А был ли мальчик?

Кровавый навет в современной Беларуси
История постсоветской Беларуси, к нашему величайшему прискорбию, наполнена немалым числом событий, во время которых в республике происходило воскрешение самых диких средневековых антиеврейских мифов. Не последнее место среди них занимает пресловутый миф о «кровавом навете». Его реанимация происходит ежегодно 3 мая, когда Православная епархия отмечает память «жидами убиенного» в 1690 году христианского малыша Гавриила из небольшого поселка вблизи ныне польского города Белостока. По поводу этого инцидента трехвековой давности в прессе периодически возникает истеричная атмосфера. Последняя серьезная вспышка такой истерии произошла 27 июля 1997 г., когда на Белорусском телевидении вышла в эфир очередная программа «Сущность». Тысячелетний антиеврейский религиозный миф был представлен телезрителям во всей красе.
1
«Кровавый навет», то есть обвинение евреев в употреблении христианской крови в ритуальных целях, – не самое свежее изобретение юдофобов.
В Римской империи первыми, кто пострадал от обвинения в использовании человеческой крови при совершении религиозных обрядов, были христианские общины: так власти государства, исповедовавшего еще политеизм (многобожие), боролись с народом, исповедующим монотеизм (единобожие). При этом следует не упускать из виду, что тогда христианами были сами евреи. Но как только христианство стало в этой империи государственной религией, евреев стали уже преследовать как представителей иудаизма.
Чтобы идеологически оправдать преследования, в основу мифа его адепты положили христианскую доктрину об искуплении смертью Иисуса грехов всего человечества. Вера христиан в чудодейственные свойства «крови Христовой» побудила их приписать эти же представления и евреям, которые, по их утверждению, также убеждены в магической силе крови – и не только Иисуса, но и других христианских святых и мучеников.
Позднее, с исчезновением у народов практики человеческих жертвоприношений, наиболее частой формой кровавого навета стало обвинение евреев в использовании христианской крови при выпечке мацы или добавлении к вину во время подготовки и проведения пасхальных праздненств. Именно поэтому почти все известные случаи кровавого навета совпадают по времени к этому празднику или предшествуют ему. Кровавые наветы обычно сопровождались погромами и резней, а иногда уничтожением или изгнанием целых еврейских общин.
В настоящее время насчитывается 154 зафиксированных в литературе случая кровавого навета в разных странах. Все они педантично собраны в «Розыскании о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их», шулерски изданном в 1844 г. тайным советником В.В.Скрипициным под именем великого русского лексикографа Владимира Даля. Из них на территории нынешней Беларуси – 11, в том числе ставшие знаменитыми в истории Ружанское (1657 г.), Сенненское (1799 г.), Гродненское (1817 г.) и Велижское (1823 г.) «дела».
Несмотря на то, что уже в одной из первых священных книг евреев – Талмуде – подробно изложен запрет употреблять кровь в пищу и при этом описывается множество приемов по удалению крови из тканей животного при его убое, миф не только жив в общественном сознании нееврейского населения, но и активно распространяется.
2
В 1820 году Гавриил Белостокский был канонизирован Русской православной церковью и почитается ныне как покровитель детей. Что же побудило православный мир возвести этого мальчика в ранг святого? Неужели только сам факт, что был «жидами умучен»? Нет, просто в соответствии с религиозным мифом, останки его оказались нетленными, а значит, мы имеем дело с чудом.
Мощи святого младенца Гавриила претерпели за 300 с лишним лет множество приключений, которых также, кроме как чудесными, назвать трудно. Когда спустя 30 после гибели, в 1720 году, во время очередного погребения был случайно задет гроб Гавриила, было обнаружено, что тело его не истлело. Мощи перенесли в крипту под храмом в селе Зверки. Спустя четверть века храм сгорел, но мощи уцелели, и в 1755 году были перенесены крестным ходом в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. В 1930-х годах монастырь большевики закрыли, а мощи Гавриила разместили в качестве экспоната в Минском Музее атеизма, где они находились до 1944 года, пока верующие в первые же дни после освобождения от оккупантов не похитили их и вывезли в Гродно, где тайно хранились в подвалах церкови Покрова Божией Матери. Вот оттуда их перенесли торжественно, крестным ходом 21 сентября 1992 года в Свято-Никольский собор Белостока. Там они и находятся поныне.

