Отчет Государственного департамента США "О религиозных свободах в мире" (2004): Беларусь

Рэквізiты
Прыняты: 
2004 г.

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

1. Юридические и политические положения

Новый закон «О свободе совести и религиозных организациях» потребовал перерегистрации всех религиозных групп, которые были зарегистрированы до его принятия. Так как процесс перерегистрации не был прописан в законе детально, на практике он проходил по аналогии с процессом первичной регистрации с той разницей, что для перерегистрации в общине должно быть не менее 10 человек, а для первичной регистрации — не менее 20.

Архим. Антоний (Фалсарэлла), Греческая Архиепископия в США, на приеме в Комитете по делам религий, у В. ЛамекоПо данным Комитета по делам религий и национальностей, по состоянию на июнь месяц 2004 г. прошло перерегистрацию 80% всех ранее зарегистрированных религиозных общин (95% православных и римско-католических, 80% иудейских, 70% протестантских, 54% греко-католических и 50% общин Харе Кришна). Лишь одной общине было отказано в перерегистрации— мусульманской общине, в которой не насчитывалось требуемого количества людей. Данный отказ не оспаривался двумя основными мусульманскими объединениями.

Как сообщили члены греко-католической церкви, у них были трудности в перерегистрации из-за препятствий, которые чинили чиновники местного уровня.

Заключенный между Белорусской православной церковью (БПЦ) и государством конкордат гарантирует БПЦ автономию в ее внутренних делах и право выступать в роли субъекта в особых взаимоотношениях с государством. Признавая «значение БПЦ в формировании духовных, культурных и национальных традиций белорусского народа», конкордат признает право БПЦ на сотрудничество с государством в осуществлении политики в различных областях, включая образование, развитие и защиту культурного наследия и безопасность.

Конкордат оговаривает, что его действие не должно ограничивать религиозные свободы других вероисповеданий, однако при этом призывает государство и БПЦ бороться против «псевдорелигиозных структур, которые представляют угрозу отдельным гражданам и обществу», впрочем, не называя их. К настоящему времени БПЦ в рамках конкордата подписала соглашения о сотрудничестве с Министерствами здравоохранения, труда, по чрезвычайным ситуациям, культуры, обороны, образования, спорта и туризма, а также с Национальной академией наук.

В марте 2004 г. Национальный центр интеллектуальной собственности предоставил БПЦ исключительное право использовать в своем названии слово «православный» и изображение Креста Евфросиньи, святой покровительницы Беларуси, в качестве символа. Эти шаги следует рассматривать как механизм для дальнейшего укрепления положения БПЦ, единственной православной конфессии, которой разрешено функционировать на территории страны. Это может еще больше ограничить возможность других православных вероисповеданий, которые не находятся под юрисдикцией Русской православной церкви.

Религиозные группы, которые государство не относит к традиционным для Беларуси вероисповеданиям, так и называются «нетрадиционными». Что касается государственных чиновников и средств массовой информации, то они для их обозначения широко используют термин «секта», хотя это не может быть признано официальным названием. К «нетрадиционным» государство, в основном, относит протестантские группы, хотя некоторые из них рассматривает и как «секты».

На начало 2004 г. в Беларуси зарегистрировано 27 религиозных направлений, в которых насчитывалось 2863 религиозные общины: 1290 — БПЦ, 566 — евангельских христиан, 432 — римско-католических, 27 — баптистов, 63 — адвентистов Седьмого Дня, 43 — иудейские, 27 — мусульман и 13 — греко-католических. Есть также общины, принадлежащие и к иным религиозным верованиям. Конфессии, не имеющие своей структуры на национальном уровне, ограничены в правах, ибо только республиканские объединения имеют право приглашать иностранных религиозных деятелей и открывать новые церкви.

Государственные субсидии получает только БПЦ.

Несмотря на то, что все зарегистрированные религиозные организации освобождаются от уплаты налога, некоторые из них (протестанты) отмечают, что налоговое ведомство неоднократно штрафовало их за неуплату налогов на помощь, оказанную нуждающимся семьям и отдельным лицам.

Согласно Закону, религиозное объединение не может пригласить к себе иностранного священнослужителя без разрешения Комитета по делам религий и национальностей, даже если визит его будет носить не религиозный характер, а, например, целью его будет благотворительная деятельность. Визировать нужно не только причину приезда, но и даты посещения страны. Комитет по делам религий и национальностей должен дать ответ на запрос о разрешении въезда иностранного священнослужителя в течение 20 дней, и нет такого положения, которое бы позволяло оспорить его решение.

