Государство и Церковь в 2005 году: Посеешь ветер — пожнешь бурю

Аўтар: 
Валентина Тригубович

Статья подготовлена специально для «Белорусского ежегодника — 2005». Этот сборник обзорных и аналитических материалов по развитию ситуации в Республике Беларусь в 2005 году издан в Вильнюсе (2006).

Истинно познаю, что Бог нелицеприятен; Но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.

Деяния 10:34—35

Знаковым событием 2005 года для Беларуси и всего мира стала смерть Иоанна Павла ІІ, папы римского с 1978 года. Он умер 2 апреля и был похоронен 8-го в крипте собора святого Петра в Риме. Прямой репортаж с места события вели частные и государственные телекомпании. Предположительно, эти передачи смотрели во всем мире три миллиарда зрителей. На прощальной церемонии присутствовали монархи и президенты, главы церквей и мировых религиозных течений, представители крупного бизнеса и знаменитости, видные деятели науки, искусства, литературы из разных стран мира. Уход Иоанна Павла ІІ знаменовал собой окончание целой эпохи, начавшейся с его знаменитого лаконичного призыва-благословения: «Не бойтесь!»

Родившийся в Польше 18 мая 1920 года Кароль Юзеф Войтыла (Wojtyla), ставший впоследствии Иоанном Павлом ІІ, вместе со своим народом пережил ужасы Второй мировой войны и послевоенные трансформации общества. И это знание реальной жизни помогало ему находить точные слова и решения во время понтификата. Он содействовал развалу коммунистической системы, возрождению Костела в Восточной Европе, он стремился к улучшению отношений с протестантами, православными, мусульманами. Именно при нем в нормативных документах Ватикана «впервые было упомянуто Государство Израиль, говорилось о трагедии Холокоста, признавалось духовное значение иудаизма в наши дни и приводились конкретные указания, как толковать новозаветные тексты, не делая антисемитских выводов»1.

Иоанн Павел ІІ совершил более 120 зарубежных поездок, общаясь с народами и правителями разных стран, что значительно подняло авторитет Католической церкви. Дети, молодежь были для него приоритетными «собеседниками», он принимал живейшее участие в программах, ориентированных на эту часть общества. В Европе, особенно заметно это в Польше, выросло целое поколение его почитателей и последователей. При этом следует отметить, что Папа не потакал многим новомодным светским мнениям и увлечениям. Он неизменно занимал твердую позицию по вопросам целибата священнослужителей, непризнания гомосексуальных браков, абортов. И его непринятие коммунизма сочеталось с последовательной критикой капитализма.

Католическая церковь Беларуси свое активное возрождение в конце ХХ века неизменно связывает с именем Иоанна Павла ІІ, призвавшего в начале 1980-х перешагнуть существующие границы и дышать двумя легкими — восточным и западным. Папа возвращал людям религиозную свободу. Именно он назначил в 1989 году (после десятилетий «железного занавеса») первого епископа — Тадеуша Кондрусевича (теперь архиепископ Московский), затем увеличил количество диацезий, назначил новых бискупов (епископов) и первого в истории белорусского кардинала Казимира Свёнтака. Участник ІІ Ватиканского Собора (1962 — 1965), папа Иоанн Павел ІІ последовательно проводил в жизнь его решения. Он провозгласил святыми около 2000 представителей разных народов. (В том числе прошли беатификацию 11 сестер-назаретянок из Новогрудка, погибших в годы немецко-фашистской оккупации.) Теперь каждый католик может говорить с Богом на родном языке, и с каждым народом так говорил при встречах сам Иоанн Павел ІІ. В традиционных посланиях «urbi et orbi» на Рождество и Пасху он пользовался 65 языками. Именно он первым начал говорить по-белорусски на встречах с верующими и бискупами нашей страны.