Нет слов, у каждого народа должна быть своя славная история, свои герои и свои святые. Единственное, чего не должно быть, так это утверждения собственного национального самосознания за счет унижения национального достоинства другого народа. В истории, связанной с возвеличением культа святого младенца Гавриила мы имеем как раз такой случай. Имя этого святого связано с определенными чудесами: и мощи его нетленны, и действие их целебно. Но отцам церкви этого было мало. Надо, было чтобы он был еще и мучеником. А мучить его на территории Беларуси могли, как известно, только евреи.
Описывая дело гибели шестилетнего христианского мальчика Гавриила в далеком 1690 году, автор «Розыскания» пишет: «О судебном производстве по сему делу памятников не осталось по бывшим пожарам». То есть доказательств вины евреев у Скрипицина не было, но тогда неясно, в чем же, собственно, проблема?
Оказывается, не в самом убийстве дело. Убийцей мог быть кто угодно, в том числе и еврей: маньяков у любого народа хватает. Дело в ритуальном характере этого преступления. А так как авторы всех статей о гибели святого младенца Гавриила дружно пишут о том, что из ребенка «выпустили всю кровь до последней капли», очевидно, что речь как раз идет о каком-то религиозном ритуале. Однако, что делать, если «памятников не осталось по бывшим пожарам»?.. Надо их придумать!
До начала 1990-х гг. культ «жидами убиенного» младенца Гавриила оставался в пределах православного клира и был раздут средствами массовой информации лишь в сентябре 1992 г., когда «нетленные мощи» его были со всеми почестями перенесены в польский Белосток. Уже в те дни православный польский журнал «Часопис», сообщая сведения о «жизни святого мученика дитятки Гавриила», отмечал, что «точные обстоятельства смерти неизвестны». Однако тут же следует небольшая приписка: «в это время в Заблудове и его окрестностях боролись между собой четыре религии: православие, католицизм, кальвинизм и иудаизм»[1]. Учитывая это замечание, можно смело предположить, что, скорее всего, дело Гавриила Белостокского носит искусственный характер, и мы имеем дело с примитивной провокацией.
Все сведения о смерти ребенка, которые в 1992 г. приводили белорусские газеты, укладываются в три фразы: «Воспользовавшись детской доверчивостью, он [арендатор деревни Зверки, где произошла трагедия, по имени Шутко. – Ред.] схватил мальчика. Затем Гавриил был отдан на муки. По причине потери крови он умер». Но чем дальше мы уходим от событий и публикаций 1992 г., тем больше подробностей появляется в этой истории.
В общем, не наше дело развенчивать церковные мифы и вступать в полемику с их апологетами, но, поскольку память о святом Гаврииле из окрестностей Белостока все еще жива и ежегодно 3 мая бросает тень на всех евреев, обзываемых в православных молитвах «зверями», мы решили все же проанализировать эту легенду. Для анализа мы выбрали текст злосчастной телевизионной передачи Белорусского телевидения от 27 июля 1997 года. К чести священнослужителей, включая митрополита Филарета, принимавших участие в передаче, ни один из них еврейский вопрос не поднимал. Сделали это журналисты – авторы передачи, а скандальный для государственных СМИ текст был прочитан от их имени диктором. Вот этот текст.
«Житие» называет имя того, кто, воспользовавшись отсутствием родителей, заманил ребенка к себе и отвез его в Белосток. Это – зверковский арендатор Шутко, который вместе с такими же, как он сам, иудеями, возможно, членами тайной фанатичной секты, последователями тех, кто требовал смерти Христа и кричал Пилату: «Кровь его на нас и на детях наших!», совершил страшное по жестокости убийство, возможно, ритуальное, ибо, как свидетельствует исследователь Алексей Мельников, это произошло 21 марта 1690 года, накануне светлого Христова воскресения. Шестилетний Гавриил прошел через муки, подобные Христовым: ребенка распяли, проткнули бок, а затем кололи различными приспособлениями, пока не выпустили всю кровь до последней капли...» (пер. с бел.)