Государство законодательно создает препятствия «подрывной деятельности» иностранных организаций и запрещает создание офисов тех из них, деятельность которых способна разжигать «национальную, религиозную и расовую вражду» или оказывать «отрицательное влияние на физическое и умственное здоровье людей».

 

2. Ограничения религиозной свободы

Увеличение вмешательства государства в деятельность религиозных организаций происходит не только на основании Закона «О свободе совести и религиозных организациях», но и в соответствии с директивами властей, которые устанавливают дополнительные правила и требования, не отмеченные Законом.

За первые 6 месяцев 2004 г. по стране было зарегистрировано 38 новых религиозных общин, 7 из которых были протестантскими, однако продолжала задерживаться регистрация Церкви сайентологов и подготовка документов для первичной регистрации Белорусской автокефальной православной церкви (БАПЦ).

23 октября 2003 г. заместитель председателя Комитета по делам религий и национальностей В. Ламеко служебным письмом предложил администрации Несвижского района Минской области улучшить мониторинг деятельности религиозных организаций, регулярно посещая службы и собрания религиозных лидеров, проводя проверки в незарегистрированных религиозных группах, чтобы ограничить их деятельность. Одновременно В.Ламеко разрешил местному объединению поляков пользоваться собственностью римско-католической церкви, а чиновников обязал проводить «систематическую работу» с местными католическими лидерами, чтобы убедить их читать свои проповеди на белорусском или русском языке. Объяснил В.Ламеко появление такого письма «грубыми нарушениями» закона в Несвиже («в основном протестантскими общинами») и необходимостью улучшения со стороны местных чиновников «регулирования этно-конфессиональной ситуации» в районе.

Как сообщили представители Объединения христиан евангельской веры и общины баптистов, во исполнение указаний В. Ламеко школьные учителя в Несвижском районе через своих учащихся собирали сведения, к какой церкви принадлежат их родители, какие религиозные церемонии они посещают, чтобы выявить семьи, принадлежащие к протестантским общинам.

Представители некоторых вероисповеданий испытывали серьезные затруднения при снятии в аренду или приобретении в собственность помещений для проведения служб, независимо от того, были они официально зарегистрированы или нет. К примеру, греко-католические и протестантские общины сталкивались с проблемами при приобретении церковных зданий или организации религиозного образования.

Иностранным проповедникам разрешается участвовать в религиозных церемониях только в помещениях тех учреждений, которые их пригласили из-за границы. Закон требует наличия у иностранных миссионеров, прибывающих для «духовной деятельности», годовой многоразовой визы. В 2003 году в Беларусь по приглашению религиозных объединений прибыли 956 иностранных религиозных деятелей. Приезд 254 из них был связан непосредственно с религиозной деятельностью.Тем не менее религиозные организации продолжают испытывать трудности при получении виз для иностранных священнослужителей, даже те, которые давно существуют в стране.

Переживающая с 1991 г. свое возрождение римско-католическая церковь испытывает нехватку квалифицированных местных священников, но ликвидировать этот пробел сложно из-за того, что получение разрешения на въезд в Беларусь достаточного количества иностранных священнослужителей (преимущественно из Польши) весьма затруднен. Аналогичные проблемы испытывает и община Харе Кришна, которая из-за трудностей во взаимоотношениях с властями страны вообще не обращалась за разрешением для иностранцев посетить страну.

Соглашения с различными государственными службами позволили БПЦ иметь ряд налоговых льгот на землю и собственность, в то время как другие вероисповедания не всегда могут рассчитывать на подобные привилегии. К примеру, протестантские церкви могут лишиться льгот на землю и собственность, если будут сдавать свои лишние площади в аренду другим церквам, связанным с ними одним вероисповеданием.

Наличие договора на аренду является обязательным условием получения юридического адреса и соответственно права подачи заявления для регистрации религиозной общины или церкви. В отличие от БПЦ, протестантские церкви потеряли свои льготы на землю и собственность в тех случаях, когда здания, пристроенные к церквам, были возведены рядом друг с другом на правах одной и той же собственности.