С 2002 года белорусский язык является официальным языком Католической церкви в Беларуси. На нем ведутся службы во многих костелах, обучение в Высшей католической семинарии в Пинске, издается богослужебная литература, журналы, газеты. Надлежащую поддержку Иоанна Павла ІІ получили и греко-католики (униаты), в том числе белорусские. Официально утвержден и начал широко употребляться свод белорусских восточно-католических богослужебных текстов в переводе отца Александра Надсона. Народный поэт Беларуси Рыгор Барадулин перевел на родной язык «Римский триптих» Иоанна Павла ІІ. Изданный при поддержке Белорусской греко-католической церкви сборник был вручен Папе во время аудиенции белорусской делегации во главе с Апостольским визитатором для греко-католиков Беларуси Сергеем Гаеком в 2004 году. (Рыгор Барадулин был в составе делегации и получил благословение Папы на дальнейшую творческую деятельность.) Ныне книга поэзии Рыгора Барадулина «Ксты» (изданная в 2005 году при поддержке Римско-католической парафии святых Симона и Елены) активно обсуждается в качестве номинанта на Нобелевскую премию.

Оценивая роль и значение ушедшего в мир иной понтифика, люди говорили о разном: у каждого свое восприятие, свои житейские приоритеты, свое понимание его намерений и действий. Но притягательность личности Иоанна Павла ІІ, его влияние на судьбы человечества, на европейскую историю отмечали все, кто высказывался публично. В Беларуси очень многие выражали сожаление о том, что не состоялся визит Папы в нашу страну, хотя попытки осуществить его предпринимались. Непреодолимым барьером стало негативное отношение к этому предложению Русской православной церкви. Ни Белорусский экзархат, ни руководство страны не рискнули пойти наперекор. Но верующие из Беларуси скорбели вместе со всем миром, были они и на площади святого Петра в траурные апрельские дни: в объективы операторов канала CNN не раз попадали бело-красно-белые флаги в соседстве с польскими, украинскими, немецкими...

«Я думаю, что понтификат Иоанна Павла ІІ — целая эпоха в жизни христианской цивилизации. Этот понтификат был на переломном этапе, когда в жизни христианской цивилизации происходили значительные кризисы. И он смог объединить не только христианство, уменьшив конфликты между отдельными христианскими конфессиями. Папа приобрел большой авторитет среди представителей других вероисповеданий. В частности, среди иудеев и мусульман. Таким образом, его руководство Костелом фактически опережало политическое объединение христианской цивилизации Европы. В этом смысле его понтификат имеет всеобщее значение». Так сказал в интервью Радио Свобода профессор Владимир Конон, историк и философ, православный по вероисповеданию. А верующие-католики молятся и ждут завершения процесса беатификации Иоанна Павла ІІ, которого уже в день похорон народ на площади святого Петра в Риме назвал Великим и Святым. 15 августа 2005 года в парафии святой Анны в деревне Мосар Витебской диацезии был торжественно освящен первый в нашей стране памятник Иоанну Павлу ІІ, папе римскому. Инициатором этой акции выступил прелат Юозас Булька, прошлогодний лауреат общенациональной премии «За духовное возрождение».

От новоизбранного папы Бенедикта ХVІ во всем мире ждут продолжения начатого его предшественником, инициатив, которые несли надежду «на пользу сближения церквей, диалога и примирения». Константинопольский патриарх Варфоломей І, в частности, пригласил Бенедикта ХVІ возобновить теологический диалог с православием. Патриарх Московский и всея Руси Алексий ІІ выразил надежду, что с избранием нового понтифика улучшатся отношения между Церквами. А профессор Свято-Тихоновского богословского института диакон Андрей Кураев развил эту мысль: «Я не сомневаюсь, что в период понтификата кардинала Ратцингера миссионерская активность католиков в России заметно ослабнет, то есть начнет решаться одна из главных проблем в отношениях между нашими Церквами. (...) Совершенно очевидно, что у германских католических епархий после Второй мировой войны появилось очень трепетное отношение к России, и они хотят загладить те трагедии, которые были принесены немецкими танками, увы, с крестами на башнях».2

