Государство и церковь в 2004 году: Богу — Богово, кесарю — кесарево

Аўтар: 
Трыгубовіч Валянціна

Статья падготовлена для «Белорусского ежегодника - 2004». Этот сборник обзорных и аналитических материалов па развитию ситуации в Республике Беларусь Был издан в 2005 году в Вильнюсе.

 

Государственная перерегистрация религиозных организаций, объявленная после принятия в 2002 году Закона «О свободе совести и религиозных организациях», завершилась 16 ноября 2004 года. Па утверждению сотрудников Комитета по делам религий и национальностей, сам процесс перерегистрации имел «попожительное влияние на деятельность религиозных организаций и содействовал как далейшему развитию отношений между государством и церковью, так и уважительному отношению к правам граждан на свободу совести и вероисповедания»1, «основным содержанием перерегистрации было при ведение уставов религиозных организаций в соответствие с требованиями действующего законодательства».2

Испытание выдержали более 99% из существующих общин и созданных ими организаций, объединений и Т.П., Т.е. 2677 субъектов из потенциальных 2783 (разница - 106 субъектов - явно больше 1 %). Нестыковку в цифрах сотрудники Комитета по делам религий и национальностей объясняют тем, что отдельные общины подали заявления о самоликвидации, а некоторые не успели уложиться в срок с предоставлением нужных документов и, таким образом, находятся как бы в процессе ... Среди 84 общин, подавших заявления о самоликвидации , мотивированной распадам религиозной организации де-факто, называются 11 православных, 3 староверских, 4 римско-католических, 17 евангельских христиан-баптистов, 26 христиан веры евангельской.

Такое благоприятное завершение сложной процедуры, спровоцировавшей массу конфликтов, протестов и недоразумений, вызвало эйфорию даже у части независимых белорусских журналистов и аналитиков, которые увидели в этом положительную «попьпку консолидации общества вокруг руководства страны, вокруг руководителя государства».3 Однако консолидация эта иллюзорна, ведь истинно верующие люди четко разделяют: «Богу- Богово, кесарюкесарево.. И, покоряясь земнай власти, знают: есть Божий суд.

Итоги перерегистрации опять делают актуальным вопрос о качестве и действенности законов, принимаемых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь. Ряд положений Закона «О свободе совести и религиозных организациях" вызывал протест демократической общественности страны и многих религиозных объединений еще на стадии его обсуждения. И зарубежные независимые эксперты, в том числе российские, предлагали привести нормы Закона в соответствие с Конституцией страны и международными пактами, подписанными Республикой Беларусь. Но среди депутатов оказалось очень немного людей, понимающих сложность вопроса, который они взялись законодательно регулировать. Их предостережения большинством Национального собрания услышаны не были. (Пожинаем плоды воинствующего атеизма советских десятилетий. Любой инакомыслящий, инаковерующий - враг.)

Как следствие мировым сообществом Беларусь признана страной, где «ужесточаются ограничения на деятельность религиозных организаций».4 Комиссия ООН по правам человека, принимая 15 апреля 2004 года Резолюцию о ситуации в Беларуси, настоятельно призывала в ней правительство Беларуси «привести Закон о религии 2002 года в соответствие со своими международными обязательствами в области прав человека и воздержаться от его применения до тех пор, пока в него не будут внесены соответствующие поправки»5 И в VI ежегоднам отчете Государственногодепартамента США «О религиозных свободах в мире», вышедшем в сентябре 2004 года, отмечено наличие в стране дискриминационного законодательства и проведение тенденциозной политики по отношению к некоторым религиозным направлениям. «8 течение отчетного периода условия для религиозных свобод продолжали оставаться плохими», «после того, как в 2002 году был издан закон, серьезно ограничивающий религиозные свободы, а в 2003 году подписано соглашение между Белорусской православной церковью (БПЦ) и государством, утвердившее высокий статус БПЦ, власти продолжали вмешиваться в деятельность других религий и деноминаций», «антисемитизм И негативное отношение к малым деноминациям продолжают иметь место».