Власти г. Приморье Минской области запретили священникам БАПЦ въехать в город после того, как они неофициально провели там религиозные службы. Получение разрешения на визит иностранных священнослужителей или религиозных деятелей часто выглядит как длительная бюрократическая процедура. Чтобы выдворить из страны иностранных священнослужителей, достаточно, чтобы структуры министерства внутренних дел просто не продлили им регистрацию или не выдали разрешение на временное пребывание. К примеру, начиная с 2003 года, городские власти г.Гродно неоднократно отказывали в регистрации иностранному раввину, на основании того, что он не говорил на белорусском или русском языке.

Белорусские законы позволяют использовать жилое помещение для религиозных церемоний только после процедуры отчуждения, т. е. перевода его в нежилой сектор. Разрешение на это, согласно Жилищному кодексу, должны давать органы местной власти. Практика показывает, что протестантские церкви и представители других нетрадиционных вероисповеданий чаще всего получают отказ из-за того, что эти религиозные группы не зарегистрированы. А не зарегистрированы они из-за того, что не имеют собственных помещений. А разрешение на эти помещения они получить не могут. Из-за такого замкнутого круга эти группы чаще всего встречаются нелегально.

По данным Комитета по делам религий и национальностей, в 2003 году в Беларуси было построено 227 зданий для религиозных целей, включая 42 здания для протестантов. Однако, в это же время многие традиционные и нетрадиционные конфессии продолжали сталкиваться с проблемой помещений для отправления культа, так как власти искусственно ограничивают их возможности. В декабре 2003 г. власти в г.Слонима вынудили директора местного Дома культуры расторгнуть договор на аренду с представителями Объединения христиан Полного Евангелия.

В целом, протестанты и греко-католики отмечают, что им удавалось в 2003 г. договариваться об аренде помещений более удачно, чем в предыдущие годы, однако еще достаточно много случаев, когда религиозные группы «нетрадиционного» вероисповедания продолжают получать отказы в аренде помещений местных Домов культуры. К примеру, Объединение христиан Полного Евангелия отметило, как минимум, пять отказов властями г.Минска предоставить помещения в аренду. В ответ на заявления по этому поводу Комитет по делам религий и национальностей заявлял, что только местные власти вправе решать, выдавать разрешение на аренду или нет.

В 2003 году власти г.Дружный отменили ранее принятое решение выделить недвижимость для общины пятидесятников, заявив, что необходимо прежде всего выяснить мнение жителей города. Областные власти сочли решение незаконным, и лишь после этого местные власти предложили общине на выбор три земельных участка для строительства.

Минская евангелическая община «Новая жизнь» пыталась построить церковь, а затем — социальный центр, однако власти отказываются давать разрешение на это.

В настоящее время проводится реконструкция мечети, расположенной в деловой части Минска. Начало строительства относится еще к советским временам. Предполагается, что строительство будет завершено в 2005 г.

В 2002 г. зарегистрированная община христиан Полного Евангелия получила от руководства отдела по делам религий Минской области отказ в реконструкции под культовое задние частного дома в пос.Боровляны под Минском, хотя все необходимые согласования с местными властями были достигнуты. В качестве причины отказа было заявлено о письме от нескольких православных горожан, которые предъявляли обвинение евангелистам в том, что они якобы ходят по домам, обращая в свою веру православных, отбирая у них при этом нательные кресты, и что вообще они принадлежат к незарегистрированной «секте». Руководство общины выяснило, что письмо инициировано священником местной православной церкви. Заявление на имя Генерального прокурора по поводу клеветнического характера этого «письма» рассмотрено не было.

Заявлений о выселении религиозных групп из занимаемых помещений за рассматриваемый период не поступало.

Следует отметить, что власти по-прежнему запрещают религиозным группам проводить религиозные церемонии в частных квартирах.

Поводом для отмены или отказа в продлении договоров об аренде помещений с религиозными группами в Домах культуры является Декрет правительства о мерах по обеспечению порядка и безопасности во время общественных собраний. В частности, городские власти Минска отказали в просьбе реформистской кальвинистской церкви провести международную конференцию, посвященную 450-й годовщине основания церкви в стране. Как причина указывалось, что церковь не имеет права проводить международную конференцию, так как организация не зарегистрирована как республиканское религиозное объединение. Сделано это было вопреки Закону о религии, который позволяет религиозным организациям приглашать иностранцев для участия в собраниях, паломничествах и другой деятельности.

