Кому выгоден отказ?

Аўтар: 
Басин Яков

По страницам книги Я. Басина «Религия и национальное согласие в свете Закона «Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях»

Как известно, один из основных принципов стабильности любого человеческого сообщества — принцип национального согласия.

Казалось бы, главным лицом, которое должно быть заинтересовано в стабильности общества, является государство. Однако далеко не всегда государство проявляет благоразумие. Бывают случаи, когда во имя групповых или даже личных интересов здравый смысл отступает перед желанием быстро и решительно достичь неких сиюминутных выгод, нарушая при этом не только нормы международного права, но и подгоняя «под себя» законодательную базу собственной страны.

В октябре 2002 г. в Республике Беларусь был принят Закон «О свободе совести и религиозных организациях». Проект закона в ходе его обсуждения вызвал во всем мире волну протестов, поскольку содержал целый ряд недемократических дефиниций, направленных, в первую очередь, против религиозных меньшинств. Несмотря на это, Закон был принят практически без поправок.

Самим фактом принятия этого закона государство подложило под себя «мину замедленного действия». Если Закон будет исполняться во всех деталях так, как это заложено в его статьях, в обществе может возникнуть, с одной стороны, религиозная дестабилизация, а с другой — появиться множество незарегистрированных религиозных организаций и возникнуть прецедент так называемой «катакомбной церкви».

Тем не менее законодатели ничего менять не пожелали, рассчитывая достичь своих целей силовым путем. Поскольку религия ныне стала одной из самых неотъемлемых частей политики, ожидать каких бы то ни было изменений в ближайшем будущем не приходится. Свидетельством тому стало подписание соглашения (конкордата) между государством и Православной епархией. Фактически этим шагом государство легально выделило эту конфессию из числа всех остальных в качестве своего главного партнера в отношениях с религиозным миром.

Попытка «силового» решения этого в высшей степени деликатного вопроса убедительно продемонстрировала, что законодатели — это люди, в подавляющем большинстве своем, не представляющие не только, что такое религиозное мировоззрение, но даже не задумывающиеся над тем, насколько серьезным является решаемый ими вопрос. «Государственные интересы» оказались выше здравого смысла, а в результате, как это бывало уже множество раз, права личности были преданы в угоду интересов государства.

А интересы государства сегодня, как мы понимаем, лежат в сфере создания новой государственной идеологии, для чего на наших глазах (без малейшего стеснения и оглядки на собственную Конституцию) утверждается государственная религия. Действующий ныне Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» совершенно сознательно создан для монополизации всей духовной жизни страны под властью одной (ведущей, традиционной, канонической и т.д.) конфессии при откровенной дискриминации почти всех остальных.

Следует отметить, что система взаимоотношений государства и религии менялась в СССР и странах постсоветского пространства с учетом смены их политического курса, что отражалось на соответствующих нормах Конституции и законодательства о религии. Вовлечение религиозных институтов в политическую жизнь является серьезнейшей проблемой в странах СНГ, ибо отказ от принципа нейтральности государства к религиозной практике граждан приводит к разрушению одной из фундаментальных ценностей демократического общества.

Религиозное мировоззрение всегда являлось одним из важнейших элементов сознания человека, влияющего на все его поведение и взаимосвязь с внешним миром. Религиозность человека, степень его набожности уже сами по себе определяют его благочестие и праведность. Религия больше любой другой формы идеологии определяет индивидуальную эволюцию личности на ее пути к выбору собственной шкалы ценностей. В этом личность проявляет определенную независимость от общества, самостоятельно определяя внешние и внутренние проявления своей духовности. В демократическом обществе у человека есть все условия для сохранения этой независимости, а государство не допускает вмешательства в столь интимную сферу жизни населения. Религиозные права и свободы и в наше время остаются наиболее тонким критерием, по которому определяется уровень демократии в обществе.