3
Белорусское телевидение достаточно часто «развешивает лапшу» на ушах телезрителя. Вот и в случае с делом Гавриила Белостокского такой «лапши» оказалось вполне достаточно для того, чтобы возбудить антиеврейские настроения в белорусском обществе. В начале 90-х это происходило на фоне обильного издания в Минске антисемитской литературы и предваряло выход одной из самых скандальных книг в постсоветской Беларуси – «Войны по законам подлости», выпущенной местным ЗАО «Православная инициатива» 30-тысячным тиражом. Фактически Беларусь в девяностые годы прошлого века возродила свою репутацию одного из центров идеологического антисемитизма, которую она снискала еще в семидесятые.
В журнале «Часопис» указывается: «одно из преданий гласит...», а в программе «Сущность» то и дело встречается слово «возможно»: «возможно, членами тайной фанатичной секты...», «возможно, ритуальное убийство...». Предание не является доказательством, а использование слова «возможно» говорит о том, что у авторов текста никаких точных сведений на эту тему нет. На что же тогда они рассчитывали?
В телепередаче имело место откровенное обращение к подсознанию зрителя: слово «возможно» забудется, а сам факт в памяти останется.
Авторы передачи откровенно использовали неосведомленность большей части зрителей в вопросах истории религии, о чем свидетельствуют слова о том, что смерти Христа требовали члены тайной фанатичной секты и что «Гавриил прошел через муки, подобные Христовым: ребенка распяли, проткнули бок, а затем кололи разными приспособлениями, пока не выпустили всю кровь».
Смерти Христа требовали священники, а не члены какой-то секты: они-то как раз и боролись с сектантством в иудаизме. К тому же, если даже и предположить, что с Гавриилом все так и было, то с Христом ничего подобного не было: никто из него кровь «до последней капли» не выпускал. Зачем же нужны были все эти пассажи авторам? Думается, здесь делалась откровенная попытка связать для убедительности две истории: дескать, муки младенца Гавриила были подобны мукам Христа, и вообще первый принял муки во имя второго, и случилось это в дни, предшествующие его святому воскресению. Все это нельзя расценить иначе, как попытку внедрить в подсознание зрителя историческую аналогию: спустя почти 17 веков всё те же иудеи совершают всё такие же преступления. Не случайно о убийцах Гавриила говорят как о последователях тех, кто требовал смерти Христа.
Интересно еще одно утверждение авторов передачи – об арендаторе из д. Зверки Шутко, который был, оказывается, не один, а вместе «с такими же, как он сам, иудеями...», а ведь никаких точных сведений о том, что в деле был замешан еще кто-либо, кроме Шутко, нет.
И все же, для чего понадобилось иудеям выпускать из Гавриила «всю кровь до последней капли»? Ну, конечно же, для совершения предпасхальных религиозных ритуалов!
4
Когда белорусская православная газета «Царкоўнае слова» перепечатала выписку из «Резолюции Собрания Православных братств Русской православной Церкви», принятой в феврале того же года, актуальность этой Резолюции уже успела основательно угаснуть. Причем угаснуть как-то без особого вмешательства извне: без серьезной критики в прессе, без выступлений специалистов и возмущенных писем от оскорбленных в лучших чувствах обывателей. Просто тема, которую поднимала эта резолюция, была сама по себе «глухая» в силу одиозности и многократности бесполезной эксплуатации. Использование «протухших» новостей – признак непрофессионализма. К тому же, и газета появилась на прилавках с большим опозданием – в феврале следующего, 1993 года. Что же заставило руководство православной епархии даже спустя год обратиться к уже «протухшим» новостям?
Надо сказать, что события в Минске, связанные со спекулятивным использованием имени погибшего триста лет назад мальчика, стали логическим продолжением той политики нагнетания антисемитских настроений, которую проводила после распада советской империи православная церковь. Принятая резолюция Собрания Православных братств содержала обращение «к представителям светской власти, к правоохранительным органам, к издательствам, ко всем средствам массовой информации». Обращение содержало требование «обратить внимание на изуверческие культы, практикующие человеческие жертвоприношения (хасидизм)» и «опубликовать массовым тиражом книги В.И.Даля «Записки о ритуальных убийствах», Г.Г.Замысловского «Убийство Андрюши Ющинского» (дело Бейлиса. – РЕД.), протоиерея Буткевича «Кровавые жертвоприношения» и другие исторические материалы и документы по этому вопросу...» [2].