Как известно, для плодотворного диалога необходима добрая воля обеих сторон. В Беларуси предпосылки к диалогу между различными конфессиями существуют в силу исторической общности народа. Относительно успешно в последние годы контакты налаживаются в сфере социального служения. Прояснению позиций разных сторон содействуют и совместные встречи, дискуссии. Так, в начале декабря в Минске состоялась Международная конференция «Христианская этика солидарности против насилия и жестокости». Участие в ней приняли разноконфессионные посланцы Украины, Польши, Италии, Германии, Ирана, Бельгии, Армении... В этих ежегодных декабрьских встречах уже просматривается определенная традиция. Хотя наблюдатели отмечали более сдержанное присутствие на сей раз представителей католического мира (как одну из причин называли конфликтную ситуацию вокруг Союза поляков Беларуси, спровоцированную белорусскими властями), участники конференции работали слаженно, заслушали и обсудили более 20 докладов. Бискуп Винченцо Палья, председатель Комиссии по экуменизму и диалогу Итальянской Конференции Бискупов, напомнив притчу о добром самарянине, отметил в своем докладе: «Никогда в мировой истории не было такого огромного количества бедных, как сегодня; никогда не было такой большой разницы между бедными и богатыми. Но никогда мир не был таким богатым, а народы — такими близкими».3 Докладчик предложил для глобализованного мира «ценное сокровище солидарности, живущее в самом сердце христианской веры». Митрополит Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси, в своем докладе обратил внимание на необходимость решительно и твердо высказаться против попыток выдвинуть «религиозный фактор» как одну из причин того, что сегодня порой называют «третьей мировой войной» или «конфликтом цивилизаций». Он противопоставил этому христианское понимание любви и солидарности, имеющее общечеловеческое измерение и способное поэтому удовлетворить представителей разных религий и культур.

Такие высокие слова, однако, далеки от сознания многочисленной рати белорусских чиновников, назначенных контролировать духовную жизнь своих сограждан. Для них по-прежнему верующие — инакомыслящие, которые внушают опасение своими твердыми принципами, своей убежденностью, своей способностью к консолидации. Очевидно, это прямое наследие советского воспитания, эхо атеистических (безбожных, точнее сказать) идеологических установок. И если в отношении православных или католиков еще можно найти какие-то изменения (высокие власти к ним, дескать, благоволят), а православную церковь вообще многие воспринимают как составную часть государственной идеологической доктрины, то трактовка чиновниками представителей иных религий и конфессий оставляет желать лучшего. Закон 2002 года «О свободе совести и религиозных организациях» уже своей преамбулой дал им «руководство к действию». Неугодные властям общины жестко ограничивают в возможностях, вынуждая сворачивать деятельность.

«Жилищный вопрос» был одним из самых актуальных в 2005 году. Если община не имеет собственного помещения — храма, молитвенного дома, то у нее возникают проблемы не только с поисками места для сбора своих членов на совместную молитву или проведение нужных по вероучению обрядов, но и с так называемым юридическим адресом, т.е. официальным местом регистрации. Ведь обычная квартира, просто жилой дом, в соответствии с действующим Жилищным кодексом, таковым не может быть в принципе. А взять в аренду государственное помещение сегодня далеко не всем по карману, да и не предоставляют такую возможность группам граждан, неугодных власть предержащим. По причине «отсутствия надлежащего юридического адреса» только в последние месяцы года в Минске были запрещены (ликвидированы по суду) Белорусская евангельская церковь во главе с бывшим узником ГУЛАГа пастором Эрнстом Сабилой, реформаторская (кальвинистская) церковь во главе с Лявоном Липенем, под «дамокловым мечом» оказались минские церкви «Свет мира» (Объединение общин христиан Полного Евангелия), «Завет Христа» (реформатская баптистская), четыре церкви евангельских христиан-баптистов на Брестчине... Список этот можно продолжать, подобные факты есть в разных регионах страны, и методы схожи: «Власти действуют старым советским способом. Они цепляются к верующим. Причем, это делается не в форме нарушения их прав, а именно путем придирок разных служб. Министерства по чрезвычайным ситуациям, санстанции, еще кого-нибудь. Демонстрируя, что это не религиозный вопрос, а каких-то там пятых, шестых, седьмых служб. При этом действуют избирательно: под ударом оказываются, прежде всего, протестантские церкви».4

