А еще мне страшно. Я знаю, что может произойти, когда вместо слова Божьего в дело идут милицейские дубинки и бульдозеры. Я знаю, как шовинизм в религиозной сфере приводил к распаду целые империи, вел к религиозным войнам и многотысячным человеческим жертвам. И еще я представляю, как же низко после таких событий упадет и без того низкий рейтинг нашей страны в глазах цивилизованного мира.

А еще мне как руководителю одной из иудейских деноминаций страшно за судьбу «своих» общин и тех верующих, которые доверили мне свои духовные устремления. В Минске до революции было 82 синагоги и молельных дома. И сегодня есть еще семь зданий бывших синагог в черте города. Но ни одно из них пока не возвращено еврейской общине. Как и протестанты, мы молимся в помещениях, которые не атрибутированы как молельные залы. История с общиной «Новая жизнь» создает прецедент, при котором ни одна религиозная община, кроме православной, не будет гарантирована от вмешательства государства в свою жизнь и от угрозы самому факту своего существования. Вот почему мне страшно.

Мои дорогие друзья из общины «Новая жизнь»! Дай вам Бог силы справиться с выпавшим на вашу долю испытанием и спасти всех нас, детей Божьих, от беззакония.

Яков Басин, председатель Религиозного объединения общин прогрессивного иудаизма

г. Минск, 19 октября 2006 г.

«Спасти всех нас, детей Божьих...» - «За свабоднае веравызнанне» № 13, спецвыпуск 2006