Руководство греко-католической церкви отмечает, что в последнее время проблем с арендой помещений стало меньше, однако при организации культовой деятельности церковь несет неоправданно высокие финансовые затраты. К тому же, до сих пор не решена проблема языка, на котором должны совершаться религиозные ритуалы (власти настаивают на использовании белорусского языка) и проблема взаимоотношений греко-католической и православной конфессий, имеющая исторические корни.

За отчетный период данных об антипротестантских статьях в государственных СМИ не было, но на другие нетрадиционные вероисповедания атаки продолжались. В газете «Знамя юности» за 16 апреля 2004 г. была опубликована статья с описанием деятельности деструктивных «сект» в Беларуси, число которых достигает 370. Наиболее «опасными» называются «Церковь Христа» и церкви Объединения и саентологов.

В статье государственной газеты «Минский курьер» за 26 марта 2004 г. приведена информация, критикующая сторонников церкви Объединения и Харе Кришны. В статье говорится, что в 1997 г. Харе Кришна была определена властями как «деструктивная тоталитарная секта». Это утверждение было опровергнуто представителем общины Харе Кришна. После очной ставки с ним журналист, написавший статью, признался, что недостоверную информацию он получил от сотрудников белорусского КГБ, что и было подтверждено позднее самим КГБ.

В марте 2003 г. министерство образования издало школьный учебник, в котором Харе Кришна, евангельские христиане и саентологи характеризуются как «неокульты» и «секты». Данных об отрицательных последствиях издания такой книги для учеников, являющихся сторонниками этих вероисповеданий, не поступало. Кроме этой книги, в белорусских школах еще используют книгу «Человек. Общество. Государство», в которой декларируются такие же идеи. После проведения экспертизы обеих книг Комитет по делам религий и национальностей и министерство образования сделали заключение, что слово «секта» носит «научный» характер и не приклеивает антисоциальный ярлык к Харе Кришна или протестантам.

За отчетный период продолжались продажа и распространение антисемитской литературы. Занимались этим как распространители государственной прессы и государственные агентства, так и магазины, связанные с Белорусской православной церковью. Несмотря на то, что в мае 2003 г. было решение прокуратуры и министерства информации о прекращении продажи издающейся в России антисемитской и ксенофобской газеты «Русский Вестник», распространение ее возобновилось в феврале 2004 г. через государственное агентство «Союзпечать». Как и в предыдущие годы, продолжалось распространение антисемитской литературы в книжном киоске в вестибюле Национальной академии наук, на нескольких книжных православных ярмарках в Минске, а также в Доме милосердия — хосписе, который БПЦ построила в Минске.

Антисемитские и русские ультранационалистические издания продолжали продаваться в магазине «Православная книга», специализирующемся на продаже православной литературы и религиозных принадлежностей. Издания эти поступают из России, но многие книги изданы и в Белорусском доме печати. «Православная книга» распространяла антисемитскую литературу на собрании всебелорусского объединения казаков 25 октября 2003 г. В ответ на заявление Союза еврейских организаций и общин привлечь к ответственности этот магазин, прокуратура начала расследование этого случая. К июню 2004 г. решение еще не было принято. Хотя БПЦ заявляет, что не поддерживает никаких отношений с «Православной книгой», работники магазина сами подтверждают, что их магазин является официальной структурой БПЦ.

Как заявили представители римско-католической церкви, в апреле 2004 г. духовенство БПЦ неоднократно делало антисемитские выпады во время религиозной церемонии в дни православной Пасхи, транслирующейся по национальному телевидению. Римско-католическая церковь также выразила озабоченность по поводу продажи антикатолической литературы на мероприятиях БПЦ и в магазинах, связанных с ней.

Несмотря на продолжающееся расследование деятельности «Православной книги» и утверждения различных государственных официальных лиц, что продажа антисемитской литературы там была нелегальной, власти так и не предприняли видимых шагов по предотвращению этого.

Из-за отсутствия юридической базы реституция религиозной собственности, конфискованной во время советской власти и нацистской оккупации, за отчетный период оставалась ограниченной. В частности, закон ограничивает возврат культовой собственности, используемой для культурных или образовательных целей. Многие бывшие синагоги используются как театры, музеи, спортивные комплексы и даже рестораны. На большинство запросов еврейской общины с просьбой вернуть эти здания были получены отказы.

В целом в течение последних нескольких лет религиозные общины успешно сотрудничали с властями по вопросу возврата культовой собственности. По данным Комитета по делам религий и национальностей, в период с 1988 по 2003 гг. верующим было возвращено около 1120 зданий, в том числе, 709 — БПЦ, 292 — римско-католической общине. За отчетный период данных о возврате верующим бывшей культовой собственности нет.