К протестантским церквам мы еще вернемся, но сначала несколько слов о кришнаитах, испытавших на себе подобную методику запретов и начавших активную борьбу за свои права в 2001 году. Минская община Сознания Кришны прошла поэтапно все судебные инстанции в Беларуси и обратилась с просьбой о рассмотрении их дела в Комитете по правам человека ООН. Дело было рассмотрено с соблюдением всех международных правил и бюрократических требований. В итоге Комитет пришел к заключению, что отказ в регистрации общины кришнаитов в их собственном доме (ул. Павлова, 11) равносилен ограничению их прав на исповедание своей религии. «Комитет желает получить от государства-участника (Беларуси — Ред.) в течение 90 дней информацию о мерах, принятых для приведения в действие точки зрения Комитета. Государство-участника также просят опубликовать точку зрения Комитета».5 Такими словами заканчиваются Соображения Комитета по правам человека ООН, полученные как авторами обращения в эту высокую международную инстанцию, так и соответствующими госструктурами. Кто из вас, читающих сейчас эти строки, видел что-либо в официальной белорусской прессе по данному вопросу? А ведь ООН относится к уважаемым и престижным для наших властей международным институтам.

Вернемся, однако, к протестантам. Минская церковь «Новая жизнь», входящая в Религиозное объединение общин христиан Полного Евангелия, стала ярким примером того, как неимоверно трудно отстаивать в Беларуси право на жизнь по собственному выбору, а не по указке власть предержащих, как избирательно действуют в стране законы и другие нормативные акты, как попираются права собственности и даже обычный здравый смысл. Получив в свое время отказ в аренде зала для еженедельных богослужений, община (теперь в ней более тысячи членов) вынуждена была собираться для совместной молитвы на улице. Даже зимой. Со временем купили полуразрушенный коровник в колхозе на окраине Минска. Все документы оформили надлежащим образом — и на здание, и на землю вокруг него. Вложили немалые средства (собственные!) в модернизацию здания, придали ему вполне цивилизованный вид. Здесь уютно чувствовали себя и взрослые члены общины, и их дети на занятиях воскресной школы. Но чиновники Мингорисполкома отказались зарегистрировать здание церкви в качестве юридического адреса (ул Ковалева, 72). Дескать, вы используете строение не по прямому назначению. (Тем временем земли былого колхоза стали частью Минска, разведение же коров в столице как-то не практикуется. Да и при покупке было оговорено право на реконструкцию.) И зачастил к верующим участковый милиционер, чтобы написать очередной протокол о нарушениях — «организацию богослужений без разрешения властей». В своем-то собственном культовом здании! Судьи, соответственно, раз за разом выносят решения о наложении штрафа на администратора церкви Василия Юревича. Счет уже приближается к 200 миллионам рублей. Решением Мингорисполкома 17 августа общину лишили права владения землей, следующим шагом может быть принудительный выкуп здания. Используется административное давление не только на руководителей и актив общины, но и на всех людей, кто так или иначе помогает (да просто честно себя ведет!) в этом споре «хозяйствующих субъектов». Потому что никакой иной вины за протестантами «Новой жизни» не просматривается, кроме их искренней веры в Господа, многочисленности и сплоченности общины, последовательного отстаивания права на свободу вероисповедания и достойную жизнь для себя и своих детей. «Мы все равно будем продолжать молиться, собираться на богослужения, — говорит пастор церкви «Новая жизнь» Вячеслав Гончаренко. — И мы не остановимся. Будем обращаться в международные структуры и поднимать этот вопрос, чтобы отстаивать свои права и свою позицию».

