Письмо епископа религиозного объединения общин христиан полного Евангелия в Республике Беларусь А. В. Саковича об учебном пособии «Религиоведение»

 

Министерство образования Республики Беларусь

 

Копия: Комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь

Совет Министров Республики Беларусь

Конституционный Суд Республики Беларусь

Прокуратура Республики Беларусь

ОБСЕ

 

В 2004 году Министерством образования Республики Беларусь рекомендовано для обучения студентов высших учебных заведений философских специальностей 2-е издание учебного пособия «Религиоведение» под редакцией М. Я. Ленсу, Я. С. Яскевич, В. В. Кудрявцева.

В главе 10 «Нетрадиционные религии (неокульты)» содержится информация клеветнического и оскорбительного характера о христианах полного Евангелия. Следует обратить внимание на то, что изложенная в данной главе, и, в частности, в разделе 10.9 информация о верующих и об объединении в целом противоречит законодательству и не соответствует действительности: в состав зарегистрированного объединения (а также перерегистрированного) в соответствии законодательством входят 64 религиозные общины, также зарегистрированные в установленном порядке. Данное обстоятельство устанавливает факт законности деятельности названных религиозных организаций. Автор указанной главы и раздела 10.9 откровенно обвиняет христиан полного Евангелия в совершении действий, содержащих признаки нарушений прав граждан, а также распространяет иную негативную информацию, оскорбляющую религиозные чувства граждан и разжигающую религиозную вражду и рознь.

Общины христиан полного Евангелия отнесены к «неокультам», описывая которые в разделе 10.1 «Общая характеристика неокультов», автор приводит следующую информацию:

— «Неокульты не только сами постоянно меняют названия своих общин, но и создают для вербовки последователей целую сеть общественных организаций…»;

— «Полтора десятка лет деятельности неокультов в странах СНГ уже показали, что различные религиозные одежды и культовые действия являются лишь прикрытием для реализации их настоящих планов. По существу же, это не религиозные, а коммерческие организации, наживающиеся на эксплуатации масс молодежи»;

— «Бесконтрольная деятельность представителей этих объединений привлекла внимание государственных и законодательных органов в различных постсоветских странах после того, как родители пострадавших от деятельности неокультов стали создавать Комитеты по защите молодежи. В СМИ неоднократно сообщалось о том, что неокульты уже при первоначальной обработке адептов применяют гипноз, внушение, наркотические вещества, многочасовое (без перерыва и отдыха) чтение религиозной литературы, различные технические и другие средства, негативно воздействующие на молодежь»;

— «Некоторые общественные деятели защищали неокульты на том основании, что в условиях демократии каждый человек имеет право на свободу выбора религии и самовыражение. Такая беспечная позиция позволила многим деструктивным сектам беспрепятственно утвердиться в нашей жизни, создать свои структурные подразделения, внедриться в медицину, прикрываясь гуманитарными программами, проникнуть в вузы, школы и даже детские сады»;

в разделе 10.9 — непосредственно об общинах христиан полного Евангелия —

— «Ряд особенностей, отличающих ХПЕ от традиционного пятидесятничества... позволяет рассматривать неопятидесятничество как неокульт. ХПЕ жестко структурно выстроенная организация, устанавливающая тотальный контроль над каждым своим членом. Последователи передают секте средства (10–30% от своих доходов), а также собственное имущество»;

— «Мир, по представлению сектантов, делится на «царство Божие» и «царство дьявола». Для борьбы с дьяволом ХПЕ формируют дисциплинированную «армию» из числа верующих»;

— «Главный обряд — сошествие «духа святого», внешним проявлением которого является глоссолалия — речевая галлюцинация, бессмысленный набор слов, во время произнесения которого сектанты падают на пол, дергаются, бьются в конвульсиях».

Ни один из вышеизложенных «признаков» неокульта не подтвержден фактически ни в судебном порядке по отношению к общинам христиан полного Евангелия в Республике Беларусь, а, следовательно, такого рода «характеристики» содержат признаки клеветы.

Выше приведенные из названного «учебного пособия» выражения свидетельствуют не только об откровенном неуважении к верующим гражданам, но и о пренебрежении правовыми стандартами в области свободы совести и вероисповедания, в частности, содержащимися в:

— Конституции Республики Беларусь, статья 31: «Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом»;

— Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 18, пункт 1: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении»;

— Законе Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях»: статья 9, часть 1: «Национальная система образования в Республике Беларусь носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии»;

— Венском итоговом документе встречи государств-участников СБСЕ (ОБСЕ) 1989 года, параграф 11: «Государства-участники … подтверждают, что будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии … (16) С целью обеспечить свободу личности и исповедовать религию или веру государства-участники будут среди прочего: … (16.2) — способствовать климату взаимной терпимости и уважения между верующими различных объединений, а также между верующими и неверующими…»

Издание и распространение «учебного пособия», содержащего приведенную информацию, ведет к разжиганию религиозной вражды в отношении верующих граждан — христиан полного Евангелия.

Ранее в своих обращениях в Комитет по делам религий и Министерство образования, руководители евангельских религиозных организаций обращали внимание на недопустимость использования к официально и законно действующим религиозным организациям термина «секта». Отписываясь, данные государственные органы ссылались на «научность» термина «секта», однако вряд ли кто-либо из их представителей будет «в восторге», если его назовут «сектантом» (с научной точки зрения). Тогда почему допустимо применять к другим такое определение, которое в настоящей общественной реальности вызывает только негативные ассоциации? Почему позволительно допускать такие оскорбления в книгах, претендующих на название «учебного пособия»?

В связи с изложенным, в целях реального обеспечения равных прав граждан на свободу совести и вероисповедания, а также в целях защиты данных прав, недопущения разжигания религиозной розни и вражды, исполнения государством обязательств в рамках международных соглашений, полагаем необходимым:

— изъять названное учебное пособие, как из торговой сети, так и из библиотек;

— принять меры для того, чтобы исключить случая распространения информации, аналогичной приведенной;

— в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь в целях защиты как неимущественных прав верующих граждан, так и репутации религиозных организаций христиан полного Евангелия просим опубликовать в одном из печатных изданий Министерства образования извинение за распространение недостоверной, порочащего характера информации, а также предоставить возможность опубликовать соответствующую действительности информацию о данной религиозной евангельской деноминации.

Епископ религиозного объединения общин христиан полного Евангелия в Республике Беларусь

А. В. Сакович

Об учебном пособии «Религиоведение» - Бюллетень "За свабоднае веравызнанне" №8, красавік - май 2005