Декларация раввинов и ученых Европы, Америки и Израиля об отношении евреев к христианству и христианам

В последние годы произошли драматические и беспрецедентные изменения в отношениях между евреями и христианами. В течение почти двухтысячелетнего еврейского изгнания христиане представляли иудаизм религией, которая завершила жизненный путь, выполнив свою историческую миссию, и, в лучшем случае, проложила путь христианству, обретя в нем свою завершенность.

Однако за десятилетия, пролетевшие со времен Холокоста, радикально изменилось само христианство. Все большее число официальных церковных структур — католических и протестантских — публично заявляют, что раскаиваются за те беды, которые христиане причинили иудеям и иудаизму. Более того, они заявляют, что христианское учение и проповедь могут и должны быть реформированы таким образом, чтобы в них признавался вечный завет Бога с еврейским народом. Вклад, которым обязана иудаизму мировая цивилизация и сама христианская религия, должен получить свою высокую оценку.

Мы убеждены, что указанные перемены должны получить соответствующую оценку со стороны евреев. Мы, межконфессиональная группа еврейских ученых, конечно, высказываем только собственную точку зрения, но мы также убеждены, что сегодня как раз и наступил тот момент, когда евреям нужно задуматься над тем, что же иудаизм может сказать в ответ.

В качестве первого шага мы предлагаем восемь коротких тезисов, которые касаются возможных отношений между евреями и христианами.

1.

Евреи и христиане поклоняются одному Богу.

До появления христианства евреи были единственными, верившими в Бога Израиля. Но ведь и христиане верят в Бога Авраама, Исаака и Иакова, творца Неба и Земли. И хотя христианские каноны веры не являются приемлемым религиозным выбором для евреев, нас, еврейских теологов, радует, что через христианство сотни миллионов людей пришли к Богу Израиля.

2.

Библия — книга, являющаяся высочайшим авторитетом и для евреев, и для христиан, и это неважно, что евреи называют ее «ТаНаХ», а христиане — «Ветхий Завет».

Мы обращаемся к Библии, чтобы определить свой религиозный путь, духовно обогатиться и изучить наследие своей религиозной общины. Мы извлекаем из Библии один и тот же урок: Бог сотворил мир и хранит его. И каждый раз Библия дает нам возможность убедиться в том, что, заключив Завет с народом Израиля и дав ему свое богооткровенное слово, Всевышний повел Израиль к праведной жизни и, в конечном итоге, принесет искупление ему и всему миру.

Да, евреи и христиане во многих случаях расходятся в толковании Библии, но эти различия всегда следует уважать.

3.

Как последователи библейской религии христиане понимают, что Израиль был обещан и дан евреям как материальное воплощение завета между ними и Богом, и потому уважают их право на эту землю. Для евреев со времен Холокоста возрождение еврейского государства на Земле обетованной стало важнейшим событием в жизни.

Многие христиане поддерживают Государство Израиль по причинам гораздо более глубоким, чем чисто политические, и мы, евреи, признательны им за эту поддержку. Мы также подтверждаем, что еврейская традиция требует справедливого отношения ко всем неевреям, проживающим в еврейском государстве.

4.

И евреи, и христиане признают нравственные принципы Торы — Пятикнижия Моисеева. Главные из них — это неотъемлемая священность и достоинство каждой человеческой личности. Все мы созданы по образу Божьему. Этот нравственный акцент является общим для нас.

Он может лечь в основу улучшения отношений между двумя нашими общинами. Для всего мира он может стать доказательством необходимости изменить жизнь наших собратьев, чтобы противостоять безнравственности и идолопоклонству, которые унижают и оскорбляют нас. Это доказательство особенно важно в свете беспрецедентных, чудовищных трагических событий прошлого века.

5.

Без многовековой истории христианского антииудаизма и насилия христиан по отношению к евреям не смогла бы устоять и реализоваться нацистская идеология. Слишком много христиан принимало участие в нацистских злодеяниях против евреев или же одобряло их. Протест других был недостаточным. Если бы полное истребление евреев было успешно осуществлено, гибельное безумие нацизма обратилось бы непосредственно на христиан.

Но сам нацизм не был христианским явлением, и мы признательны тем христианам, которые рисковали и даже жертвовали жизнью ради спасения евреев в годы нацизма. Сегодня новые тенденции в христианской теологии говорят о безоговорочном осуждении того презрительного отношения к иудаизму и евреям, которым было отмечено еще совсем недавнее прошлое. Мы надеемся, что эти тенденции найдут свое продолжение. Поэтому мы благодарны христианам, которые отвергают такое отношение к евреям, и не обвиняем их в грехах, совершенных их предками.

6.

Христиане знают Бога и служат Ему через Иисуса и христианскую традицию. Евреи тоже знают Бога, но служат ему через Тору и еврейскую традицию. Евреев и христиан отделяют принципиальные различия, которые не исчезнут до тех пор, пока Бог не спасет мир, как это обещано в Писаниях.

Но эти различия не могут быть устранены до тех пор, пока какая-то одна община утверждает, что ее интерпретация Писания является более точной или пытается использовать политическую власть в своих целях.

Евреи способны уважать верность христиан их Откровению, и мы надеемся, что христиане также с уважением будут относиться к нашей верности нашему Откровению. Ни на еврея, ни на христианина не должно быть оказано давления по принятию им противоположного вероучения.

7.

Мы убеждены, что улучшение отношений между евреями и христианами не подорвут еврейской традиции и не ускорят культурной и религиозной ассимиляции евреев, чего они справедливо опасаются. Новые отношения не должны привести к изменениям в традиционных формах еврейского богослужения, а также стать катализатором роста числа смешанных браков между евреями и неевреями и обращения евреев в христианство. Не может иметь места и ложная смесь иудаизма и христианства.

Мы уважаем христианство как вероучение, зародившееся в рамках иудаизма и в немалой степени с ним связанное, но мы не рассматриваем его как некую надстройку над иудаизмом. Искреннее стремление к развитию наших отношений возможно только при условии сохранения каждым из нас нетронутыми собственные традиции.

8.

Ради великой цели сохранения мира и справедливости евреи и христиане должны наладить сотрудничество. Каждый из нас по-своему видит неискупленность мира, которая проявляется в гонениях и в нищете, в деградации личности и в страданиях человека. И хотя справедливость и мир нам, в конечном итоге, дарует Бог, наши общие усилия совместно с представителями других верований помогут установить Царство Божье, на которое мы так уповаем и к которому так стремимся.

Каждый в отдельности и все вместе мы должны стремиться к тому, чтобы мир и справедливость пришли на Землю, и на этом пути нас вдохновляет предвидение израильских пророков:

«И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его» (Исаия 2, 2–3).

«Нью-Йорк таймс».

10 сентября 2000 г.

Пераклад з англійскай мовы Таццяны Новікавай.

Декларация раввинов и ученых Европы, Америки и Израиля об отношении евреев к христианству и христианам - Бюллетень "За свабоднае веравызнанне" №8, красавік — май 2005