Протестантские церкви попали под «зачистку» по такой самой схеме, как и негосударственные общественные организации, чья деятельность показалась угрожающей «стабильности и порядку», столь чтимым белорусской «вертикалью». Похожие аргументы, одинаковые методы. Порой не обходится без казусов, свидетельствующих об элементарном невежестве людей, которым поручено «держать и не пущать». Так, например, готовя ликвидацию Международного общественного объединения «Беларуская перспектыва», сотрудник Министерства юстиции обвинил ее членов в нарушении Устава организации, а именно — в религиозной деятельности, поскольку в 2002 году (сколько воды с тех пор утекло!) они инициировали общественные слушания по проекту Закона «О свободе совести и религиозных организациях». Пришлось в ответ переписать для государственных юристов дефиницию понятия «религиозная деятельность» из того самого проекта.6 Так что ликвидировали организацию по другому обвинению... Не менее нелепому.

Пытаясь «упорядочить» и «стабилизировать» ситуацию в стране, власти постоянно вмешиваются в кадровые дела конфессий, хотя не всегда это вмешательство лежит на поверхности, как в случае с отцом Робертом Кривицким, пробощем (настоятелем) костела в Борисове. Ему как гражданину Польши отказали в продолжении визы без всяких объяснений, несмотря на просьбы верующих и высокий авторитет клирика среди борисовчан, которые даже организовали сбор подписей в его поддержку. Сам отец Роберт, верой и правдой прослуживший в Беларуси более десяти лет, предполагает, что причиной гонений стали его встречи с местной демократической молодежью и оппозиционными деятелями, приезжавшими в город, Александром Милинкевичем и Анатолием Лебедько в частности. (Кстати, в последнее время католики из провинциальных городов стали все чаще сталкиваться с намеками местных чиновников о желательности перевода богослужений в местных костелах на русский язык. Когда в начале 1990-х в стране шла кампания беларусизации костела, в этом была своя логика. А в чем теперь «государственный интерес»?)

На VІ внеочередном съезде Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь переизбран муфтий Исмаил Александрович. Новый — Абу-Бекир Шабанович, бывший до того председателем республиканского общественного объединения татар «Зикр уль-Китаб» («Память и книга»), имеет репутацию более покладистого и сговорчивого человека. В сочетании с внезапной смертью динамичного и открытого соратника прежнего муфтия Ибрагима Конопацкого, с кулуарными разговорами о больших деньгах, полученных белорусскими мусульманами от своих зарубежных единоверцев на строительство мечети в Минске, этот внеочередной съезд, проведенный под «надежным крылом» Комитета по делам религий и национальностей, явно вызывает определенные вопросы.

В двух из трех зарегистрированных в стране еврейских объединениях наметился тяжелый кризис. Одно поменяло лидера, в двух не продлили договоры со своими главными раввинами. Страну вынуждены были покинуть главный раввин синагоги в Минске Исраэл Грузман и главный раввин Беларуси Сендер Урицкий.

Декабрьская отставка председателя Комитета по делам религий и национальностей Станислава Буко, незадолго до этого старательно опровергавшего положения очередного, VII доклада Госдепартамента США о свободе религий, где подробно и серьезно говорится о дискриминационной политике белорусского государства в отношении религиозных меньшинств, о нарушении принципа свободы вероисповедания в стране, лишь добавляет абсурда в непродуманные, профессионально слабые, неграмотные взаимоотношения государства с верующими, в стремление чиновников разного ранга навязывать свою волю там, где властвует воля Божья. А ведь отвечает за свои грехи каждый сам...