23 октября 2003 г. президент А. Лукашенко заявил, что правительство не должно препятствовать деятельности еврейской общины, однако правительственные официальные лица продолжали демонстрировать отсутствие деликатности в этом вопросе.

Несмотря на протесты еврейской общественности, продолжались работы на городском стадионе в Гродно, возведенном в начале 1950-х гг. на месте древнего (начала ХVII в.) еврейского кладбища. Вывезенный с территория кладбища грунт содержал человеческие останки, которые перемешались не только с землей, но и со строительным мусором, что было хорошо видно на фотографиях, сделанных во время перекладывания покрытия дороги в местах, далеких от стадиона. После интенсивного международного давления губернатор Гродненской области В. Савченко в августе 2003 г. подписал договор с одним из еврейских религиозных лидеров о необходимости немедленного прекращения экскаваторных работ и вывоза грунта.

Работы, тем не менее, продолжались, и в ноябре 2003 г. В. Савченко подписал второе соглашение, но уже с другим еврейским религиозным лидером о сборе разбросанных после вывоза грунта человеческих останков, а также о немедленном прекращении экскаваторных работ. Однако работы не прекращались. В середине июня 2004 г. еврейская община Гродно сообщила, что вывоз грунта со стадиона прекращен, но общестроительные работы на участке продолжаются.

В 2002 году власти Могилева решили изменить статус городского кладбища, которое сами же за год до этого официально определили как еврейское, обязав при этом похоронную службу выделить землю для расширения кладбища и не производить на нем захоронения без согласия местной еврейской общины. Изменив статус кладбища и сделав его общественным, городские власти разрешили убрать надгробные камни и останки людей из имеющихся могил, чтобы освободить места для нееврейских захоронений. Останки же, найденные во время раскопок, не были перезахоронены и оставлены на земле.

В июне 2003 г. местная еврейская община послала письмо на имя А. Лукашенко с просьбой остановить подобную деятельность. В феврале 2004 г. губернатор Могилевской области восстановил статус кладбища как еврейского и приказал похоронному бюро и мэру города выполнять договор 2001 г. Однако, как свидетельствует еврейская община, по состоянию на июнь 2004 г. мэр еще не ввел в действие этот приказ, ссылаясь на то, что из-за отпусков Могилевский городской совет не утвердил его приказа. В конце июня местный департамент по борьбе с экономической преступностью начал расследование законности нескольких разрешений на захоронение на этом кладбище. По состоянию на 30 июня и расследование, и вынос останков и надгробных камней с территория кладбища продолжались.

11 февраля 2004 г. по приказу министра образования в Белорусском государственном университете (БГУ) был закрыт Международный гуманитарный институт (МГИ), который существовал как независимое образовательное учреждение и являлся единственным учебным заведением, дававшим высшее образование в области иудаики. Разнообразные программы МГИ, включая программу по иудаике, были распределены между несколькими факультетами БГУ. В мае программа по иудаике МГИ продолжала существовать, но уже как часть общего учебного плана БГУ.

На протяжении периода, описываемого настоящим отчетом, официальные правительственные лица продолжали делать публичные антисемитские заявления. 13 сентября 2003 г. Associated Press цитировало заявление заместителя председателя Комитета по международным делам нижней палаты парламента Сергея Костяна, который, комментируя прокладывание газопровода около бывшего еврейского кладбища в Мозыре, обвинил еврейских представителей в разжигании «этнической розни». В другом случае министр информации В. Русакевич во время пресс-конференции в октябре 2003 г. заявил, что «Беларусь должна жить с Россией, как брат, но торговаться с ней, как жид».

В 2002 году власти Бреста арестовали 17-летнего парня, который осквернил мемориал Холокоста, но позже задержанный был освобожден.

Комитет по делам религий и национальностей, по мнению его чиновников, регулярно реагирует на все общественные проявления ксенофобии и уведомляет о них соответствующие правительственные органы, в функции которых входит выполнение в этих случаях необходимых юридических действий. В отчетный период никаких данных о юридических последствиях по фактам проявлений ксенофобии не зафиксировано.