1992 год вообще для определенных кругов православной церкви прошел под знаком нагнетания антиеврейской истерии. Каких только статей тогда ни появилось: евреев вновь обвиняли в извечных грехах перед христианским миром, еврейское мировоззрение объявляли порочным, иудаизм – формой сатанизма, а отдельные разновидности его, например, хасидизм, – изуверским течением. Православно-патриотический вестник «Сергиев посад» даже заявил, что якобы «в ближайшее время предстоит поворот в российском общественном сознании относительно вопроса о религиозных, ритуальных преступлениях жидов против России и всего христианского мира». Там же описывалась «торжественная панихида по всем державным людям Святой Руси..., а также по всем умученным от жидов», которая проходила во время чрезвычайной встречи Предсоборного Совещания для подготовки Всероссийского Земского Собора [3]..
Примерно за год до этого Дума Союза «Христианское возрождение» сделала прокурору Москвы специальное заявление, в котором выражалась «глубокая тревога и озабоченность все более и более возрастающей в последнее время активизацией деятельности на территории Москвы религиозных общин и организаций, имеющих в своей основе учение талмудического иудаизма». Поскольку текст этого заявления был опубликован в журнале «Земщина», есть возможность привести полный набор этих обвинений. То, что к этому набору не приложено ни одного факта из жизни наших современников не только у нас в стране (тогда это еще был СССР), но и в других странах, читателю придется поверить на слово. Итак, что ни фраза, то миф. Цитируем.
Талмудический иудаизм по своим вероисповедным принципам есть религия враждебная христианству, насаждающая в своих последователях крайнюю агрессивность по отношению к христианам вплоть до их физического уничтожения. «Убей лучшего из гоев (христиан)» – таково одно из наиболее характерных высказываний важнейшей культовой книги талмудического иудаизма – Талмуда…
Талмудический иудаизм строго карает своих последователей за переход в христианство и даже полагает полное уничтожение христианства (не исключая физического истребления его последователей) одной из главнейших религиозных целей… В настоящее время... средства массовой информации ежедневно приносят сообщения о многочисленных случаях пропажи детей и изуверских убийствах с признаками совершения религиозного ритуала, характерными для описанных в истории литературы религиозных человеческих жертвоприношении.

А вот и вывод, который делают авторы: все эти преступления совершаются «сектой изуверов на почве исповедания крайних форм талмудического иудаизма, существование которой нельзя заранее отрицать». [4]
А еще в заявлении говорилось о возможной причастности ко всем этим безобразиям приверженцев хасидизма и предлагалось возбудить уголовное дело с научной экспертизой хасидских рукописей, хранящихся в фондах Национальной библиотеки (тогда это была еще библиотека им. Ленина) и т.д. А к заявлению были приложены названия книг, которые авторы сочли «специальной научно-исторической литературой вопроса». Их и привела редакция газеты православной епархии Беларуси «Царкоўнае слова».
5
Это не укладывается в здравый смысл, но даже в наше время еще находятся мракобесы, которые пытаются убедить людей, что евреям в ритуальных целях нужна христианская кровь. О том, что это не более чем дикость, знали даже в эпоху «мрачного средневековья». Вот как эту проблему решил еще в 1235 году германский император Фридрих II. Когда в Фульде произошло убийство нескольких мальчиков, он пригласил в свою резиденцию несколько знатоков еврейских законов из числа крещеных евреев и попросил их исследовать этот вопрос. Их ответ гласил:
«Ни в Ветхом, ни в Новом завете нет указаний, чтобы евреи жаждали человеческой крови. Напротив, в полном противоречии с этим утверждением в Библии... в данных Моисеем законах, в еврейских постановлениях, которые по-еврейски называются Талмудом, совершенно ясно сказано, что они вообще должны беречься запятнания какой бы то ни было кровью. С очень большой долей вероятности мы можем предпо-ложить, что те, кому запрещена кровь даже разрешенных [в пищу] животных, едва ли могут жаждать человеческой крови» [5].