По сведениям, собранным Гражданской инициативой «За свободное вероисповедание», чтобы получить столь высокий процент при перерегистрации религиозных организаций, исполнительная власть вынуждена была кое в чем сознательно отступать от буквы Закона. Так, например, статья 15 гласит: «Религиозные объединения образуются при наличии не менее десяти религиозных общин единого вероисповедания, из которых хотя бы одна осуществляла свою деятельность на территории Республики Беларусь не менее двадцати лет". При следовании этой норме даже два из трех еврейских религиозных объединений не могли бы быть зарегистрированы - они значительно моложе. А только объединения, в соответствии с Законом, могут приглашать священнослужителей из-за границы, создавать учебные заведения и многое другое. Но ... Комитет по делам религий и национальностей «мудро- перерегистрировал все религиозные объединения, стоявшие на учете до принятия нового Закона, предоставив затем местным властям право разбираться с каждой общиной в отдельности. Есть случаи перерегистрации общин, в которых менее 20 человек, предписанных Законом, есть формально недозволенные юридические адреса в жилом секторе, есть общины, сознательно не пошедшие на регистрацию или отказавшиеся ее проходить ... А есть и получившие отказ по разным мотивам. В числе незарегистрированных оказались члены минского Общества сознания Кришны, два года пытавшиеся легализовать свою деятельность, по суду отстоять свое право на жизнь, имеющие собственное здание для проведения религиозных встреч и ритуалов. Теперь часть верующих подала жалобу в Комиссию ООН по правам человека.

Вывод напрашивается сам собой: не для того Закон принимался, чтобы упорядочить ситуацию или перекрыть путь деструктивным сектам, как утверждали инициаторы. Главное: дать чиновникам легальное право тотального контроля за жизнью и деятельностью значительной части населения страны - верующих, Т.е. людей, объединенных организационно и сплоченных идейно, имеющих твердые моральные устои и определенные убеждения. Несмотря на разницу в отношениях власть предержащих к той или иной конфвссии (по принципу: разделяй - и властвуй), государство, похоже, опасается всех верующих и боится дать им свободу.

Хотя чиновники Комитета по делам религий и национальностей, а также соответствующих служб в исполкомах всех уровней постоянно декларируют равенство всех зарегистрированных конфессий перед законом, после заключения в 2003 году соглашений о сотрудничестве между Белорусской православной церковью и рядом министерств и ведомств это не соответствует истине. Собственно, деление на «своих» И «чужих» было сделано уже в преамбуле нового Закона. И неискушенные в религиозных отличиях работники на местах руководствуются этой преамбулой, словно инструкцией, Между тем, по уверениям создателей законопроекта, она сама не имеет силы Закона и просто «констатирует исторические факты». Трудно сказать, насколько помогает православным верующим такое тесное сотрудничество церкви с государством (ведь, приглашая зарубежного гостя, даже митрополит Филарет обязан письменно согласовывать это с Комитетом по делам религий и национальностей), но определенный раскол в общество оно внесло и в значительной мере подорвало доверие к православным институтам со стороны части населения. Православная церковь стала восприниматься как составляющая официальной идеологической службы. Нечто подобное уже было в нашей истории во времена Российской империи. Чем это обернулось в 1917 году, напоминать не стоит.

Наиболее ущемленными создавшейся в стране ситуацией со свободой вероисповедания чувствуют себя протестанты различных деноминаций. Па совокупному количеству общин они занимают уже второе место в стране (после православной церкви) и продолжают динамично развиваться, история Реформации в Беларуси имеет 450-летнюютрадицию, но в публикациях государственной прессы, в телепередачах и некоторых учебных пособиях многих из них по-прежнему огулом называют сектами, опасными для страны и общества. Их карают административными штрафами за совместное чтение Библии в частном доме. Они годам и не могут получить раз решение на аренду залов для молитвенных собраний, разрешений на строительство или реконструкцию зданий, которые удалось выкупить. (Минская церковь «Новая жизнь-тому последний пример.) Епископы самых многочисленных протестантских объединений - Союза христиан веры евангельской, Союза евангельских христиан-баптистов, Объединения общин христиан полного евангелия и Конференции церквей христиан - адвентистов седьмого дня - во многих случаях выступают сообща, требуя от руководства страны полного соблюдения своих прав и свобод. Практикуют совместные молитвы - власти позволяют им собраться для этого исключительно на площади Бангалор в Минске. Верующие приезжают на эти молитвы-митинги из разных уголков Беларуси. Последняя такая акция состоялась 18 сентября.