 

3. Оскорбление религиозных чувств верующих

Во время, рассматриваемое в данном отчете, правительство нередко предпринимало шаги, оскорбляющие религиозные чувства представителей некоторых религиозных групп. Несколько протестантов были оштрафованы за несанкционированное проведение религиозных ритуалов. По сообщению Комитета по делам религий и национальностей, им предъявляли обвинение в нарушении общественного порядка либо в проведении собрания без получения предварительного разрешения. Закон разрешает собираться для молитвы в частных домах, однако существуют ограничения на проведение религиозных ритуалов и церемоний в таких местах и требуется получение предварительного разрешения на их проведение от местных властей.

Суд в Мозыре оштрафовал Леонида Мартыновича, Михаила Крынца и Василия Биласа, трех членов незарегистрированной общины Международного Союза баптистских церквей (МСБЦ), на сумму 380 000 рублей (около 176 долларов США) каждого после того, как они поздравили пациентов местной больницы с Пасхой.

Милиция Новогрудка обвинила Юрия Денищука, миссионера Новогрудского объединения баптистов, в том, что он нелегально провел молитву в частном доме, в котором данное объединение было зарегистрировано. Во время обыска помещения местный чиновник, сопровождавший сотрудников милиции, обвинил Денищука в том, что он принадлежит к «фашистской секте». Позже Денищук был оштрафован на 33 000 рублей (около 15 долларов США).

Житель д. Замошье Виктор Евтюхов, член МСБЦ, был оштрафован на 82 500 рублей (около 40 долларов США) за проведение незарегистрированной религиозной церемонии. По этой же причине на 16 500 рублей (около 8 долларов США) в г. Дубровна был оштрафован еще один член МСБЦ Олег Курносов. Пастор МСБЦ получил предупреждение за проведение религиозных служб в г. Солигорске. Религиозная группа МСБЦ этого города получила от властей предписание о прекращении нелегальной религиозной деятельности. Сотрудники Комитета по делам религий и национальностей и власти Минской области неоднократно предупреждали пастора БАПЦ прекратить реконструкцию бывшей автокефальной церкви в пос. Сёмков Городок.

За отчетный период власти продолжали штрафовать и задерживать членов общества Харе Кришна за несанкционированное распространение религиозной литературы. По сообщению самих кришнаитов, власти депортируют иностранцев, принадлежащих к Харе Кришна, задержанных во время распространения религиозной литературы. В качестве предлога им объявляют о нарушении визового режима. При этом минские городские власти постоянно отказывают в просьбах общества Харе Кришна выдать разрешение на распространение религиозных материалов в городе.

Священник Белорусской автокефальной православной церкви (БАПЦ) Ян Спасюк, подвергавшийся со стороны властей преследованиям и вмешательству в религиозную жизнь, а также лидеры общества Свет Кайласы Сергей Акаданов и Татьяна Акаданова вынуждены были покинуть страну в 2003 г. Кроме Акадановых, еще несколько членов этой группы эмигрировали из-за продолжающегося давления со стороны властей. Итогом стала самоликвидация религиозной группы Свет Кайласы.

В 2003 г. члены группы Свет Кайласы, которые были оштрафованы за их участие в несанкционированных манифестациях и других протестных акциях, сообщили, что власти угрожали им конфискацией имущества и новыми юридическими преследованиями, если наложенные на них штрафы не будут выплачены. Родители одного из членов группы из-за угроз и преследований вынуждены были внести неоплаченную сумму штрафа за своего сына. Несколько членов группы Свет Кайласы были уволены с работы из-за своей религиозной принадлежности к этой группе. Одна женщина, член группы, была оштрафована по обвинению, что является «сектанткой» и членом «обряда». Представители властей также объявили остальным сотрудникам, что их организация будет ликвидирована по той причине, что ее директор — также член этой группы.

Минская церковь «Новая жизнь» получила предписание от властей о необходимости прекратить незарегистрированные религиозные собрания. Сообщений о задержанных или осужденных не поступало.

[...]

 

Раздел III. Отношения религиозных организаций со светской общественностью

 

Укреплению религиозной свободы в обществе способствует обстановка дружбы и взаимного уважения между представителями различных групп населения, однако в Беларуси еще существуют антисемитизм и негативное отношение к религиозным меньшинствам. Социологический опрос, проведенный в октябре 2002 г. Независимым институтом социальных, экономических и политических исследований (НИСЭПИ), показал, что 57,7% респондентов выступают за равенство религий, в то время как 33% считают, что православная церковь должна получить особые государственные привилегии. Опрос, проведенный этой же организацией в марте 2003 г., показал, кроме того, что только 32% респондентов доверяют римско-католической церкви и только 13% — протестантской.