Начиная с середины 13 в., многочисленными королевскими и императорскими вердиктами, папскими буллами развенчивались обвинения евреев в ритуальных преступлениях. Так, папа Николай V запрещал «навсегда и самым строгим образом всем верующим в Христа... предпринимать что-нибудь подобное против евреев или против определенного еврея» (1447г.) [6],а польский король Стефан Баторий специальным декретом (1574 г.) приказал, «чтобы никто впредь не смел ложно обвинять евреев перед судом или магистратом в убиении христианских детей». Несмотря на множество подобных запретов, кровавые наветы возникали то в одном, то в другом регионе.
В современной православной церкви нет единства в подходе к проблеме кровавого навета. С одной стороны можно отметить полное отрицание существования такой проблемы, с другой – откровенное нагнетание антиеврейских настроений на основе воскрешения древнего мифа.
Отрицает обвинение евреев в совершении ритуальных преступлений и Портал Белорусской православной церкви.
Для евреев, строго соблюдающих закон Моисеев, кровь является столь же запретной, как и для христиан: "Никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота; а кто будет есть какую-нибудь кровь, истребится душа та из народа своего" (Ловит 7, 26-27).
Во время искушения Авраама, который должен был принести в жертву своего сына Исаака, откровением Господним преобразуется искупительная смерть Господа нашего Иисуса Христа и на вечные времена запрещается всякое человеческое жертвоприношение: "Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего" (Бытие, 22,12). Добросовестные исследователи во все времена категорически отрицали измышление, что христианская кровь будто бы примешивается в еврейские опресноки мацу. Таких опресноков не было найдено никогда, никем не наблюдалось их приготовление, ни одно следствие не открыло подобных фактов.

Конечно же, здравый смысл все чаще начинает возобладать над эмоциями. В1993 г. член Священного Синода, Митрополит Крутицкий и Коломенский в своем интервью журналу «Родина» заявил: «Уже в начале века виднейшие русские богословы и юристы отрицали наличие в иудаизме ритуальных убийств... Второй Ватиканский собор в 1961 году разъяснил эту проблему в традиционном для церкви духе» [7].
Упоминание решений Второго Ватиканского собора весьма уместно, ибо одним из этих решений было отменено почитание мнимой жертвы кровавого навета Симона Трентского, имя которого было удалено из католической мартирологии. Аналогичное решение приняла англиканская церковь по поводу другого почитаемого «жидами убиенного» ребенка Хью Линкольнского.
Что касается православной церкви, то тут все значительно сложнее.
Еще покойный отец Александр Мень говорил, что придет когда-нибудь день и святой Гавриил Белостокский будет Церковью деканонизирован, потому что в наш просвещенный век говорить о том, что евреи совершают ритуальные убийства, как-то уже неловко. Но, судя по всему, сама Церковь вопрос о деканонизации ставить пока не собирается и разубеждать паству в том, что евреи не такие кровожадные, как это ей пытаются внушить, тоже не спешит. Более того, параллельно с отрицанием наличия у евреев ритуальных преступлений, идет косвенное признание того, что они все-таки существуют. И делает это один и тот же информационный орган – Портал Белорусской православной церкви:
В разные времена появлялись христианские младенцы, убиенные совершенно определенным способом, в котором не без основания предполагали ритуальные убийства. Вновь и вновь возникало предположение о существовании среди иудеев секты фанатиков-изуверов, повторяющих вслед за теми, кто требовал казни Христа: "Кровь Его на нас и на детях наших" (Мф. 27, 25)... Утверждения, что среди лиц иудейского вероисповедания могли существовать преступники-сектанты, никоим образом не бросали столь тяжкого обвинения всей нации верных последователей закона Моисеева, ибо сектанты в любой религии это отщепенцы, отделившиеся от большинства верующих именно вследствие своего несогласия с ними.