Желание изменить ситуацию к лучшему, подняться на уровень принятия государственных решений подвигло нескольких пасторов и верующих-протестантов стать кандидатами в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, принять участие в выборах 17 октября 2004 года. В Дзержинске, Лепеле, Барановичах, на Брестчине ... Разумеется, в Палате нового созыва никого из них нет, но сама тенденция симптоматична. Религиозные деятели выходят в «прямую политику», как правила, только в кризисных, переломных ситуациях. Так, в Верховном Совете БССР/Республики Беларусь 12 созыва (1990 - 1995) было четыре депутата - представители клира православной церкви, включая митрополита Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси. Ветры горбачевской перестройки благоприятствовали церковному возрождению, и священники оказались в депутатах не только в Москве, но и в Минске. Однако уже к следующим выборам в церковных верхах созрело решение отказаться от подобной практики. В Польше после пабеды «Солидарности- костел также принял активное участие в выборах. Правда, не выставляя кандидатами ксендзов, но агитируя за тех или иных людей. Неизбрание многих из них заставило пересмотреть позицию костела. Совместное решение епископов с тех времен неизменно: вести перед выборами беседы о принципах, о морали, об ответственности за свой выбор, но не называть конкретных имен. Подобную же позицию продемонстрировали во время последних президентских выборов в Украине представители всех религиозных объединений страны, за исключением Православной церкви Московского патриархата. Лидеры христианских,иудейских, мусульманских общин молились, неоднократно - совместно, за «справедливые И демократические выборы», за победу правды над фальшью и добра над злом. Дальше всех пошли греко-католики: священники получили от своего руководства наказ не агитировать за кого бы то ни было, но молиться, чтобы Господь пришел на помощь каждому, кто будет противостоять злой воле и манипуляции голасам и ближних. Налицо свидетельство уважения к мнению каждого человека, к его праву на свободный выбор, невмешательство в светские дела при постоянной заботе о духовном климате в обществе. Дискредитирующей выглядит на этом фоне прямая агитация Русской православной церкви голосовать за Виктора Януковича. Не только в Украине, хотя и там многими это воспринималось, мягко говоря, неоднозначно. Молиться за его победу призывали и в православных церквах Беларуси (о раздаче открыток с именной молитвой в Свято-Михайловской церкви г. Орша сообщала Радио «Свобода»),

Отстаивая интересы своих верующих, своих церквей, религиозные деятели стремятся к диалогу с власть предержащими, время от времени находят точки соприкосновения в контактах между собой, но это еще скорее исключение, чем реальность повседневной жизни страны с традиционно разноконфессиональным населением. Так, впервые за годы своего правления президент Александр Лукашенко посетил торжества в католическом костеле,приветствуя кардинала Казимира Свёнтека, архиепископа Минско-Могилевского, которому исполнилось 90 лет. А до того белорусского кардинала принял Папа Ян Павел ІІ и вручил ему специальную награду «Fidei testis» («Свидетель веры»), присуждаемую Институтом Павла VI в г. Брешия (Италия).

Существенные трансформации претерпел в этом году факультет теологии закрытого властями Европейского гуманитарного университета. Факультет был преобразован в Институт теологии святых Кирилла и Мефодия в составе Белорусского государственного университета. Возглавил это теперь уже государственное учреждение образования митрополит Филарет, доктор богословия и профессор Минской духовной семинарии. А существовавший ранее автономно в системе БГУ Международный гуманитарный институт - единственное учебное заведение, где студенты могли получить высшее образование по иудаике, был закрыт, как и ЕГУ, несмотря на протесты студентов и широкой еврейской общественности.