Церковь традиционно является важнейшим институтом гражданского общества, а многие сегодняшние проблемы Беларуси как раз и заключены в силовом давлении государства на институты гражданского общества и его основы — негосударственные общественные организации. Религиозные объединения являются важным и традиционным институтом именно негосударственных форм самоорганизации общества. Независимость конфессий от государства при одновременном отказе от влияния церкви на политическую жизнь страны — одно из основных требований на пути демократизации страны.

К величайшему сожалению, Закон о религии был составлен, а затем и принят людьми, до сих пор не осознавшими, что живут и работают в многонациональном и многоконфессиональном государстве и что интересы Религии, лежащие в сфере человеческого сознания, выше интересов Церкви, лежащих, главным образом, в сфере Власти. Теперь уже окончательно ясно, что Религия стала разменной монетой в большой политической игре, где поиски врагов являются одним из самых необходимых атрибутов. И об этом откровенно говорил в декабре 2002 года президент страны А.Г. Лукашенко, выступая перед членами Синода Белорусской православной церкви:

«Я никогда не отделял церковь от решения государственных вопросов, а, наоборот, отмечал, что наша церковь в последнее время является активнейшим участником тех преобразований, которые происходят в нашем государстве... Мы и дальше будем делать все, чтобы церковь могла функционировать в нашем государстве на хорошую зависть всем нашим друзьям и дикую зависть всем нашим недругам... Те, кто ставит сегодня перед собой цель расколоть церковь, не добьются этого... Здесь будет применена вся сила власти, потому что единство церкви — это залог нашего общества и безопасности государства... Вы можете полностью рассчитывать на мою поддержку. Если необходимо, я буду идти впереди...»

В Беларуси, как и в любой другой стране, существуют Власть, Народ и Закон, но, в отличие от большинства других стран, все эти три категории очень часто существуют как бы не просто самостоятельно, а даже изолированно друг от друга. При этом мы наблюдаем, как Власть часто жалуется, что Народ не соблюдает Закон, не чувствуя при этом, что делает это Народ потому, что видит, как сама Власть этот Закон не то что нарушает, а вообще не замечает. А если точнее, то замечает его лишь в тех случаях, когда для своих целей должна этим Законом воспользоваться.

Власть и народ при этом находятся в явно неравном положении, потому что, в отличие от Народа, Законы пишет Власть, думая чаще всего о своих личных интересах, а когда это приводит к конфликтам (а в таких случаях конфликты абсолютно неизбежны), Власть не стесняется говорить вслух, что Закон еще ничего не значит, потому что существуют некие высшие интересы, о чем знает лишь Президент страны, который также как-то умудряется существовать отдельно от Закона, Власти и Народа, а точнее — над ними.

История принятия Закона «О свободе совести и религиозных организациях» — свидетельство правоты сказанных ранее слов. Закон, затрагивающий самые глубинные, самые интимные стороны сознания миллионов людей, создавался в тиши чиновничьих кабинетов, оставшись не только без всенародного обсуждения, но даже без просто критического воздействия со стороны большинства тех, кто в этом Законе кровно заинтересован.

Грубое пренебрежение чужим мнением, высокомерная уверенность, что как чиновники напишут, «так и будет», привели сегодня к ситуации, когда страна может оказаться на грани «религиозного бунта». Мы воочию убедились, что законодатели, то есть те, от кого зависело прохождение нового Закона по коридорам власти, — это люди, в подавляющем большинстве своем не представляющие, что такое религиозное сознание.

Мы живем в неправовом поле, созданном новым классом — классом чиновничества, который называется в нашей стране «президентской вертикалью». Под властью этого класса, к величайшему нашему сожалению, находится и совершенно безгласный коллектив наших законодателей, которые, принимая Закон о свободе Совести, даже не потрудились поинтересоваться, а что же это такое — свобода совести.

Наша родная Беларусь сегодня стоит перед историческим выбором: пойдет страна по пути цивилизованных, а потому и демократических стран, где Закон и интересы Народа выше сиюминутных интересов Власти, или останется среди отверженных мировым сообществом режимов, где Закон и права Народа — не более чем пустой звук.

Басин Я. Кому выгоден отказ? - "За свабоднае веравызнанне" №9, чэрвень — ліпень 2005

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
2 + 13 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.