Этакий реверанс: мы, дескать, совсем не против евреев – мы против преступных сект, существующих в еврейской среде. При этом не делается никаких даже закамуфлированных попыток доказать, что такие секты действительно существуют. И что еще хуже, официальный портал Белорусского Экзархата РПЦ опускается до откровенной лжи, когда пишет, что дело об убиении отрока Гавриила разбиралось в суде Заблудова, преступники понесли заслуженное наказание.
Стоит ли осуждать Церковь за откровенную диффамацию, если до этого опускается даже уважаемая электронная Википедия, авторы которой также ссылаются на решение суда, которого не было, нагнетая при этом дикие страсти: «еврей-арендатор Шутко, приласкав ребенка, увез его с собой в Белосток, где девять дней подвергал мальчика ритуальным истязаниям, имитирующим страсти Христовы: пригвоздил за руки и за ноги к стене и проколол бок, выпустив таким образом кровь»
6
Возрождение православной церковью в 1990-х годах почитания Гавриила Белостокского Конгресс США расценивает как откровенное нарушение религиозных свобод. Именно так этот факт фиксируется в ежегодных докладах Конгресса по антисемитизму, начиная с 2003 года, а также Подкомитетом Конгресса США по иностранным делам. Тем не менее, проблема далека от разрешения. Дело заключается еще, видимо, и в том, что к разжиганию страстей вокруг такого религиозного предрассудка, как кровавый навет, зачастую имеют отношение и представители светских кругов, в том числе сотрудники прессы и телевидения.
Нет сомнения, авторы вышеназванной телевизионной передачи прекрасно все знали и понимали. Просто они подло и цинично выполняли некий социальный заказ, ибо, как известно, если где-то что-то происходит, значит, это кому-то выгодно. А главное, что это почему-то было выгодно белорусским властям, о чем свидетельствует ответ, который дал на запрос Белорусского Союза еврейских объединений и общин заместитель Председателя Белтелерадиокомпании В.Куприенко: «Младенец Гавриил – личность историческая и передача была построена исключительно на фактах, взятых из его жизнеописания (см. «Жизнь Гавриила Белостокского» в разных изданиях), что свидетельствует об однородности сведений, изложенных в программе, всем известной истории» (пер. с бел.) [8].
Типичный для поведения представителей антисемитских СМИ ход: мы не сами это придумали, мы просто зачитали уже однажды напечатанное. Даже если отбросить мысль об ответственности представителей государственных СМИ за тиражирование церковных мифов в стране, где Церковь официально отделена от Государства, достаточно обратиться к источнику, чтобы понять, насколько «уклончив» ответ одного из лидеров Белтелерадиокомпании.
Была в телевизионной передаче названа одна фамилия, которая может дать нам ключ к разгадке всей этой истории, – Мельников. Именно на этого исследователя сослались авторы как на эксперта. Скорее всего, речь шла о книге директора Шкловского краеведческого музея А.А.Мельникова [9], издание которой осуществила Белорусская Православная Церковь. В главе «Мученик младенец Гавриил Белостокский» приводится вся эта история с гибелью шести¬летнего мальчика из деревни Зверки близ города Заблудова. Вот какими средствами автор подтверждает достоверность этой легенды: «нам кажется, что убийство произошло 21 апреля...», «собравшиеся в доме арендатора иудеи, возможно, члены тайной изуверской секты...» То есть, все те же «кажется» и «возможно».
Описание преступления работники телевидения, оказывается, вообще дают не по каким-то там древним источникам, а по тексту перевода стихов архимандрита Слуцкой обители Михаила Козачинского, «написанных по случаю перенесения мощей мученика Гавриила».
Как же доказывает Мельников ритуальный характер преступления? «Судя по характеру ран, жители поняли, что преступление было совершено некой сектой...» Вот так, местные обыватели (или «исследователь» Мельников?) сами сделали экспертное заключение, которому спустя три столетия вполне доверились получившие современное образование работники Белорусского телевидения.
Эксплуатация мифа о кровавом навете, как и вообще о ритуальных преступлениях евреев, еще как-то объяснимая в деятельности неонацистских организаций, никак не может быть рационально объяснима в творчестве государственных средств массовой информации. Объяснение может быть только одно: умышленное разжигание антиеврейских настроений и межнациональной розни, использование церковных мифов в неблаговидных политических целях. И делается так, как делали это сотрудники печально известного ведомства доктора Геббельса.