И верующие люди, независимо от их религиозной, конфессиональной принадлежности, стремились жить по Божьим заповедям, делать добро ближним, заботиться о людях, стране и мире. Каждый по-своему, естественно. В декабре в минском архикафедральном костеле состоялось торжественное освящение реконструированного алтаря и новых органов, а также коронация иконы Девы Марии. Более 10 лет длились реставрационные работы, содействие которым оказывали сами верующие, государство, зарубежные спонсоры, епископат Австрии в частности. В Витебской области в июне был проведен І Международный фестиваль христианских фильмов «Magnifikat–2005», собравший для показа ленты из Беларуси, Украины, России, Польши, Мексики, Франции, Таиланда. В стране появилась первая женщина — доктор богословия. Это Ирина Дубенецкая, получившая стипендию на обучение в Лювенском католическом университете (Бельгия) девять лет тому назад, а теперь успешно защитившая диссертацию. С оптимизмом и надеждой вернулись на родину в сентябре участники VІ Международного съезда в Гнезно (Польша) — католики, греко-католики, православные. «Европа диалога», горячо обсуждая роль христианства в нынешней плюралистичной Европе, знает и помнит о ситуации в Беларуси, желает ей силы духа.

Вышла из печати книга Николая Лапицкого «В служении Богу и Беларуси» (на белорусском языке), совместный научный проект Белорусского института науки и искусства (БІНіМ, Нью-Йорк) и Института славистики Польской академии наук (Варшава). Это том творческого наследия известного в эмиграции священника и церковно-общественного деятеля. Много лет он служил в белорусской православной церкви святой Евфросиньи Полоцкой (г. Саут-Ривер, США), находящейся в юрисдикции Константинопольского патриарха. Изложенные на почти 700 страницах наблюдения, размышления, впервые опубликованные письма и документы, несомненно, будут серьезным подспорьем для всех, кого беспокоит положение православной церкви в Беларуси, внешне — господствующее, а в реальности — жестко встроенное в тоталитарную государственную идеологическую систему.

В ноябре, на очередном заседании Синода Белорусской православной церкви, выступил президент Александр Лукашенко. Он официально заявил об освобождении всех зарегистрированных религиозных организаций от земельного налога и налога на недвижимость. (Соответствующий Указ был подписан 1 декабря 2005 года.) «Александр Лукашенко подчеркнул, что государство не пожалеет средств, чтобы развивать и совершенствовать духовное образование: «Это нужно в первую очередь государству и обществу». На протяжении нескольких лет государство выделяет средства на выплату стипендий студентам и оплату труда преподавателей Минской духовной академии и Минской духовной семинарии. Такая помощь будет оказана и в 2006 году. Он также сказал, что «по инициативе Белорусской православной церкви существенная помощь будет оказана всем конфессиям страны».7

Белорусская православная церковь — единственный экзархат на постсоветском пространстве. «Согласно Уставу Русской православной церкви, в состав Московского патриархата входят следующие самоуправляемые Церкви: Украинская (с правами широкой автономии), Латвийская, Эстонская и Православная церковь Молдовы».8 Мы, белорусы, опять плетемся в хвосте процесса... Зато можем заставить заговорить о себе весь мир, если поддержим проект, внесенный парламентской фракцией «Родина» на рассмотрение Государственной думы, — «О возвращении Российской Федерации на летоисчисление по юлианскому календарю».9 Это вам не просто старый Новый год отмечать!

-------------------

1 Бюлетэнь «За свабоднае веравызнанне». № 10, жнівень — верасень 2005. С. 7.

2 Царкоўнае слова. № 9, май 2005 /www.sppsobor.by

3 www.catholic.by 3 снежня 2005 года.

4 www.svaboda.org 10 кастрычніка 2005 года.

5 Бюлетэнь «За свабоднае веравызнанне». № 10, жнівень — верасень 2005. С.5.

6 Бюлетэнь «За свабоднае веравызнанне». № 8, красавік — май 2005. С.1.

7 Царкоўнае слова. № 24, декабрь 2005 /www.sppsobor.by

8 Царкоўнае слова. № 16, август 2005 /www.sppsobor.by

9 Звязда. 14 студзеня 2006 года. С. 8.

Тригубович В. Посеешь ветер - пожнешь бурю - "За свабоднае веравызнанне" №11, кастрычнік 2005 — чэрвень 2006

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
10 + 8 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.