Проявления антисемитизма и негативного отношения к религиозным меньшинствам отмечалось во время всего отчетного периода. Со стороны еврейских организаций шла критика властей за то, что они не осуждают антисемитские выступления госчиновников, не препятствуют продаже антисемитской литературы, не обеспечивают защиту кладбищ и мемориалов Холокоста от вандализма. 27 августа 2003 г. неизвестные лица бросили зажигательную бомбу в Минскую синагогу. Был нанесен сравнительно небольшой ущерб. Хотя милиция провела расследование, виновные не были найдены. Валерий Фролов и Владимир Парфенович, два депутата нижней палаты парламента, посетили Минскую синагогу на следующий день и осудили эту акцию.

В марте 2004 г. группа молодых людей повредила 10 надгробных памятников на кладбище в Бобруйске — 9 из них были на еврейских захоронениях. Молодые люди были задержаны случайными свидетелями и переданы в руки милиции, однако никаких обвинений злоумышленникам предъявлено не было и молодые люди были отпущены. Акты вандализма были осуществлены также над еврейскими захоронениями в Червене, на мемориалах Холокоста в Минске (Яма), Тимковичах и Лиде.

За отчетный период неизвестные вандалы неоднократно разрушали кресты, установленные в Курапатах, месте, где органы НКВД в 1930-е гг. расстреляли более 30 000 человек. Власти не сделали видимых усилий, чтобы обнаружить виновных.

Как утверждает Комитет по делам религий и национальностей, областные власти повсеместно принимают меры по предотвращению актов вандализма на кладбищах: строятся ограждения, организовываются дежурства со стороны правоохранительных органов, акты вандализма включены в их отчетность.

Еврейская община озабочена существованием идеи панславизма, популярной у действующих в стране националистических организаций, среди которых и РНЕ (Русское национальное единство), несмотря на его официальный роспуск в 2000 г., и Национальная партия большевиков — еще одна экстремистская русская организация. В январе месяце члены РНЕ в Гомеле распространяли антисемитскую литературу в городском транспорте. Одновременно в ряде городов (Гомель, Полоцк) на зданиях еврейских общинных центров появились граффити РНЕ. Власти объявили о начале расследования по этим фактам.

В отчетный период в Интернете появился вебсайт JОSH, название которого говорит о том, что этот сайт принадлежит неким «еврейским ортодоксальным скинхедам» — организации, которая якобы состоит из еврейской молодежи и борется с антисемитизмом и ксенофобией. Несмотря на декларированные «цели» учредителей, вебсайт призывает белорусских евреев совершать антиправительственные провокации и содержит откровенную клевету на общественных деятелей нееврейского происхождения и известных еврейских лидеров Беларуси. Последние сочли этот сайт оскорбительным и провокационным; они осудили его создателей и выразили властям свою озабоченность по этому поводу. Данный вебсайт имеет связь с другим сайтом, претендующим на принадлежность к скинхедам Харе Кришна.

Официальный календарь молитв Белорусской православной церкви, изданный в Минске, продолжает отмечать 3 мая как дату смерти в 1690 г. Гавриила Белостокского, ребенка, якобы «умученного» евреями. В молитве говорится, что Гавриил «настоящими зверями, иудеями, был похищен» и умерщвлен по религиозным мотивам.

Власти Брестской области отказались начать криминальное расследование ночной кражи со взломом в церкви евангельских христиан в городе Хотиславе. С 2000 г. церковь неоднократно (6 раз) подвергались нападениям вандалов.

Согласно заявлению Белорусской автокефальной православной церкви (БАПЦ) представители православного духовенства (БПЦ) в сопровождении официальных лиц посетили несколько городов Минской области, обращаясь к жителям сельской местности с призывом не принимать участия в религиозных служениях БАПЦ.

Нет оснований полагать, что БПЦ изменила свое отношение к вопросу о сотрудничестве с теми вероисповеданиями, которые не имеют «исторических корней» в Беларуси. Верующие неправославных вероисповеданий выразили свой протест против тенденциозности Закона о религии и открыто критиковали ограничения, которые создает закон, и неопределенность многих его положений. В июле 2003 г. более 5000 протестантов собрались в одном из парков Минска, чтобы выразить свое отношение к принятию недемократического закона о религии. По состоянию на июнь 2004 г. большинство основных протестантских групп, за исключением Объединения христиан полного Евангелия, решили не проходить перерегистрацию.

