Частное заключение члена Комитета Ms. Ruth Wedgwood (совпадающее с мнением Комитета) по заявлению № 1207/2003 (Малаховский, Пикуль против Республики Беларусь)

Правительство Беларуси резко ограничило право религиозных общин на открытие монастырей, учебных заведений или миссий, а также на приглашение иностранных религиозных лиц в целях проповеди. Только группы, официально зарегистрированные государством как «религиозные объединения», могут пользоваться этими аспектами свободной религиозной практики.

Семь «кришнаитских» религиозных общин Беларуси попытались получить разрешение государства на создание зарегистрированного объединения, обратившись в «Комитет по делам религий и национальностей». После годовой проволочки этот государственный комитет отклонил это заявление, обосновав отказ тем, что данная группа кришнаитов не имеет надлежащего юридического адреса. Адрес, используемый подателями заявления, находился в жилом строении. Тот же самый адрес ранее получил одобрение Минского городского исполнительного комитета.

Отказ зарегистрировать группу кришнаитских общин в качестве религиозного «объединения» был обжалован в суде Центрального района г. Минска в 2002 году. Через месяц после того, как была отклонена первая апелляция, государство внесло изменения в соответствующий закон, добавив при этом новые ограничения на регистрацию религиозных объединений.

Согласно добавленным условиям, религиозная группа, желающая стать «объединением», должна доказать, что она действует в Беларуси на протяжении минимум 20 лет и имеет в стране минимум 10 «общин». Кришнаиты не имеют столько общин и не могут указать на свое 20-летнее пребывание в Беларуси.

Комитет по правам человека теперь должным образом установил, что государство-участник нарушило статью 18 Пакта, отказавшись принять юридический адрес общины кришнаитов в качестве «административного центра» религиозного объединения. Я присоединяюсь к моим коллегам в их заключении о том, что данное государство проявляет правомерный интерес в обеспечении безопасных условий для массовых публичных собраний, но что такие собрания могут также проводиться в других местах. Отказ зарегистрировать кришнаитское объединение из-за места их расположения был, таким образом, неправомерным.

Однако новое правило, выдвинутое государством-участником, о сроке существования, также является весьма проблематичным, как еще одно препятствие для свободной религиозной практики в Беларуси. Трудно понять, почему любой новой вере должно быть запрещено заниматься религиозным образованием, и таким образом требование 20-летней предшествующей практики является сомнительным. Трудно постичь, почему десять «общин» являются предварительным условием для образовательной деятельности, в особенности если одна «община», подобная минской кришнаитской, может быть больше, чем множество других маленьких раздельных общин.

Обнаружив нарушение Статьи 18, Комитет не имеет возможности затронуть эти вопросы. Но будет нелишним помнить, что Пакт признает и гарантирует свободу каждой личности «как в индивидуальном порядке, так и совместно с другими, публично или частным образом исповедовать свою религию или веру через поклонение, соблюдение ритуалов, религиозную практику и обучение». См. Статью 18 (1). Это право распространяется не только на старые и признанные религии, или на большие конгрегации, и является основой для свободы вероисповедания.

 

[Выполнено на английском, французском и испанском языках, при этом английский текст является оригиналом. В дальнейшем данный текст должен быть опубликован на арабском, китайском и русском языках как часть ежегодного отчета Комитета перед Генеральной ассамблеей ООН.]

Geneva, Switzerland

Приложение к Заключению Комитета по правам человека ООН по заявлению № 1207/2003 (Малаховский, Пикуль против Республики Беларусь)

Частное заключение члена Комитета Ms. Ruth Wedgwood (совпадающее с мнением Комитета) - «За свабоднае веравызнанне» № 10, жнівень — верасень 2005