Трудно ожидать в ближайшее время в Беларуси обстоятельного диалога и всесторонних контактов между различными церквами. Они еще слишком заняты собственным обустройством и возрождением духовной жизни общин после длительного коммунистического гнета. Из советских времен (хочется верить, что это именно так, а не хуже) в церковную и общественную жизнь перешли нетерпимость и категоричность, неумение спокойно вести диалог; неуважительное отношение к инакомыслящим (шире - любому меньшинству), желание все построить по единой вертикали. Так, например, даже предположительный разговор о будущей белорусской автокефалии воспринимается иерархами БПЦ как замах на устои. Хотя ситуация абсолютно логичная: своя страна - своя поместная церковь. Именно такова православная традиция. Так было в свое время при становлении независимой Польши, так начал строить независимую Украину в 1991 году президент Леонид Кравчук. Но в Беларуси тема автокефалии до сих пор табуирована. К тому же общее состояние экономики, массовая бедность населения не способствуют быстрому налаживанию надлежащей приходской жизни. Проблемы у всех возникают, в частности, с выплатами налогов. Белорусская православная церковь в июле обратилась в Палату представитепей с просьбой об урегулировании вопросов в области налогообложения, в частности - снизить для православных религиозных организаций выплаты за землю и недвижимость. А в Пуховичском районе тем временем местный Совет, по предложению депутатов демократической ориентации, самостоятельно принял решение снизить наполовину налоговую ставку для всех религиозных организаций.

Наиболее последовательно контакты между разными церквами и конфессиями налаживаются в сфере социального служения. Тому способствует зарубежная гуманитарная помощь, материальная (финансовая) поддержка европейскими и американскими благотворительными фондам проектов организации повседневной жизни малоимущих, больных, сирот и т.п.

Происходит также обмен мнениями по различным вопросам между клиром православной и католической церквей, они ежегодно встречаются в дни больших церковных праздников, на международных конференциях и симпозиумах, выказывая озабоченность насущными богословскими и гуманитарными проблемами наших дней. Как пример можно назвать доклады митрополита Филарета («Церковь Христова и преемственность европейских идеалов и ценностей») и кардинала Поля Пупара, председателя Папского совета по культуре («Христианство и вызовы секуляризма, безверия и религиозного безразличия»), с которыми они выступили на Международной конференции «Христианство И взаимодействующее соседство духовных ценностей в Европейском сообществе», проходившей в декабре 2004 года в Минске. Эта традиционная декабрьская встреча ежегодно посвящается одной важной теме и собирает представителей разных стран и религий. Нынешняя, похоже, была своеобразным продолжением состоявшегося в марте в Гнезна (первая столица Польши) международного съезда поддевизом «Европа духа». Беларусь на этом V Гнезненском съезде была представлена довольно многочисленной делегацией, состоявшей из католиков и греко-католиков, православных и протестантов. Принятый по результатам обсуждений на пленарных заседаниях и «круглых столах» документ обосновывал необходимость внесения в преамбулу общеевропейской Конституции упоминания о христианском наследии Европы, о евангельских духовных ценностях. Как известно, пока «победила» французская версия, где говорится о «культурном, религиозном и гуманистическом наследии Европы». Похоже, однако, что это определение не удовлетворило многих, споры будут продолжаться, и религиозные деятели постсоветского пространства готовы участвовать в этой широкой европейской дискуссии.

К событиям года непременно стоит отнести также назначение Апостольским нунцием в Беларуси архиепископа преподобного монсиньера Мартина Видовича (15 сентября 2004), создание одиннадцатой православной епархии - Бобруйской и Осиповичской, присуждение премии «За духоўнае адраджэнне» Юозасу Бульке, настоятелю костела Святой Анны в деревне Мосар Глубокского района Витебской области.

1 Пресс-конференция 30 ноября 2004 года.

2 «Звязда», 1 снежня 2004 года.

3 Бюлетэнь Грамадзянскай

ініцыятывы «За свабоднае веравызнанне», № 6 (снежань 2004

— студзень 2005).

4 Резолюция Комиссии ООН

по правам человека (неофициальный перевод с английского).

5 Там же.

Тригубович В. Государство и церковь в 2004 году: Богу — Богово, кесарю — кесарево - Бюллетень "За свабоднае веравызнанне" №8, красавік - май 2005

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
1 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.