В марте 2004 г. протестантские группы послали письма президенту Лукашенко, Национальному собранию и в Конституционный суд с просьбой пересмотреть ограничительные элементы Закона о религии. Конституционный суд, отметив, что религиозные группы не имеют права обращаться к нему напрямую, признал, тем не менее, что некоторые статьи данного Закона действительно нуждаются в последующей проверке соответствия Конституции Республики Беларусь. Несмотря на это, нижняя палата Национального собрания отказалась рассматривать заявление, подтверждая свою правоту и конституционность всех статей Закона. По состоянию на июнь 2004 г. Президент еще не ответил на эти и ранее посланные протестантами письма, касающиеся пересмотра Закона.

В отчетный период правительство продолжало выполнять программу, касающуюся замены существующих белорусских паспортов на новые, содержащие идентификационный номер налогоплательщика. Считая, что эти номера имеют отношение к сатанизму или другим мистическим силам, многие православные отказываются получать новые паспорта. В мае 2004 г. митрополит Филарет, вопреки объявленному ранее мнению, что включение в текст паспортов идентификационных номеров налогоплательщиков не противоречит христианским канонам, направил в Совет Министров просьбу установить альтернативную систему идентификации для тех, кто отказывается получать новые паспорта. По состоянию на 30 июня правительство и БПЦ продолжали искать компромиссное решение этого вопроса.

Еще до принятия нового Закона о религии представители многих традиционных и нетрадиционных вероисповеданий создали Гражданскую инициативу «За свободное вероисповедание». Группа активно противостояла принятию недемократического Закона и иным ограничениям в отношении религиозных групп со стороны государства. В январе группа издала второй выпуск «Белой книги» — собрание документов, подробно освещающих отношение государства к религиозным свободам и религиозную ситуацию в стране.

[...]

 

Раздел IV. Политика Правительства США

Вопросы религиозной свободы являются составной частью общей политики правительства США по защите прав человека. Эти вопросы и являются предметом диалога с правительством Республики Беларусь. Персонал посольства поддерживает постоянную связь с представителями религиозных групп, Гражданской инициативой «За свободное вероисповедание», государственными официальными лицами, отвечающими за решение религиозных проблем. Проводятся также регулярные встречи с американскими гражданами, проживающими в стране или посещающими ее, которые представляют различные религиозные течения, чтобы обсудить с ними вопросы религиозной свободы в Беларуси. В марте 2004 г. представители протестантской, еврейской и кришнаитской общин принимали участие в 3-недельной поездке по США согласно программе Государственного департамента по международному обмену. Участники поездки, посетив ряд городов, встретились и с официальными лицами, и с представителями конфессий, и с лидерами американских общественных (негосударственных) организаций.

Сотрудники посольства США в Республике Беларусь во время своих встреч с официальными лицами государства не раз поднимали вопросы недемократичности Закона о религии, о продолжающейся продаже разжигающей национальную рознь литературы, о строительных работах на бывшем еврейском кладбище в Гродно, о ликвидации Международного гуманитарного института. Посольство очень внимательно следило за постоянной продажей антисемитской ксенофобской литературы в магазинах и на мероприятиях, связанных с БПЦ, и через распространителей СМИ. В течение всего отчетного периода сотрудник посольства несколько раз посетил бывшее еврейское кладбище в Гродно и встретился с местными чиновниками и лидерами еврейской общины, чтобы обсудить ситуацию. Работники посольства, включая посла, посетили несколько мероприятий, проводимых различными религиозными группами. Посольство постоянно обсуждало различные вопросы с представителями иностранных дипломатических миссий в стране.

Посольство продолжало проводить «круглые столы» с лидерами религиозных организаций, чтобы обсудить вопросы, имеющие отношение к религиозным свободам и дающие место вмешательству государства в дела конфессий. В феврале и марте 2004 г. официальные лица Госдепартамента, включая заместителя помощника секретаря по европейским и евроазиатским делам, встретились с представителями нескольких религиозных групп для обсуждения религиозной ситуации в Беларуси.

Данное извлечение было напечатано в Бюллетене "За свабоднае веравызнанне" №5-7 под названием "Религиозные свободы в Беларуси глазами американских аналитиков"