(Еврейские организации передали в прокуратуру заявление о возбуждении уголовного дела по факту разжигания межнациональной розни, но оттуда последовал отказ).
А пока идут дебаты, «Белорусский православный календарь» из года в год печатает такие вот тексты:
«Мученик младенец Гавриил Белостокский. Тропарь, глас 5: Святый младенче Гаврииле, ты за Прободенного нас ради от иудей лютее от онехже в ребра прободен был еси и за Истощившаго кровь Свою за нас все тело твое на истощение крове в лютыя язвы предал еси, ныне же во славе вечней с Ним вселился еси. Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою, прося нам здравие телеси и спасение душам нашим» [10].
Вместо послесловия
В мае 1943 года, когда до конца Второй мировой войны было еще более двух лет и финал ее был не столь очевиден, рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер написал руководителю Главного управления имперской безопасности Эрнсту Кальтенбруннеру следующее письмо:
«Дорогой Кальтенбруннер!
Я заказал значительное количество экземпляров книги «Еврейские ритуальные убийства» и прикажу раздать ее всем вплоть до штандартенфюрера. Посылаю Вам 100 штук, чтобы Вы могли раздать их Вашим эйнзатцкомандам, и, прежде всего, людям, которые имеют дело с еврейским вопросом.
В связи с этой книгой я даю следующие задания:
1. Следует немедленно произвести расследование ритуальных убийств среди евреев, которые еще не эвакуированы. Об обнаруженных случаях доложить мне. Затем в этом направлении нам нужно организовать несколько процессов.
2. Вопрос о ритуальных убийствах в целом должен быть расследован экспертами в Румынии, Венгрии и Болгарии. Я думаю, что затем мы сделаем эти случаи ритуальных убийств достоянием прессы, чтобы тем самым облегчить изъятие евреев из этих стран. Подобные вещи, само собой разумеется, могут делаться лишь по согласованию с министерством иностранных дел.
3. Обдумайте, не сможем ли мы в сотрудничестве с министерством иностранных дел устроить чисто антисемитский нелегальный передатчик на Англию и Америку. Его можно было бы снабжать материалом, который, как это делал «Штюрмер» в боевые времена, будет преподноситься англичанам и американцам. Я полагаю, что сенсационный заголовок был бы здесь очень важен. Я прошу связаться с группенфюрером СС д-ром Мартином, чтобы привлечь одного из сотрудников «Штюрмера».
Кроме того, следует немедленно назначить людей, которые в Англии добыли бы и проверили судебные отчеты и полицейские протоколы о том, что пропал без вести ребенок. Мы затем могли через наши передатчики сообщить соответствующие краткие известия о том, что в месте Х пропал без вести ребенок и что, вероятно, речь идет о еврейском ритуальном убийстве.
Я полагаю, что, в общем, мы могли бы антисемитской пропагандой в широких масштабах на английском и, может быть, даже на русском языках, используя в своей пропаганде ритуальные убийства, в огромной степени активизировать антисемитизм во всем мире.
Я прошу Вас обсудить эти вещи при случае с Вашими сотрудниками и провести необходимую подготовку, чтобы затем представить мне предложения.
P.S. Прошу далее привлечь к сотрудничеству автора книги и подполковника Зуханека»
.
[11].
1. “Часопiс», 1992, №9.
2. «Царкоунае слова», 1992, №9.
3. «Сергиев посад», 1992, №9.
4. «Земщина», №75 (1992).
5. Еврейская энциклопедия. СПб, Т.11. – С. 857-858.
6. Там же. – С. 862.
7. «Родина», 1993, №1.
8. Архив автора.
9. Мельников А.А. Путь непечален. Мн., 1992.
10. Белорусский православный календарь на 2008 г. – С. 30.
11. «СС в действии». М., 1969. – С. 227-228.

Дапісаць новы камэнтар

Значэньне поля ня будзе паказанае публічна ні ў якім разе.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
5 + 11 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.